Дело № г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 14 января 2013 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
при секретаре Петровой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самохина Алексея Александровича к ФГУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» МО РФ (Центррегионжилье), ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Самохин А.А. обратился в суд с названным иском к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ указывая, что (Дата)г. между Самохиным А.А., в лице нанимателя и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Центррегионжилье)» в. <...> заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого Самохину А.А. на состав семьи 3 человека была передана квартира, расположенная по адресу: <...>. Истец, собрав всю необходимую документацию, обратился в МУП «ОГСАГиТИ» с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, получил ответ о том, что спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью. Указывает, что (Дата). обратился в адрес ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о приватизации, однако получил отказ, ввиду того, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность граждан.
В связи с этим, истец просит суд признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...> порядке приватизации.
Определением суда к участию по делу в качестве ответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
В судебное заседание истец Самохин А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает, согласен на рассмотрение гражданского дела в порядке заочного судопроизводства (л.д. 96).
В судебное заседание третье лицо Ф.И.О.7 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает, согласна с приватизацией квартиры в собственность Самохина А.А., от права приватизации доли в указанной квартире отказывается (л.д. 97).
В судебное заседание третье лицо Ф.И.О.1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает, согласен с приватизацией квартиры в собственность Самохина Алексея Александровича, от права приватизации доли в указанной квартире отказывается (л.д. 98).
Представитель истца Самохина А.А. – Ф.И.О.5, действующая на основании доверенности от (Дата). серия № (л.д. 6), поддержала исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и уточнила их, суду показала, что истец Самохин А.А. является военнослужащим. Просит иск удовлетворить к надлежащим ответчикам, возврат госпошлины с ответчиков не взыскивать.
Пояснила, что квартира была предоставлена ему по договору социального найма на состав семьи из трех человек, на него, супругу Ф.И.О.9. и сына Ф.И.О.8. В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован и постоянно проживает Самохин А.А., Ф.И.О.7 и Ф.И.О.1 зарегистрированы по адресу: <...>. В бесплатной приватизации жилья не участвовал, он намерены воспользоваться правом приватизации предоставленного жилого помещения. Просит суд признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в порядке приватизации.
Ответчик ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствует обратное почтовое уведомление. Отзыв на исковое заявление не представил.
В судебное заседание представитель ответчика – Министерства обороны РФ своего представителя не направил, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствует обратное почтовое уведомление. Отзыв на исковое заявление не представил.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель Органа опеки и попечительства – Отдела образования <...> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть иск в отсутствие представителя, решение полагал на усмотрение суда (л.д. 91).
Суд, с учетом мнения представителя истца, которая не возражала против рассмотрения иска в порядке заочного производства, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков в заочном производстве, порядок и последствия которого истцам разъяснены и понятны.
Выслушав объяснение представителя истцов, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что предметом спора является квартира, расположенная по адресу: <...>, технический и кадастровый паспорта, которые приобщены к материалам дела (л.д.10-14, 16-18).
Указанная квартира находится в собственности Российской Федерации.
Самохин А.А., (Дата) года рождения, согласно послужного списка, военного билета, является военнослужащим (л.д.52-55, 56-70).
Военнослужащему Самохину А.А. была выделена квартира, расположенная по адресу: <...>. Данная квартира была предоставлена истцу по договору социального найма жилого помещения № от (Дата), заключенному между Федеральным государственным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (Центррегионжилье), в лице начальника 1 отдела Ф.И.О.6, действующей от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, Указа Президента РФ от 16.08.2004 года №1082, Устава учреждения и доверенности от (Дата) № от Федерального государственного учреждения «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, и Самохиным А.А. (л.д.19-24, 25-28).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п.6 ст.15 ФЗ №76-ФЗ от 06.03.1998 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с п.2 «Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения», утвержденного приказом министра обороны РФ от 22.08.2011 года №1450дсп, предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх нормы, установленной ст.15.1 Закона, осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения с обязательным условием заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения или принятия решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
(Дата)г. Самохин А.А. обратился в МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации».
В материалах дела имеется письменный ответ от (Дата). № в котором указано, что данное жилое помещение не является муниципальной собственностью, МУП «ОГСАГиТИ» не может оформить приватизацию квартиры, для чего было рекомендовано обратиться к собственнику жилья /л.д. 34/.
В письменном ответе ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от 15.06.2012г. № 14-юр-12/5855 указано, что в настоящее время, указанные жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны РФ закреплены на праве оперативного управления за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», разрешение поставленных вопросов не входит в компетенцию «Центррегионжилье» /л.д.37/.
(Дата). Самохин А.А. обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче предоставленной ему на состав семьи 3 человека по договору социального найма квартиры в собственность в порядке приватизации.
В материалах дела имеется ответ ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» от (Дата). № в котором указано, что Министерство обороны РФ в лице ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» не возражает против оформления в собственность Самохиным А.А. жилого помещения по адресу: <...> /л.д. 36/.
Из имеющегося в материалах дела письменного ответа от (Дата) № следует, что ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, не возражает против оформления в собственность жилого помещения по адресу: <...>
<...> порядке приватизации при наличии договора социального найма и всех подтверждающих документов, в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность /л.д. 35/.
Как предусмотрено п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", законодатель указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу (через Министерство обороны Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. «и» ч.2 вышеуказанного постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе:
осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения МО РФ являются надлежащими ответчиками, поскольку постановлением Правительства РФ N 1053 Министерству обороны РФ переданы полномочия, в том числе по приватизации государственного имущества и находящегося в ведении Министерства обороны РФ.
Вместе с тем, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ («Центррегионжилье»), ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» надлежащим ответчиком по настоящему делу не является, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Самохина А.А. к данным Учреждениям следует отказать.
Ответчики право истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения не оспаривают.
Как следует из ч.1 ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно представленным в суд доказательствам, ранее истец правом на бесплатную передачу жилого помещения в собственность не воспользовался.
Данное обстоятельство подтверждается: справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от (Дата) о том, что Самохин А.А. собственником недвижимого имущества в <...> не значится, право бесплатной приватизации не использовано (л.д. 42), справкой ГУП «<...> от (Дата). № собственником недвижимого имущества в <...> не значится (л.д.43), справкой МП «<...> центр технической инвентаризации» от (Дата). № о том, что по данным учета «ЗЦТИ» целого домовладения либо квартиры не зарегистрировано (л.д. 43).
Уведомлениями Управления Росреестра по <...> от (Дата)г. о том, что сведений о правах на жилые помещения за Самохиным А.А., а также уведомлением от (Дата). не зарегистрировано (л.д. 38,40,41).
С (Дата) Самохин А.А. постоянно зарегистрирован в спорной квартире, что также подтверждается домовой книгой (л.д.29-32), паспортом истца (л.д. 7-8).
Согласно выписки из лицевого счета ООО <...> от (Дата). № задолженности на квартиру, расположенную по адресу: <...> по состоянию на (Дата). нет (л.д.33).
Признание права собственности на спорное жилое помещение не нарушит прав и законных интересов иных лиц.
Исследовав в судебном заседании представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд признает их таковыми, а в своей совокупности – достаточными для удовлетворения требований истцов о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в порядке приватизации.
С учетом вышеизложенного, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истцов к ответчикам - Министерству обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, поскольку в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Самохин А.А. приобрел и имеет право на однократное бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемой ими спорной квартиры и реализовать свое право в ином порядке, как установлено судом, истец не имеет возможности.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчиков в пользу истца Самохина А.А. подлежит взысканию возврат госпошлины в сумме 5470 рублей 48 копеек, уплаченной по квитанции от (Дата) (л.д.2).
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Самохина Алексея Александровича к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ («Центррегионжилье»), ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Исковые требования Самохина Алексея Александровича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Самохиным Алексеем Александровичем, (Дата) года рождения, право собственности на квартиру № в доме № по <...> в порядке приватизации.
Копию решения направить ответчикам и третьим лицам.
Ответчиками может быть подано в Пензенский районный суд <...> заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: