Решение по делу № 33-1118/2020 от 27.02.2020

Дело № 2-1443/2019 председательствующий-судья Родионова А.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1118/2020

гор. Брянск 2 июня 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего судей областного суда

при секретаре

с участием прокурора

Суярковой В.В.,         

Апокиной Е.В., Шкобенёвой Г.В.,

Аверкиной О.Н.,

Дзех К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица Управления лесами Брянской области по доверенности Зарецкого К.П. на решение Володарского районного суда города Брянска от 18 ноября 2019 года по делу по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области к ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок и отходов.

Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., объяснения представителя ответчика ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» и третьего лица Управления лесами Брянской области по доверенностям Зарецкого К.П., поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение суда, объяснения прокурора Дзех К.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате обследования территории гослесфонда, установлено, что на территории гослесфонда, расположенного в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» Стяжновское участковое лесничество, в лесном массиве квартал 67 выдел 8, в лесном массиве квартал 75 выдел 6, в лесном массиве квартал 75 выдел 19, имеет место размещения несанкционированных свалок бытового и строительного мусора. Управление лесами Брянской области осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно или через государственные казенные учреждения и государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба", подведомственные управлению. Отраслевым органом Управления лесами Брянской области (подведомственное государственное казенное учреждение) является ГКУ Брянской области «Брянское лесничество». Невыполнение ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» мероприятий по очистке вышеуказанной территории гослесфонда от бытовых отходов и мусора нарушает права и законные интересы жителей Брянского района и иных граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации. Просил обязать ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на территории гослесфонда, расположенного в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, на следующих участках:    в лесном массиве квартал 67 выдел 8 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины от разборки здания, автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара, ТКО на площади около 10,0 кв. м; в лесном массиве квартал 75 выдел 6 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, ТКО на площади около 15,0 кв. м;     в лесном массиве квартал 75 выдел 19 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины, ТКО на площади около 10,0 кв. м.

В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Трошин А.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» Зарецкий К.П. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» не является землепользователем и не является органом исполнительной власти. В уставе указано, что ГКУ является структурным подразделением Управления лесами Брянской области, которое в свою очередь, является органом исполнительной власти. В связи с чем ГКУ не имеет права проводить какие-либо санитарно-оздоровительные мероприятия в части очистки лесов от загрязнения. Сам факт расположения свалок не подтверждает факт нарушения интересов и прав неопределенного круга лиц. Факт негативного воздействия на окружающую природу должно подтвердить лицо, обладающее специальными познаниями. Данный вывод может сделать только лесопатолог либо экспертиза. Исходя из позиции прокуратуры, любой мусор негативно воздействует на окружающую среду и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» не является ни землепользователями, ни арендаторами, ни собственниками лесных участков. Иное природоохранным прокурором не доказано. Также в их Уставе нет функции по уборке свалок, и отсутствует финансирование данной деятельности.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителей третьих лиц Управления лесами Брянской области, Федерального агентства лесного хозяйства, а также в отсутствие представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, направившего возражения на исковое заявление, в котором поддержал иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области, указав, что в силу п.п. 1.1. положения об управлении лесами Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 82, установлено, что исполнительным органом государственной власти Брянской области, осуществляющим полномочия в сфере лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же сфере, является Управление, в перечень полномочий которого входит, в том числе, и организация использования лесов, их охрана, защита (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. Управление является главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности, организация охраны и защиты лесов охватывается его финансовыми полномочиями. При этом указанный орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно или через государственные казенные учреждения и государственное бюджетное учреждение Брянской области «Лесопожарная служба», подведомственные Управлению.

Решением Володарского районного суда города Брянска от 18 ноября 2019 года исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворены. Постановлено: обязать ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» принять меры по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на территории гослесфонда, расположенного в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, на следующих участках: -    в лесном массиве квартал 67 выдел 8 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины от разборки здания, автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара, ТКО на площади около 10,0 кв. м;

- в лесном массиве квартал 75 выдел 6 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, ТКО на площади около 15,0 кв. м; -     в лесном массиве квартал 75 выдел 19 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины, ТКО на площади около 10,0 кв.м.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Управления лесами Брянской области по доверенности Зарецкий К.П. просит решение суда отменить, в иске отказать. Указывает, что вопреки выводам суда на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и осуществление государственного лесного контроля и надзора в указанной области не возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в лесах. Принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям в лесах, в связи с чем, возложение таких обязанностей судом на Ответчика не основано на законе. Вопреки выводам суда первой инстанции, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок в лесах, к охране лесов от пожаров и принимаемым мерам по их предупреждению также не относится. Считает, что на органы исполнительной власти в сфере лесных отношений и их подведомственные организации возложена обязанность лишь по выявлению и пресечению нарушений, но не возложена обязанность по ликвидации последствий таких нарушений. Вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика статуса землепользователя не основан на законе и не подтвержден какими-либо доказательствами. Полномочия распорядителя бюджетных средств ответчика осуществляет управление лесами Брянской области, в связи с чем, ответчик лишен права самостоятельно распоряжаться доведенными средствами и производить на эти средства закупки. Кроме того, указание в резолютивной части решения на принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок в лесах не является конкретным и исполнимым, не позволяет сделать однозначный вывод о тех действиях, которые необходимо предпринять.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области Трошин А.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области не явились. Судебная коллегия в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что актом проверки от 22.08.2019, составленным помощником Брянского природоохранного прокурора Брянской области Трошиным А.А., установлено, что на территории гослесфонда, расположенного в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» (Стяжновское участковое лесничество имеет место размещения несанкционированных свалок бытового и строительного мусора: в лесном массиве квартал 67 выдел 8 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины от разборки здания, автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара, ТКО на площади около 10,0 кв.м.; в лесном массиве квартал 75 выдел 6 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, ТКО на площади около 15,0 кв.м.; в лесном массиве квартал 75 выдел 19 Стяжновского участкового лесничества (бывшее Стяжновское) ГКУ БО «Брянское лесничество» навалы строительного мусора, отходы древесины, ТКО на площади около 10,0 кв.м.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений ч.1 ст. 51 названного Федерального закона, ч.2 ст. 21, ч.1 ст. 22 закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда ухудшает качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, порчи и уничтожения земель и почв.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении лесами Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 № 82, органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, является Управление лесами Брянской области.

Отраслевым органом Управления лесами Брянской области является ГКУ Брянской области «Брянское лесничество».

Согласно п. 2.1.1 и п. 2.1.3 Устава,     ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» создано в целях государственного управления в области использования,    охраны, защиты     лесного фонда и     воспроизводства лесов, осуществления    государственного     лесного     контроля и надзора в области использования, охраны, защиты лесного фонда и     воспроизводства лесов, пожарного надзора в лесах.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженные свалки расположены на землях лесного фонда, не переданных в аренду, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов должна быть возложена на ответчика - ГКУ Брянской области «Брянское лесничество».

Доводы жалобы о несогласии с выводами суда о том, что на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и осуществление государственного лесного контроля и надзора в указанной области возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в лесах, как и доводы о том, что принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок в лесах, к охране лесов от пожаров и принимаемым мерам по их предупреждению не относится судебная коллегия находит противоречащими нормам действующего законодательства. Так, установлено, что отраслевым органом Управления лесами Брянской области (подведомственное государственное казенное учреждение) является ГКУ Брянской области «Брянское лесничество». Согласно Уставу ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» создано в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществления государственного лесного контроля и надзора в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, пожарного надзора в лесах.

Вопреки доводам жалобы в силу ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов.

Доводы об отсутствии у ответчика статуса землепользователя судебная коллегия находит необоснованным, поскольку несанкционированные свалки расположены на земельных участках на территории гослесфонда, спорные земельные участки гослесфонда не арендованы, доказательств иному материалы дела не содержат.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик лишен права самостоятельно распоряжаться доведенными средствами и производить на эти средства закупки также не является основанием к отмене судебного акта, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на территории гослесфонда, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации или федерального бюджета, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления ответчиком возложенных на него обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку установление судом конкретных мероприятий по проведению работ по ликвидации свалок бытовых отходов будет являться вмешательством в производственную деятельность ответчика, который принятым судом решением не лишен возможности самостоятельно избрать законный способ устранения нарушений.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда города Брянска от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Управления лесами Брянской области по доверенности Зарецкого К.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

В.В.Суяркова

Е.В.Апокина

Г.В.Шкобенёва

33-1118/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Брянский природоохранный прокурор Брянской области
Ответчики
ГКУ Брянской области "Брянское лесничество"
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
27.02.2020Передача дела судье
24.03.2020Судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Передано в экспедицию
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее