РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре судебного заседания Маркитановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1164/21 по исковому заявлению Медведевой О.Н. к ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», третьему лицу Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на ежемесячную денежную выплату по категории «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Медведева О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском в Промышленный районный суд г. Самары, в котором просила признать незаконным отказ Управления по Промышленному району ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» в назначении ей ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда»; признать за ней право на ежемесячную денежную выплату по категории «Ветеран труда»; обязать Управление по Промышленному району ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» назначить ей ежемесячную денежную выплату по категории «Ветеран труда» с момента обращения за назначением указанной ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она является ветераном труда, согласно подп.1 ч.1 ст.7 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда», серия В №..., выданное дата Администрацией Камчатской области. До дата она являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (далее по кету — ЕДВ) по категории «Ветеран труда», назначенной мне по месту жительства на основании законодательства г. Петропавловск-Камчатский. Указанная выплата была прекращена, в связи с изменением места жительства, она была снята с регистрационного учета в г. Петропавловск-Камчатский с дата В связи с переездом в город Самару дата она обратилась в Управление по Промышленному району ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» с заявлением о назначении ЕДВ по категории «Ветеран труда». Ей было отказано в назначении, поскольку на тот момент размер её пенсии превышал ограничение, установленное Законом. 28.04.2020 г. Законом Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» № 44-ГД внесены изменения в Закон Самарской области № 27-ГД от 13.02.2017 г., которым предусмотрено следующее: начиная с 1 мая 2020 г. предоставление ежемесячной денежной выплаты возобновляется гражданам, проживающим на территории Самарской области и получавшим ежемесячную денежную выплату по состоянию на 28.02.2017 г., при условии, что по состоянию на 30.04.2020 г. указанные граждане не получают ежемесячную выплату, независимо от осуществления ими трудовой деятельности и (или) видов деятельности, указанных в статье 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также размера их пенсии. Учитывая изменения в действующем законодательстве, она обратилась в Управление Промышленному району ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» с заявлением о назначении ЕДВ по категории «Ветеран труда». Ответчик письмом исх. №... от дата сообщил, что ей вновь отказано в назначении ЕДВ по категории «Ветеран труда». Отказ в назначении ей ЕДВ по категории «Ветеран труда» считает незаконным и необоснованным. Ответчик не отрицает факта получения ею ЕДВ по категории «Ветеран труда» по состоянию на 28.02.2017 г. Тот факт, что указанная выплата производилась в г. Петропавловск-Камчатский правового значения не имеет. Из буквального толкования закона Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» № 44-ГД от 28.04.2020 г. нельзя сделать вывод, что законодатель предусмотрел право на ЕДВ лишь тем ветеранам труда, которые по состоянию на 28.02.2017 г. получали ЕДВ исключительно на территории Самарской области. Следовательно, получение ею выплаты в другом регионе по состоянию на 28.02.2017 г. не умаляет её права на назначение ЕДВ. В своем отказе ответчик ссылается также на то, что размер её пенсии в настоящее время превышает ограничение, установленное Законом. Такая позиция ответчика основана на неправильном применении закона. В данном случае возникают правоотношения по возобновлению выплаты ЕДВ по категории «Ветеран труда». По смыслу Закона Самарской области «О внесении изменений в законодательные акты Самарской области» № 44-ГД от 28.04.2020 г. возобновление выплаты происходит независимо от размера пенсии.
Определением Промышленного районного суда г. Самары от 03.12.2020 г. данное гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г. Самары, поскольку установлено, что Муниципальное казенное учреждение г.о. Самара «Центр обеспечения мер социальной поддержки населения» Управление социальной поддержки и защиты населения Промышленного района являясь обособленным структурным подразделением Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», не является самостоятельным юридическим лицом.
Определением Октябрьского районного суда от 15.01.2021 г. гражданское дело принято судом к производству.
В судебном заседании Медведева О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Н*** ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Медведева О.Н. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением «Ветеран труда», серия В №..., выданным дата Администрацией Камчатской области.
Как следует из пояснений истца до дата она являлась получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», назначенной ей по месту жительства на основании законодательства г. Петропавловск-Камчатский. Указанная выплата была прекращена в связи с изменением места жительства, она была снята с регистрационного учета в г. Петропавловск-Камчатский с 14.03.2019 г., в связи с переездом в г. Самару.
Согласно оттиска штампа в паспорте, Медведева О.Н. с дата зарегистрирована по адресу: адрес.
дата Медведева О.Н. обратилась в Управление по Промышленному району ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» с заявлением о разъяснении отказа в выплате ЕДВ по категории «Ветеран труда».
Из ответа ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Промышленному району от 31.07.2020 года следует, что назначить Медведевой О.Н. ЕДВ по категории «Ветеран труда» в силу действующего законодательства не представляется возможным.
Не согласившись с указанным ответом, Медведева О.Н. обратилась с указанным иском в суд.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов, касающихся социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Часть 2 ст.76 Конституции Российской Федерации определяет, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания ветеран труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 22 Закон № 5-ФЗ определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории Самарской области действует закон от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», который определяет, в том числе, меры социальной поддержки для такой категории граждан, как ветераны труда и граждан, приравненных к категории ветерана труда.
Во исполнение указанного закона от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» финансирование расходов на доставку и пересылку ЕДВ осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 3.2. Порядка назначения и выплаты ЕДВ ветеранам Великой Отечественной войны-труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004г., реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.01.2005 № 4 «О мерах по реализации закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (далее - Порядок). Главным распорядителем бюджетных средств по вышеуказанным расходам является министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
13.02.2017 г. принят Закон Самарской области № 27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» (далее - Закон № 27- ГД, вступивший в силу 01.03.2017г.), изменивший условия предоставления ЕДВ гражданам, имеющим статус ветеран труда, проживающим на территории Самарской области.
В новой редакции ст. 2 ч. 4 Закона от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» ежемесячная денежная выплата, указанная в пункте 5 статьи 3, в пункте 5 части 1 статьи 4, в пункте 9 части 1 статьи 5, в пункте 7 статьи 6 настоящего Закона, предоставляется гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 рублей (20 221, 50 рублей – в 2018 году, 21 647, 12 рублей – в 2019 году, 23 075, 73 рублей – в 2020 году).
Так, согласно новой редакции Закона от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны-тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», выплата ЕДВ приостанавливается Министерством с 01.03.2017 г. на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, гражданам:
1) осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в ст. 7 Закона № 167-ФЗ; 2) информация о пенсии которых отсутствует в сведениях, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
Возобновление предоставления ЕДВ гражданам осуществляется при условии, что размер пенсии не превышает 19 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 9 и 10 ст. 3 Закона № 27-ГД:
с даты приостановления ЕДВ - для лиц, обратившихся в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 27-ГД в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии;
с первого числа месяца обращения - для лиц, обратившихся в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии по истечении трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 27-ГД.
Гражданам, размер пенсии которых превышает 19 500 рублей по состоянию на день вступления в силу Закона № 27-ГД, предоставление ЕДВ прекращается.
Согласно Закону Самарской области № 44-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» от 28.04.2020 г. начиная с 01.05.2020 г. предоставление ЕДВ возобновляется гражданам, проживающим на территории Самарской области и получавшим ЕДВ по состоянию на 28.02.2017 г., при условии, что по состоянию на 30.04.2020 г. указанные граждане не получают ЕДВ, независимо от осуществления ими трудовой деятельности и (или) иных видов деятельности, указанных в ст. 7 Закона № 167-ФЗ, а также размера их пенсии.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм Закона № 44-ГД следует, что выплата ЕДВ возобновляется только тем гражданам, которые по состоянию на 28.02.2017 г. являлись получателями ЕДВ по законодательству Самарской области - Закону № 169-ГД, и для которых выплата ЕДВ состояла в зависимости от размера пенсии и осуществления ими трудовой деятельности и (или) иных видов деятельности и не выплачивалась.
Согласно подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
В силу статьи 26.3.1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе при наличии такой возможности устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право. Установление в региональном законе оспариваемого критерия нуждаемости, зависящего от размера получаемой гражданином пенсии, признанного уравнять условия обеспечения достойной жизни для всех лиц, относящихся к категории ветеранов труда, не может рассматриваться как снижение или как нарушение прав граждан на получение меры социальной поддержки.
Таким образом, по смыслу указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что поскольку спорная ежемесячная денежная выплата, по своей правовой природе является дополнительной мерой социальной поддержки из регионального бюджета, а ее предоставление - прерогатива субъекта Российской Федерации, то законодательный орган адрес вправе установить условия предоставления данной меры социальной поддержки, исходя из критериев нуждаемости ветеранов труда и граждан, приравненных к ветеранам труда.
Судом установлено, что Медведева О.Н. является ветераном труда, до дата являлась получателем мер социальной поддержки, в том числе ЕДВ, назначенных истцу по месту жительства на основании законодательства г. Петропавловск-Камчатский.
Из письменного заявления Медведевой О.Н. от дата в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Промышленному району следует, что размер пенсии истца на момент обращения составлял 41 000 рублей.
В настоящий момент размер пенсии истца не изменился и составляет 41 000 рублей. Указанный факт не оспаривался Медведевой О.Н. в судебном заседании.
Вместе с тем, с 2021 г. ЕДВ предоставляется лицам, не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в ст. 7 Закона № 167-ФЗ, при условии, если размер их пенсии не превышает 24 529,61 руб.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право на предоставление единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда, с учетом размера пенсии истца, у последней отсутствует, следовательно, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению истцу указанной социальной выплаты не имеется.
В свою очередь, согласно пояснениям ответчика, с официальным заявлением о назначении ЕДВ с приложением необходимых документов, Медведева О.Н. в адрес ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» не обращалась.
Суд полагает также, что Медведева О.Н. не обладает правом и на возобновление выплаты ЕДВ, порядок выплаты которой регулируется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, поскольку по состоянию на дата Медведева О.Н. не являлась получателем ЕДВ на территории Самарской области.
Доводы истца о её праве на возобновление выплаты ЕДВ, по основаниям, предусмотренным законодательством Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, исковые требования Медведевой О.Н. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Медведевой О.Н. к ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», третьему лицу Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на ежемесячную денежную выплату по категории «Ветеран труда», - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 02.03.2021 г.
Судья О.С. Минина