Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>. 25 марта 2019 года.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шутилина В.Ю.,
адвоката ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> (далее УСЗ и СП <адрес>), в котором просила: признать незаконным отказ УСЗ и СП <адрес> в постановке ее в очередь на получение жилья; обязать УСЗ и СП <адрес> включить ее в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку 07.06.2008г. умерла ее мать ФИО4, а ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ, боле того заочным решением Инжавинского районного суда <адрес> от 04.03.2003г. ее мать была лишена в отношении нее родительских прав, распоряжением ТУ мэрии <адрес> от 19.07.2005г. №, над ФИО1 была установлена опека со стороны ФИО5
До настоящего времени ФИО1 жильем она не обеспечена, 09.11.2008г. у нее родился сын ФИО9 Виталий, в данное время истица со своим сыном проживает в муниципальной квартире площадью 12,00 кв.м.
Летом 2018года она от своих знакомых узнала о том, что она имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с чем 13.06.2018г. обратилась с заявлением в УСЗ и СП <адрес> по вопросу разъяснения порядка реализации права на обеспечение жильем, по результатам рассмотрения которого ей отказали во включении в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получение жилья, что мотивировано ее возрастом, с чем она не согласна.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца – адвокат ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также показал суду, что ФИО1 является юридически неграмотным лицом, в связи с чем не знала о том, что ей необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной поддержки населения, более того считает, что ФИО1 должна быть включена с очередь на получение жилья как лицо оставшееся без попечения родителей, в виду того, что ее права на получение данного жилья были нарушены со стороны органов опеки и попечительства представители которых своевременно не разъяснили ей право на получение данного жилья, а также в виду того, что и со стороны опекуна истца не были выполнены данные действия, при этом в судебном заседании представителем истца не оспаривался факт того, что ФИО1 осознавала, что она является ребенком сиротой, также показал суду, что истица начиная с 18 летнего возраста живет самостоятельной жизнью, какого либо постановления или распоряжения в отношении органов опеки и попечительства возлагавших на них обязанности поставить на учет ФИО6 в качестве нуждающейся в жилом помещении не выносилось.
В судебном заседании представитель ответчика, а также третьего лица <адрес> – по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истица до наступления 23 возраста не встала на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем по достижении 23 летнего возраста утратила статус ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющего право на внеочередное обеспечение жильем, при этом без уважительных причин пропустила установленный законом срок для включения ее в соответствующий список.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, необходимо руководствоваться вышеназванным законодательством, а также законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, регулирующим данные отношения.
Юридически значимыми обстоятельствам, подлежащими установлению по данной категории споров, являются:
- относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; - имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
- состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи, с чем подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными, требования истца о включении в Список лиц, имеющих право на социальную льготу, об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что у истицы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 07.06.2008г. умерла мать ФИО4, а отец умер ДД.ММ.ГГГГ, боле того заочным решением Инжавинского районного суда <адрес> от 04.03.2003г. ее мать была лишена в отношении нее родительских прав, распоряжением ТУ мэрии <адрес> от 19.07.2005г. №, над ФИО1 была установлена опека со стороны ФИО5, 09.11.2008г. у нее родился сын ФИО9 Виталий, в данное время истица со своим сыном проживает в муниципальной квартире площадью 12,00 кв.м.
В настоящее время истцу исполнилось 29 лет 11 месяцев, вместе с тем до настоящего времени жильем она не обеспечена, при этом ФИО1 исполнилось 23 года – 15.04.2012г., а с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения она единожды обратился лишь в ДД.ММ.ГГГГ, при этом, по мнению суда, при указанных обстоятельствах, есть основания полагать, что, будучи уже в совершеннолетнем возрасте и до достижения 23 лет, а также в последующий временной период, определяемый понятием разумности, ФИО1 не предпринимала мер для постановки на учет как лицо, нуждающееся в жилье при отсутствии к тому объективных препятствий.
Доводы ФИО1 о том, что это является следствием ее не уведомления компетентными органами о необходимости обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, а также ее юридической неграмотностью, отвергнуты судом как несостоятельные, не согласующиеся с понятиями добросовестности и разумности.
Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в реализации своих прав, в том числе путем совершения действий, обязательность совершения которых прямо оговорена в законе.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, в том числе в вопросе способов и порядке реализации права.
Став совершеннолетней, и приобретя полную право - и дееспособность, истица могла реализовать право, гарантирующее социальные гарантии в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, чего она не сделала, тогда, как могла сделать, будучи уже лицом совершеннолетнего возраста.
При установленных по делу обстоятельствах, в силу приведенного выше толкования закона, суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда, как лицом из числа детей-сирот и детей, в связи с утратой такового статуса.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.Ю. Шутилин.