22 июля 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей: Рудь М.Ю., Кудинова А.В.,
по докладу Рудь М.Ю.,
при секретаре Мотько Д.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования Крыловский район Убийко С.И. на решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 19 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Крыловского района в интересах Галстян З.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Крыловский район (далее – Администрация) о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование заявленных требований пояснил, что в прокуратуру Крыловского района обратился Галстян З.А. с заявлением о неисполнении законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования Крыловский район в части не обеспечения его, как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Обращение Галстян З.А. касается сферы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Галстян З.А. состоит на учете по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 28 июня 2013 года " номер обезличен ". С момента постановки на учет и по настоящее время жильем не обеспечен.
Решением Крыловского районного суда от 19 мая 2014 года исковые требования прокурора Крыловского района в интересах Галстян З.А. удовлетворены в полном объеме. На Администрацию возложена обязанность предоставить Галстян З.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда муниципального образования Крыловский район по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по месту жительства, согласно дате подачи заявления о предоставлении жилого помещения лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования Крыловский район Убийко С.И. просит отменить решение суда, указывая не его незаконность, нарушение судом норм материального права.
В возражениях помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. указывает на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя Администрации на основании доверенности Тешелковой А.А., пояснения Галстян З.А., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 28 июня 2013 года " номер обезличен " Галстян З.А. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748- КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со ст. 7.1 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», муниципальное образование Кавказский район наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований действующего законодательства, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан, не ставиться законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Поскольку Галстян З.А. не обеспечен жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством Администрация обязана предоставить Галстян З.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им соответствующую правовую оценку.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствие денежных средств в бюджете администрации, судебная коллегия не может принять как основание для отмены решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 19 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования Крыловский район Убийко С.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: