Р Е Ш Е Н И Е № 1079
Именем Российской Федерации
27 ноября 2012 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № старшины Торопова А. И. об оспаривании действий начальника отдела № Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма,-
У С Т А Н О В И Л:
Торопов обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать начальника отдела № г. Североморск Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № и принять новое решение о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства. В обоснование заявления Торопов указал, что в 1993 году по месту работы в воинской части он от администрации г. Североморск Мурманской области получил на семью муниципальную квартиру, которую после расторжения брака в 2007 году оставил семье и зарегистрировался при воинской части. Поскольку указанную квартиру он получал не от Минобороны России и с 2007 года, с момента снятия с регистрационного учета в ней, прошло более 5 лет, то Торопов считает, что оснований для отказа в постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений у ответчика не имелось.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Торопова не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявлений Торопова, копий его и жены трудовых книжек, его паспорта, военного билета и контракта о прохождении военной службы, свидетельства о расторжении брака, выписки из его послужного списка, справок войсковой части № и паспортно-учетной службы г. Североморск Мурманской области, копии ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что старшина Торопов, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, с 1994 года проходит ее по контракту на различных воинских должностях Северного флота в г. Североморск Мурманской области и в 2012 году подлежит увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в предшествующий указанному период времени с 1988 года по 1994 год Торопов работал в г. Североморск Мурманской области служащим войсковой части №.
В 1993 году Торопов по месту работы в воинской части на состав семьи из трех человек, включая жену и дочь, получил от государства, от администрации г. Североморск Мурманской области, муниципальную двухкомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В апреле 2005 года Торопов, являясь военнослужащим войсковой части №, обеспеченным от государства жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы в г. Североморск Мурманской области, допустил приватизацию указанной квартиры на членов семьи – жену и дочь, то есть допустил бесплатную передачу последним в собственность в равных долях предоставленного ему от государства жилья. После указанной приватизации Торопов продолжил проживать в названной квартире на правах члена семьи собственника жилого помещения без права на осуществление каких-либо действий по распоряжению данной квартирой, в том числе, по сдаче ее государству при перемене места жительства, а в 2007 году он после расторжения брака снялся с регистрационного учета в указанной квартире и зарегистрировался по месту жительства при воинской части в г. Североморск Мурманской области.
В связи с предстоящим увольнением Торопов пожелал обеспечиться жильем в избранном месте жительства, в г. Санкт-Петербург, и обратился к ответчику с соответствующим заявлением. Однако, в ноябре 2012 года ответчиком отказано Торопову в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по причине совершения последним указанных выше действий – в связи с отчуждением ранее полученного от государства жилого помещения и невозможностью его сдачи при перемене места жительства.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации, вместе с тем, закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая, тем самым, законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ или федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь – пункт 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья – пункты 5 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления от государства, в том числе, за счет Министерства обороны Российской Федерации, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство, на Министерство обороны Российской Федерации, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства, в том числе, от Министерства обороны Российской Федерации, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении установленного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока. При этом, последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного после увольнения места жительства) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, с учетом приведенных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств дела, в частности, о том, что Торопов вследствие совершенных действий по распоряжению предоставленным ему от государства жилым помещением в г. Североморск лишен возможности его сдать, то военный суд считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют условия для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства на состав семьи из одного человека. Более того, суд считает, что при указанных выше, установленных судом обстоятельствах, Торопов, являясь обеспеченным ранее от государства жилым помещением по установленным учетным нормам, фактически ставит вопрос не о перемене места жительства, а о получении еще одного жилого помещения в другом населенном пункте, что противоречит закону.
При таких данных, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений жилищных прав заявителя и считает требования последнего необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При этом, доводы заявителя о получении им ранее жилого помещения в г. Североморск Мурманской области не от Минобороны России и не в период прохождения им военной службы, по мнению суда, являются не состоятельными и не влияющими на законность и обоснованность принятого ответчиком решения, поскольку данное жилье предоставлялось ему государством и было отчуждено им в результате приватизации в пользу жены и дочери в период прохождения им военной службы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░