Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Ереминой И.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кунчининой Н.П.
с участием административного истца Шураева А.Д., представителя административного ответчика на основании доверенности К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3003/2018 по административному иску Шураева А. Д. к Администрации городского округа Сызрань об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Шураев А.Д. обратился в суд к административному ответчику Администрации городского округа Сызрань (далее – Администрации г.о.Сызрань) с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что на основании решения начальника жилищного отдела Администрации г.о.Сызрань Ш. от <дата> № *** и постановления Администрации г.Сызрань от <дата> № ***, признанного решением суда от <дата> незаконным, административному истцу и членам его семьи было отказано в приеме на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалиду второй группы по общим заболеваниям, бывшему члену подразделений особого риска РФ, приравненного постановлением Верховного суда РФ от <дата> № *** к категории граждан участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф на Чернобыльской АЭС на основании того, что жилая площадь приходящаяся на одного члена семьи превышает 7 кв.м. для данной категории граждан.
Полагает, решение об отказе в приеме на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и все последующие отказы, вынесенные Администрацией г.о.Сызрань являются незаконными. Администрация г.о.Сызрань все последующие отказы мотивирует тем, что согласно установочной части решения Сызранского городского суда от <дата> за истцом и совместно проживающими членами его семьи числятся жилые помещения, кроме квартиры, расположенной по адресу: г.Сызрань, <адрес> общей площадью 58,5 кв.м., площадь которых в совокупности составляет 142,6 кв.м. на 7 человек, а следовательно, на одного члена семьи приходится по 20,37 кв.м., что превышает норму постановки на учет, а также норму предоставления жилого помещения в г.о.Сызрань.
Административный истец считает, что отказывая в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Администрация г.о.Сызрань неверно истолковывают закон, однако Федеральный закон от 29.06.2015 года №169-ФЗ О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска" приравнял права истца как ветерана подразделений особого риска РФ к правам и социальным льготам, предусмотренных для чернобыльцев. Часть 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет в качестве меры социальной поддержки указанных категорий граждан, улучшение жилищных условий. Реализация этого права в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015 г. (продлена до 2020г.) осуществляется через представление права на получение социальной выплаты (жилищного сертификата). Для получения данной выплаты гражданин должен состоять на очереди для улучшения жилищных условий.
Полагает, что он и все члены его семьи могут состоять на учете в качестве в нуждающихся по всем вышеуказанным основаниям. Считает, что действия Администрации г.о.Сызрань нарушают его права и членов его семьи, в связи с чем обратился в суд и просит признать незаконными действия сотрудников Администрации г.о.Сызрань в части отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий его как инвалида второй группы по общим заболеваниям, бывшего члена подразделений особого риска, приравненного к категории граждан-участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф на Чернобыльской АЭС и членов его семьи, обязать Администрацию г.о.Сызрань в установленный судом срок принять его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании административный истец Шураев А.Д. исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные выше, пояснил, что он оспаривает все ранее вынесенные Администрацией отказы в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе отказ, выразившийся в ответе Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, которое им получено по почте в июне-июле 2017 года, конверт не сохранен.
Представитель административного ответчика – Администрации г.о.Сызрань по доверенности К. в судебном заседании административный иск просила оставить без удовлетворения, пояснила, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, что в силу ч.6 ст.219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Судом установлено, что Шураев А.Д. является ветераном подразделения особого риска, что подтверждается копией удостоверения серии № ***, выданного <дата>.
На обращение Шураева А.Д. в Администрацию г.о. Сызрань по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Главой Администрации г.о. Сызрань Лядиным Н.М. в письменном ответе от <дата> № *** разъяснены положения статьи 52 ЖК РФ, Закона Самарской области «О жилище», а также право истца обратиться в Жилищный отдел Комитета ЖКХ Администрации г.о.Сызрань по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с заявлением и всеми необходимыми документами (л.д. 10).
Как следует из административного иска и пояснений административного истца, обращаясь в суд с настоящим административным иском, Шураев А.Д. оспаривает действия Администрации г.о. Сызрань об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий выраженный как в ответе Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***, а также ранее принятых Администрацией г.о. Сызрань отказах в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не конкретизировав заявленные требования.
Между тем, ответ Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** не содержит отказа в постановке административного истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а лишь разъясняет требования жилищного законодательства и порядок постановки граждан на такой учет.
Таким образом, данный ответ не содержит запрета либо ограничения прав Шураева А.Д., не носит предписательный характер, в связи с чем, не может расцениваться как отказ в постановке на учет, а носит исключительно характер разъяснения положений действующего законодательства.
Доводы административного истца о несогласии с отказом Администрации г.о. Сызрань в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от <дата> № *** и всех последующих отказах, незаконности постановления Главы Администрации г. Сызрань от <дата> № *** о расторжении договора о передаче в собственность граждан жилых помещений не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они были предметом исследования и оценки суда при разрешении ранее рассмотренных дел, в которых принимали участие те же лица.
Так, <дата> Шураев А.Д., Ш.Л. и Г.Е. обратились в Сызранский городской суд с иском к Администрации г.Сызрань о признании незаконным постановления Главы Администрации г.Сызрани, признании права собственности на квартиру и признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, в котором просили: Шураев А.Д. – признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления – <дата>, а также обязать Администрацию г.Сызрани в соответствии с требованиями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от <дата> № *** предоставить ему и членам его семьи 3-х комнатную квартиру с изолированными комнатами с учетом полагающейся ему дополнительной площади с правом ее последующей приватизации; а Ш.Л. – признать незаконным постановление Главы Администрации г.Сызрани от <дата> № *** и вернуть им в собственность спорную квартиру, а также признать их семью нуждающимися в улучшении жилищных условий с момента подачи первоначального заявления – <дата>, и обязать Администрацию г.Сызрани предоставить им 3-х комнатную квартиру с изолированными комнатами с учетом полагающейся дополнительной площади с правом ее последующей приватизации.
Решением Сызранского городского суда от <дата>, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от <дата>, постановление Главы Администрации г.Сызрани «О расторжении договора о передаче в собственность граждан жилых помещений» от <дата> № *** об отмене постановления Главы Администрации г.Сызрани от <дата> № *** в части передачи в собственность Шураеву А.Д. и Ш.Л. жилого помещения, расположенного по адресу: г.Сызрань, <адрес>, и расторжении договора о передаче им в собственность указанной выше квартиры от <дата>, признано недействительным (гражданское дело № ***).
<дата> Шураев А.Д. и Ш.Л. обратившись в суд с иском к Главе городского округа Сызрань Хлыстову В. В.чу и Администрации г.о. Сызрань, в числе прочего заявляли требования о продлении срока обжалования постановления Главы Администрации г. Сызрань от <дата> № *** и решения начальника Жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от <дата>.
Решением Сызранского городского суда от <дата> исковое заявление Шураевых А.Д., Л.С. к Главе городского округа Сызрань Хлыстову В. В.чу и Администрации г.о. Сызрань о понуждении улучшить жилищные условия путем предоставления Государственного жилищного сертификата, было оставлено без удовлетворения (гражданское дело № ***).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.06.2012г. решение Сызранского городского суда от 27.03.2012г. было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Шураевых А.Д., Л.С. без удовлетворения.
Решением Сызранского городского суда от 27.06.2013г. исковые требования Шураев А.Д., Ш.Л. к Главе городского округа Сызрань Хлыстову В.В. и Администрации г.о. Сызрань о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении им квартиры на всех членов семьи, исходя из 7 человек, по норме предоставления, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № *** и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27.12.1991г. № 2123-1 оставлены без удовлетворения (гражданское дело № ***).
В <дата> году Шураев А.Д. обратился в суд с иском, в котором просил все действия должностных лиц Администрации г.о. Сызрань по постановке его на учет в качестве нуждающегося и отказе в обеспечении благоустроенной жилой площадью считать незаконными, на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1 и Чернобыльского Федерального Закона № 1244-1 от 15.05.1991г. обеспечить его благоустроенной жилой площадью.
Решением Сызранского городского суда от <дата> иск Шураева А. Д. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося и отказе в обеспечении благоустроенной жилой площадью, понуждении обеспечения жилым помещением - оставлен без удовлетворения (гражданское дело № ***).
Апелляционным определением Самарского областного суда от <дата> решение Сызранского городского суда Самарской области от <дата> оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Шураева А.Д. - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, вышеуказанными решениями Сызранского городского суда действия Администрации г.о. Сызрань об отказе административному истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в отказе в обеспечении благоустроенной жилой площадью признаны законными и обоснованными и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.
Кроме того, самим административным истцом в ходе судебного разбирательства не отрицалось, что ранее он обжаловал все отказы в постановке на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По существу доводы административного истца направлены на переоценку доказательств, ранее являвшихся предметом судебного рассмотрения и оценки, что недопустимо в силу норм процессуального законодательства.
Кроме того, стороной ответчика в лице представителя К. заявлено ходатайство о пропуске предусмотренного Кодексом административного судопроизводства РФ процессуального срока для обращения Шураева А.Д. в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Как следует из материалов дела и не отрицалось административным истцом, ответ Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** получен им по почте в июне-июле 2017 года.
Установлено, что в суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился лишь <дата>.
Следовательно, административным истцом пропущен срок для обжалования ответа Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***.
С ходатайством о восстановлении срока для обращения в суд Шураев А.Д. не обращался, уважительных причин для восстановления пропущенного срока суду не представил.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из характера заявленных административным истцом требований, суд полагает административное исковое заявление Шураева А.Д. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконными действий об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Шураева А. Д. к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконными действий об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2018 года.
Судья: Еремина И.Н.