Дело 2-2832/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Ионовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриевой Т.В. к администрации г. Красноярска об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Ануфриева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м., свои требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером У площадью 454кв.м. по адресу: Х на основании договора купли-продажи земельного участка и квартиры от 08.07.2015г. В период уточнения границ и оформления межевого плана на принадлежащий ей земельный участок У площадью 454кв.м наличие на кадастровом учете спорного земельного участка поставленного в результате реестровой ошибки оформление которого проводилось Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска без согласования со смежными землепользователями, препятствует оформлению границ ее земельного участка.
В судебном заседании истица свои требования поддержала пояснив, что принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером У площадью 454кв.м. по адресу: Х полностью находится в пределах границ спорного земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м. имеющего статус ранее учтенного, поставленного на кадастровый учет 31.03.2005г., указанное наложение препятствует в настоящее время оформлению ее прав на спорный участок и установлению границ, проведению межевания.
Ответчик - администрация г. Красноярска и третьи лица - представители Управления Росреестра по Красноярскому краю, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств и возражений по делу не представили.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, а потому суд, с учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в том числе в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истицы, суд приходит к следующему:
В силу ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п/п.2 ч.1 и ч. 3 ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из положений ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки). Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно положениям ст. ст.38-40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном кадастре недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Земельным участком, как следует из ст. 11.1 ЗК РФ, является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
По правилам ч.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Положением о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 07 июня 2002 года N 396 предусмотрено, что работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя: сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации; определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; определение площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты).
Согласно пункту 4 части 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Положениями ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 года) "О государственном кадастре недвижимости" (далее «Закон о государственном кадастре недвижимости») предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу с ч. 7 и ч. 9 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Закона о государственном кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В судебном заседании установлено, что Ануфриева Т.В., 00.00.0000 года.рождения на основании договора купли-продажи от 08.07.2015г. является собственником однокомнатной квартиры площадью 16 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером У, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 454 кв.м. по адресу: Х, что подтверждается копией договора и (л.д. 122) и следует из ЕГРП по состоянию на 11.11.2016г. и сторонами не оспорено.
При проведении процедуры межевания и оформления межевого плана на земельный участок принадлежащий истице, с кадастровым номером 24:50:0100451:4942, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 454 кв.м. по адресу: Х было установлено, что его месторасположение накладывается в полном объеме на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м, при этом из материалов кадастрового дела следует, что составление межевого плана земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м было произведено без выезда на местность и учета существующих границ смежных земельных участков, что привело к наложению границ земельного участка. Постановка на кадастровый учет земельного участка 24:50:0100451:95 по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м производилась без участия землепользователей, в том числе предыдущего собственника квартиры Игошиной В.В., что сторонами не оспорено, доказательств обратного в силу ст.56 ГПК РФ не представлено, ходатайств о проведении по делу землеустроительной экспертизы ответчиком не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м и сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости в отношении указанного земельного участка не соответствуют фактическому местоположению границ, что повлекло нарушение прав истца, который лишен возможности внесения границ принадлежащего ей земельного участка 24:50:0100451:4942, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 454 кв.м. по адресу: Х стоящего также на кадастровом учете в фактически существующих границах, при этом, учитывая, что сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100013:32 в связи с ошибочностью их определения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ануфриевой Т.В. к администрации г. Красноярска об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости – удовлетворить.
Исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером У по адресу: Х, ул. Хю 2638,35 кв.м.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения копии указанного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко