Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2013 года г. Чапаевск
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Зеленцовой О.А.,
При секретаре Волгиной Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-669/13 по исковому заявлению Красновой А.И. к администрации г.о.Чапаевск об обязании в постановке на учет по улучшению жилищных условий и выделению благоустроенной жилой площади, о компенсации морального вреда, о возмещении судебных расходов, суд
У С Т А Н О В И Л :
Краснова А.И. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Чапаевск об обязании в постановке на учет по улучшению жилищных условий и выделению благоустроенной жилой площади, о компенсации морального вреда, о возмещении судебных расходов.
В судебном заседании представитель истца Красновой А.И. по доверенности Пилешко И.В. иск поддержал и пояснил, что Краснова А.И. является ветераном ВОВ. Она была ранее зарегистрирована в <Адрес обезличен> до 2007 <Адрес обезличен> был у нее в собственности. Истец его продала <Дата обезличена> Сейчас она зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>9 с <Дата обезличена> Это жилое помещение принадлежат Кирилиной В. А. В квартире зарегистрировано 4 человека. При обращении Красновой А.И. в жилищный отдел Администрации в 2011 г. ей было отказано в постановке на учет, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также не истек пятилетний срок последствий намеренного ухудшения жилищных условий.
Просит суд признать отказ администрации г.о.Чапаевск в постановке на учет истца в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать администрацию г.о.Чапаевск поставить на учет истца в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <Данные изъяты>. Взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании ответчик - представитель администрации г.о. Чапаевск по доверенности Кищаева Л.В. иск не признала и пояснила, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Закон от <Дата обезличена> N 87-ГД <Адрес обезличен> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <Адрес обезличен>»гласит, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <Адрес обезличен> из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо иметь жилое помещение менее учетной нормы, т.е. менее 12 кв.м. Краснова А.И. осуществила продажу земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Имеется договор купли-продажи от <Дата обезличена> При определении нуждаемости в жилом помещении были выявлены действия Красновой А.И., приводящие к ухудшению жилищных условий. Истец не предоставил доказательств физических и нравственных страданий.
Просит суд в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
Из удостоверения серия ВВ <Номер обезличен> установлено, что Краснова А.И. является ветераном Великой отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. 20, ст. 22 ФЗ «О ветеранах», удостоверение бессрочное (л.д. 5).
Согласно Выписки из поквартирной карточки от <Дата обезличена>2 года установлено, что по адресу: <Адрес обезличен> зарегистрирована: Краснова А.И. с <Дата обезличена>. Также зарегистрированы: ФИО13 (л.д. 10).
В соответствии с Постановлением и.о.Главы администрации городского округа <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в принятии на учете нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан»» Красновой А.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 11).
Из справки Красноармейского филиала ГУП СО «ЦТИ» от <Дата обезличена> и КУМИ администрации <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Краснова А.И. владельцем приватизированного и другого жилья на праве собственности в <Адрес обезличен> не значится (л.д. 12, 20).
Из справки <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрации сельского поселения <Адрес обезличен> Красноармейский установлено, что Краснова А.И., <Дата обезличена> проживала в <Адрес обезличен> постоянно с рождения до 2007 года, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проживала по <Адрес обезличен>, дом находился в собственности. Проживала одна (л.д. 16).
Из Договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от <Дата обезличена> установлено, что «Продавец» Краснова А.И. продала, а «Покупатель» ФИО14 купила земельный участок из земель населенного пункта и расположенное на нем жилое строение - жилой <Адрес обезличен> (л.д. 17-19).
Из справки ЧФ ГУП СО «ЦТИ» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Краснова А.И. владельцем приватизированных квартир и частных строений не значится (л.д. 21).
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата обезличена> за Красновой А.И. право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д. 27).
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (в редакции Указа Президента РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) предусмотрено завершение обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов, и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от <Дата обезличена> № 5-ФЗ «О ветеранах».
Исходя из смысла ст. 49 ЖК РФ быть признанными нуждающимися улучшении жилищных условий могут быть иные категории граждан, определенные федеральным законом. Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению как иные категории, определенные Федеральным законом «О ветеранах», который не устанавливает ограничений по признанию нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено, что Краснова А.И., является ветераном Великой Отечественной войны, зарегистрирована с <Дата обезличена> постоянно <Адрес обезличен>9. В собственности Красновой А.И. каких-либо помещений не имеется, обеспечена жилой площадью не менее учетной нормы, так как по <Адрес обезличен> общей площадью 42,9 кв.м. зарегистрированы 4 человека, следовательно размер площади приходящейся на каждое лицо зарегистрированное по указному адресу составляет: 42,9 : 4 = 10,7 кв.м.
Следовательно, Краснова А.И., как ветеран Великой Отечественной войны подлежит обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах».
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.о. Чапаевск мотивировала требования тем, что ранее Краснова А.И. на праве собственности принадлежал жилой дом, который Краснова А.И. в 2008 года продала, что подтверждается Договором купли-продажи и свидетельствует о намерении Красновой А.И. ухудшить свои жилищные условия.
Суд с позицией ответчика согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действие с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд с позицией ответчика согласиться не может поскольку судом установлено, что Краснова А.И., <Дата обезличена> ранее проживала в <Адрес обезличен> в принадлежащем ей жилом доме, полученным в соответствии со свидетельством о праве на наследство, который согласно технического паспорта был построено в 1952 году, процент износа составлял на <Дата обезличена> 69%. Краснова А.И. проживала одна, на момент заключения договора купли продажи от <Дата обезличена> Красновой А.И. исполнилось <Данные изъяты>, то есть являлась лицом преклонного возраста, требующее дополнительного постороннего ухода.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от <Дата обезличена> N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. <Адрес обезличен> <Номер обезличен>-ГД от <Дата обезличена> «Об обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <Адрес обезличен>» обеспечение жилыми помещениями, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований <Адрес обезличен> из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.п. 2.2 ч. 2 ст. <Адрес обезличен> <Номер обезличен>-ГД от <Дата обезличена> «Об обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <Адрес обезличен>» действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: отнесенные в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
Следовательно Краснова А.И. как ветеран Великой Отечественной войны подлежит обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах», без признания их малоимущими и соблюдения условия проживания в субъекте РФ определенный период, поскольку положения приведенного Указа Президента и утвержденное в его исполнение Положения не содержат требований относительно необходимости соблюдения для обеспечения жилым помещением ветеранов Великой Отечественной войны ценза оседлости.
Таким образом, Постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан в отношении Красновой А.И. было вынесено не законно и не обоснованно, поскольку Краснова А.И. имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальны блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворении, поскольку в ходе рассмотрения дела представителем истца не доказан, а судом не установлен факт причинения Красновой А.И. нравственных и физических страданий.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Красновой А.И. подлежат взысканию частично судебные расходы, связанные с услугой оплатой представителя в размере <Данные изъяты> (л.д. 56).
Требования истца Красновой А.И. об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления суд считает не обоснованными, поскольку вопросы по распределению и предоставлению конкретной жилой площади лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.2 ч. 2 ст. <Адрес обезличен> <Номер обезличен>-ГД от <Дата обезличена> «Об обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <Адрес обезличен>», его действие распространяется, в том числе, на отнесенных в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, проработавших в тылу в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В силу ч. 4 ст. 2 закона субъекта, обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований <Адрес обезличен> в порядке, устанавливаемом <Адрес обезличен> в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 2 закона, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, устанавливается <Адрес обезличен>.
Порядок предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, определяется <Адрес обезличен>.
Порядком обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 77 предусмотрено, что предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п. 2.2 ч. 2 ст. <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <Адрес обезличен>" осуществляется в порядке очередности согласно списков, формирование которых осуществляется ежегодно органами местного самоуправления муниципальных образований по месту жительства граждан на основании нотариально заверенных заявлений очередников на предоставление социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений вне очереди указанной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено, суд считает требования истца Красновой А.И. о предоставлении ей жилого помещения не обоснованным и подлежащим отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красновой А.И. к администрации г.о.Чапаевск об обязании в постановке на учет по улучшению жилищных условий и выделению благоустроенной жилой площади, о компенсации морального вреда, о возмещении судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать отказ администрации г.о. <Адрес обезличен> в постановки на учет ветерана Великой Отечественной войны Красновой А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - незаконным.
Обязать администрацию г.о.Чапаевск произвести постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий учет ветерана Великой Отечественной войны Красновой А.И..
Взыскать с администрации г.о. <Адрес обезличен> в пользу Красновой А.И. судебные расходы в размере <Данные изъяты>) рублей.
В остальной части - в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья
Чапаевского городского суда О. А. Зеленцова