Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2018 ~ М-239/2018 от 11.04.2018

Дело № 2-291/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Валдай « 01 » июня 2018 года

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Медведева Д.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Новгородской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53», администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании обеспечить водоснабжение населения питьевой водой,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области (в лице начальника Территориального отдела в Валдайском районе Андреевой Ю.Л., действующей на основании доверенности от 09.01.2018г. ) обратилось в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Строительное Управление № 53», администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании в срок до 01.09.2018г. обеспечить водоснабжение населения на территории <адрес> холодной питьевой водой, соответствующей по санитарно-химическим показателям установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В обоснование иска указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в 2017-2018 годах Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Валдайском районе были выявлены факты нарушений требований законодательства, поскольку жителям <адрес> осуществляется подача холодной питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных правил.

В частности, согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по результатам лабораторных испытаний от 20.10.2017г. проба воды из источника водоснабжения (артезианской скважины) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по исследованным санитарно-химическим показателям: железо (включая хлорное железо), мутность (по каолину), цветность. В результате из артезианской скважины по водопроводным сетям питьевая вода, не соответствующая установленным требованиям, поступает в водоразборную колонку, вода из которой используется жителями <адрес> в питьевых и хозяйственно-бытовых целях.

По результатам административного расследования за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде ООО «Строительное Управление № 53» в 2017-2018 годах дважды было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. Непринятие своевременных мер по обеспечению населения питьевой водой ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан. Подача населению питьевой воды низкого качества является опасной, увеличивает риск развития заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мочевыводящих путей, нарушает права неопределённого круга лиц, проживающих на территории <адрес>, и является грубым нарушением действующего законодательства, в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании представители истца ФИО4, ФИО5 поддержали исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель ответчика (ООО «СУ № 53») Сафронов В.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал. В письменном отзыве на иск указано, что ООО «СУ № 53» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Валдайского муниципального района Новгородской области с 01.10.2017г. Скважина в <адрес> была построена в 2016г., фактически начала эксплуатироваться с мая 2017г., однако документация на скважину была передана ответчику не в полном объёме. После ввода скважины в эксплуатацию качество воды изначально не соответствовало санитарным правилам и до настоящего времени оно не изменилось. В связи с несоответствием качества воды санитарным требованиям начисление платы за водоснабжение абонентам <адрес> не производится. На момент судебного разбирательства предмет спора отсутствует, так как ООО «СУ № 53» не оказывает населению <адрес> услуги по холодному водоснабжению.

Представитель ответчика (администрации Валдайского муниципального района) Никулина И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. В письменных возражениях указано, что обязанность по предоставлению питьевой воды надлежащего качества возложена непосредственно на те организации, которые осуществляют холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения. До 01.02.2018г. информация о ненадлежащем качестве питьевой воды в администрацию района от органов Роспотребнадзора не поступала, в связи с чем изменения в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы для ООО «СУ № 53» не утверждались, соответствующие мероприятия по приведению качества питьевой воды к установленным требованиям гарантирующим поставщиком не разрабатывались.

Кроме того, по мнению представителя администрации, на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям (за исключением показателей, характеризующих безопасность питьевой воды). Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется её соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, а также соответствием нормам радиационной безопасности. Показатель содержания железа является показателем безвредности питьевой воды по химическому составу. Истец необоснованно заявляет требование об обязании обеспечить соответствие качества питьевой воды по всем санитарно-химическим показателям, поскольку из представленного истцом протокола лабораторных испытаний от 05.02.2018г. следует, что исследуемая проба питьевой воды не отвечала только показателю «железо» (включая хлорное железо).

Также администрация оспаривала право истца на предъявление настоящего иска, ссылаясь на то, что уполномоченными органами, действующими в защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей, могут быть заявлены в судебном порядке лишь требования в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 1065 ГК РФ, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования в отношении ООО «СУ № 53» подлежат частичному удовлетворению, а в отношении администрации Валдайского муниципального района не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п.1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322, Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

На территории Валдайского, Крестецкого, Демянского и Марёвского районов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Валдайском районе.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределённого круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

На основании п.2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п.10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды.

Согласно п.3 ст. 1 данного Закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Из п.1 ст. 23 данного Закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст. 8 данного Закона.

В п.5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), то исполнитель обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п/п. «а» п.31 и п/п. «а» п.33 Правил предусматривают обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, а также корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Подпунктом «д» п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведённым в приложении к настоящим Правилам.

Требования к качеству холодного водоснабжения установлены в разделе 1 Приложения № 1 к указанным Правилам, одним из них является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается, тогда как приведённые в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства РФ о техническом регулировании, регулирующих те же самые вопросы.

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001г. № 24, предусматривают, в частности:

- п.1.1: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества волы, производимом и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населённых мест;

- п.1.3: Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- п.2.2: Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Правил;

- п.3.2: Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно п.17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по данным санитарно-химического и бактериологического контроля питьевой воды из разводящих сетей <адрес>, качество питьевой воды не соответствует требованиям СапПиН 2.1.4.1074-01. Это подтверждается представленными истцом протоколами лабораторных испытаний от 20.10.2017г., от 23.10.2017г., и от 05.02.2018г., экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний от 20.10.2017г., 23.10.2017г., 05.02.2018г.

ООО «СУ № 53» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Валдайского муниципального района, осуществляет поставку и продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и водоотведению, выставляя счета-квитанции потребителям за предоставление данных услуг, поэтому она обязана обеспечить подачу питьевой воды населению в соответствии с установленными нормативами.

Поскольку согласно протоколам лабораторных испытаний и от 05.02.2018г., экспертным заключениям по результатам лабораторных испытаний от 05.02.2018г. качество проб питьевой воды не отвечает установленным нормативам только по показателю «железо» (включая хлорное железо), суд приходит к выводу, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению оказывается ответчиком ООО «Строительное Управление № 53» ненадлежащего качества. На него следует возложить обязанность устранить нарушение требований санитарного законодательства путём обеспечения населения, проживающего на <адрес>, холодной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.1.1074-01 по показателю содержания железа (включая хлорное железо).

При этом суд не усматривает необходимости обязывать ответчика обеспечить население питьевой водой, соответствующей СанПиН по всем санитарно-химическим показателям, как об этом просил истец в исковом заявлении, поскольку в силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а истцом не было доказано, что в 2018 году поставляемая населению, проживающему на территории Выскодно-2, питьевая вода не соответствует каким-либо иным показателям, кроме показателя «железо».

Исковое требование в отношении администрации Валдайского муниципального района Новгородской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.ч.5,6 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения такого уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем через 7 лет с начала их реализации.

Однако в срок до 01.02.2018г. территориальный орган Роспотребнадзора не направил в администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области информацию о ненадлежащем качестве питьевой воды в артезианской скважине, эксплуатируемой населением <адрес>, в связи с чем администрация не вносила изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы.

Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 19.07.2017г. (с учётом изменения, внесённого постановлением администрации от 30.08.2017г. ) ООО «СУ » с 01.10.2017г. было наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности, включающей в себя территорию Валдайского городского поселения, к которой относится <адрес>.

Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 13.09.2017г. для ООО «СУ № 53» было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы «В отношении водоотведения на территории Валдайского муниципального района на 2018-2024 годы».

В соответствии с Концессионным соглашением от 13.07.2017г. концессионер (ООО «СУ № 53») обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и технической) воды, приёму, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Валдайского муниципального района с использованием объекта соглашения.

Истцом не представлено доказательств противоправного бездействия администрации Валдайского муниципального района, выражающегося в ненадлежащей организации холодного водоснабжения населения, проживающего на <адрес>.

Из материалов дела следует, что администрацией Валдайского муниципального района определена организация, эксплуатирующая и обслуживающая водозаборные и водопроводные сооружения, а также принимаются необходимые меры для создания условий, необходимых для организации подачи гарантирующим поставщиком населению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, следовательно, незаконного бездействия ответчиком не допущено.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определённые действия, которые суд обязывает ответчика совершить, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что решение суда принято в летний сезон, который по природным и климатическим условиям является благоприятным для проведения необходимых работ ответчиком, суд считает разумным и необходимым установление срока исполнения решения до наступления отопительного сезона, то есть до 01.10.2018г.

Согласно абз.2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд обязывает ООО «СУ № 53» довести до сведения потребителей резолютивную часть настоящего решения в течение 15 дней после его вступления в законную силу через печатное средство массовой информации – газету «Валдай», распространяемую на территории Валдайского муниципального района Новгородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 46, 56, 67, 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 53» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074-01 «░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░).

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 53» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 06 ░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 08 ░░░░ 2018░.

░░░░░: ░░░░░░░    

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                      ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: «_____»____________ 2018░░░░

2-291/2018 ~ М-239/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по НО
Ответчики
Администрация Валдайского района
ООО "СУ № 53"
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Медведев Дмитрий Вадимович
Дело на сайте суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
11.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2018Передача материалов судье
16.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2018Подготовка дела (собеседование)
03.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Судебное заседание
08.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2018Дело оформлено
25.11.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее