Судья Асмолова О.А. Дело № 21-121
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2018 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Камендровском С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 21 декабря 2017 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 11 октября 2017 года о привлечении акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Сырова В.М. от 11 октября 2017 года акционерное общество (далее – АО) «Саратовское речное транспортное предприятие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в размещении на земельном участке, принадлежащем АО «Саратовское речное транспортное предприятие» металлолома и обрезок досок.
Решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 21 декабря 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица в области охраны окружающей среды от 10 июля 2017 года оставлено без изменения, жалоба АО «Саратовское речное транспортное предприятие» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, АО «Саратовское речное транспортное предприятие» просит решение судьи и постановление должностного лица, вынесенные по данному делу отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в первоначальной жалобе на постановление должностного лица представитель АО «Саратовское речное транспортное предприятие» указывает на отсутствие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, полагая возможным, кроме того, назначение наказание в размере, ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «Саратовское речное транспортное предприятие» Кислякова М.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление должностного лица и решение судьи отменить, представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области Максимова А.А. возражала против доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объеме, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 часть 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой 01 сентября 2017 года был выявлен факт размещения на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229898, принадлежащим АО «Саратовское речное транспортное предприятие», в водоохранной зоне Волгоградского водохранилища металлолома и обрезок досок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 07 сентября 2017 года дела об административном правонарушении с последующим привлечением АО «Саратовское речное транспортное предприятие» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценка доказательств по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, производится на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Факт совершения АО «Саратовское речное транспортное предприятие» вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, фототаблицами и иными материалами дела, с очевидностью свидетельствующими о размещении АО «Саратовское речное транспортное предприятие» на территории земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Волгоградского водохранилища отходов в виде металлолома и обрезков досок, в том числе объяснениями технического директора АО «Саратовское речное транспортное предприятие», который в своих пояснениях факт наличия иа момент проверки указанных отходов не оспаривал. Более того, по результатам вынесения представления в связи с выявленными нарушениями АО «Саратовское речное транспортное предприятие» приняло меры по их устранению.
Перечисленные документы получили надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Как следует из определения понятия административного правонарушения, установленного в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное деяние может быть совершено юридическим лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленный АО «Саратовское речное транспортное предприятие» договор аренды земельного участка, заключенный с ООО «Металл-Поволжье» 09 июня 2016 года не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого АО «Саратовское речное транспортное предприятие» правонарушения, учитывая отсутствие в нем конкретизации места расположения арендованного земельного участка, отсутствие государственной регистрации дополнительного договора после пролонгации на срок 1 год (в ЕГРП сведения об обременении данного земельного участка арендой отсутствуют). Кроме того, наличие данного договора не освобождает АО «Саратовское речное транспортное предприятие» как собственника земельного участка от обязанности соблюдать законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
С учетом изложенного, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях АО «Саратовское речное транспортное предприятие» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Доводы жалобы об изменении постановления должностного лица, судебного решения и назначении наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией вышеуказанной статьи, также нахожу несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таких исключительных обстоятельств по делу не установлено, с учетом характера деятельности АО «Саратовское речное транспортное предприятие», а также того, что оно является коммерческой организацией, и вопрос об использовании собственных средств или о привлечении заемных средств для финансирования своей хозяйственной деятельности решается юридическим лицом на свое усмотрение, прихожу к выводу о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного АО «Саратовское речное транспортное предприятие» административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности и не может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Доводы в жалобе по существу сводятся к переоценке установленных судьей районного суда обстоятельств и основаны на ином толковании норм материального права. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении. Оснований для переоценки сделанных судьей районного суда выводов не усматривается.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом или судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. Должностным лицом и судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 21 декабря 2017 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 11 октября 2017 года о привлечении акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» – без удовлетворения.
Судья Т.Е. Шмидт