Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6351/2019 ~ М-5907/2019 от 15.08.2019

Дело №2а-6351/2019 (10RS0011-01-2019-007790-97)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Реулец Елены Николаевны о признания решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16.05.2019 №11749/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Реулец Е.Н. обратилась в суд об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее по тексту Министерство) от 16.05.2019 №11749/12.4-21 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с вида разрешенного использования - «запас» на вид разрешенного использования - «индивидуальные отдельно стоящие хозяйственные постройки (в т.ч. гаражи, бани, сараи)» и дальнейшей организации аукциона по продаже указанного земельного участка, понуждении к совершению действий. Отказ мотивирован тем, что Министерство не наделено полномочиями по принятию решений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования. Не согласившись, Реулец Е.Н. просит признать указанное решение Министерства незаконным, обязать административного ответчика обратиться в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , адрес (местоположение): <адрес>. Земельный участок расположен в кадастровом квартале , на основной вид разрешенного использования: «Индивидуальные отдельно стоящие хозяйственные постройки (в т.ч. гаражи, бани, сараи)» в соответствии с градостроительным регламентом (территориальная зона Ж-1).

Определением суда от 16.08.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Прионежского муниципального района.

В судебном заседании Реулец Е.Н. и ее представитель Смирнов А.В., действующий на основании доверенности, требования, поддержали по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности Ильин А.А., в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддерживает доводы представленные в отзыве.

Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Учитывая выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, суд, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

В силу положений ч.ч. 1, 2, 2.1, 3, 4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренные правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований, правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно Правилам землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденным решением XXXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от10.05.2017 №5, вид разрешенного использования «Индивидуальные отдельно стоящие хозяйственные постройки (в т.ч. гаражи, бани, сараи)» отнесен к основным видам для территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» (п.1.1 Раздела 1 Главы 3 ПЗЗ, стр.28)

Судом установлено, что распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок от 07.12.2016 №2006/20p была утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 323 кв.м, местоположение Республика Карелия, Прионежский район, д. Царевичи в кадастровом квартале , категория: земли запаса, разрешенное использование: запас. После проведения кадастровых работ указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . категория - земли запаса, разрешенное использование – запас. Впоследствии указанный участок был включен в границы населенного пункта д. Царевичи путем внесения Администрацией Прионежского муниципального района изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, и его категория была изменена в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на «земли населенных пунктов».

С целью инициирования организации аукциона по продаже указанного земельного участка для возведения некапитальных хозяйственных построек 16.04.2019 Реулец Е.Н. обратилась в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «запас» на «индивидуальные отдельно стоящие хозяйственные постройки (в т.ч. гаражи, бани, сараи), предусмотренный градостроительным регламентом, установленым Правилами землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, путем обращения в соответствующим заявлением в адрес Управления Росреестра по Республике Карелия.

Решением, оформленным письмом от 16.05.2019 №11749/12.4-21 административный ответчик ссылаясь на то, что согласно Положению о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочии по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Положение) Министерство осуществляет полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2016, в связи с чем не наделено полномочиями по принятию решений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.

Вместе с тем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «запас».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Согласно ч. I ст. 33 Закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12. 13 ст. 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные ст. 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового peгулирования.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в ч. 1 ст. 33 Закона № 218-ФЗ, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Закона № 218-ФЗ). Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в ЕГРН в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 5 ст. 33 Закона № 218-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон-№137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона №-137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, то, по мнению суда, Министерство вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. Указанное подтверждается и позицией Управления Росреестра по Республике Карелия о возможности внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования участка на основании обращения Министерства, выраженной в мотивированном ответе Управления от 07.02.2019 на обращение представителя административного истца.

При этом суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Реулец Елены Николаевны удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16.05.2019 №11749/12.4-21 незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Реулец Елены Николаевны от 16.04.2019.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Реулец Елены Николаевны 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019 года.

2а-6351/2019 ~ М-5907/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Реулец Елена Николаевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Смирнов Алексей Владимирович
Администрация Прионежского муниципального района
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.08.2019Регистрация административного искового заявления
15.08.2019Передача материалов судье
16.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2019Судебное заседание
13.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020Дело оформлено
10.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее