Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-17/2020 (2-465/2019;) ~ М-430/2019 от 02.12.2019

Дело № 2-17/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года                               п. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Билле И.П.,

при секретаре Шакировой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трегубовой Елены Павловны к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У с т а н о в и л :

Трегубова Е.П. обратилась    с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ    о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указала, что в 2005 году по договору найма ее супругу Трегубову Г.П. была предоставлена квартира по адресу <адрес>. В указанную квартиру истец была вселена в качестве члена семьи и зарегистрирована на данной жилплощади. Жилой дом по ул. Станционная, 14 не значится в собственности ответчика, не значится и в собственности муниципального образования.

Трегубова Е.П. обращалась с заявлением о передаче спорного жилого помещения в ее собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано.

Истец Трегубова Е.П. в судебном заседании на требованиях настояла, суду пояснила, что в 1990 году ее супругу военнослужащему Трегубову Г.П. была предоставлена указанная квартира. В указанную квартиру в качестве членов семьи была вселена жена Трегубова Е.П., сын, дочь. В 1994 году супруг уволился с Вооруженных Сил РФ. На момент увольнения жильем обеспечен не был. В 2005 году был между Трегубовым Г.П. и Пограничной КЭЧ заключен договор найма. На момент заключения данного договора Трегубов Г.П. военнослужащим не являлся. Истец обращалась с заявление на приватизацию квартиры в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ». В приватизации отказано по причине того, что учреждение не наделено полномочиями на передачу жилых помещений, решение о приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства, в связи с чем, она обратилась в суд.

Представитель истца Лосева С.С. (по доверенности) требования поддержала, суду пояснила, при заключении с Трегубовым Г.П. договора найма в 2005 году он не являлся военнослужащим, в связи с чем, с ним не мог быть заключен договор служебного найма. Дом по ул. Станционная, 14    на техническом, на кадастровом учете не состоит, поэтому приватизировать в общем порядке истец не имеет возможности.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований Трегубов Г.П., требования истца поддержал, суду пояснил, что в указанной квартире семья Трегубовых проживает с 1990 года. Иного жилого помещения ни он, ни его супруга не имеют, в приватизации не участвовали, в связи с чем, было принято решение обратиться в суд. В 2005 году был заключен договор найма, на момент заключения он не являлся военнослужащим, проходил службу в таможенных органах.

Третье лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований Трегубов М.Г., Микерина (фамилия до брака Трегубова) Е.Г. в суд направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» не явился, направил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать истцу в удовлетворении его требований, по тем основанием, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилым помещением на условиях социального найма при условии признания военнослужащего в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении и наличии определенной выслуге лет. Уполномоченным органом на признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях является ФГКУ «Востокрегионжилье». Доказательств того, что истец относится к категории малоимущих граждан, а равно состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма не представлено.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц ФГКУ «Востокрегионжилье», администрация Пограничного муниципального района.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

Представитель администрации Пограничного муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» в суд направил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела, в котором указал, что спорная квартира состоит на балансе Министерства обороны РФ. Собственник жилого помещения Министерство обороны РФ вправе наделять жилое помещение статусом «служебная» по своему усмотрению. Приватизации не подлежат служебные жилые помещения, в связи с чем, просил в иске отказать.

    Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 12.10.1990 Пограничная КЭЧ Министерства обороны РФ выдало ордер № 1151 Трегубову Геннадию Петровичу на состав семьи из четырех человек (жена - Трегубова Елена Павловна, сын - Трегубов Максим Геннадьевич, дочь - Трегубова Екатерина Геннадьевна) на право занятия двухкомнатной квартиры, площадью 33 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

    В 2005 году между Трегубовым Г.П. и Пограничной КЭЧ заключен договор найма жилого помещения на <адрес>. На момент заключения данного договора Трегубов Г.П. не являлся военнослужащим.

Согласно справки № 350 ООО « ГУЖФ» истец действительно проживает в спорном жилом помещении, также в жилом помещении зарегистрирован Трегубов Г.П., Трегубов М.Г.

В материалы дела представлены нотариально заверенные отказы от участия в приватизации спорной квартиры от Трегубова Г.П., Трегубова М.Г., Микериной (до брака Трегубовой) Е.Г.

Согласно справки главы администрации Пограничного городского поселения следует, что Трегубова Е.П. участия в приватизации жилых помещений не принимала.

Из справки отдела имущественных отношений и землепользования администрации Пограничного муниципального района Приморского края следует, что истец участия в приватизации жилых помещений    не принимала.

Согласно справки администрации Пограничного городского поселения вышеуказанное жилое помещение объектом муниципальной собственности Пограничного городского поселения не является, в реестре имущества не значится.

    Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю известно, что право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Приморского края за Трегубовой Е.П.    не зарегистрировано.

    Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю следует, что право собственности на спорный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.

Согласно ответа КГКУ «УЗИ» технический паспорт на <адрес> отсутствует.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года № 316-О отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.

Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Ею предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.

В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24.10.2000 года № 13-П, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ответа ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» учреждение не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение может быть принято в рамках гражданского судопроизводства.

Из ответа ФГКУ «Востокрегионжилье» следует, что согласно, информационных ресурсов учреждения жилое помещение состоит на балансе Министерства обороны РФ и относится к специализированному жилищному фонду МО РФ, в обосновании представлен список на заселение жилого дома от 23.08.1990 года.

Между тем, Трегубову Г.П. и членам его семьи квартира была предоставлена в 1990 году на основании ордера, в 1994 году он был уволен с Вооруженных Сил РФ, а в 2005 году с ним заключен договор найма спорного жилого помещения.

Согласно статье 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно действующему жилищному законодательству, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание период проживания истца в спорной квартире при разрешении спора о наличии оснований для возникновения права пользования жилым помещением, учитывая как нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент вселения истца в спорную квартиру, так и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 2005 года, суд приходит к выводу о том, что истец была вселена в спорную квартиру в установленном законом порядке.

Ответчиками не указаны обстоятельства, обосновывающие распространение на спорную квартиру особого правового режима, «служебного жилья», отсутствуют предусмотренные законом основания для заключения в 2005 г. договора служебного найма жилого помещения, возникшее между сторонами правоотношение нормами Федерального закона "О статусе военнослужащего" не регулируется.

При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права, у Трегубовой Е.П. возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Трегубовой Елены Павловны удовлетворить.

Признать за Трегубовой Еленой Павловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья                                          И.П. Билле

2-17/2020 (2-465/2019;) ~ М-430/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трегубова Елена Павловна
Ответчики
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Другие
Трегубов Геннадий Петрович
Администрация Пограничного городского поселения
Микерина Екатерина Геннадьевна
Трегубов Максим Геннадьевич
ФГКУ Востокрегионжильё"
Лосева Светлана Семеновна
Министерство обороны РФ
Суд
Пограничный районный суд Приморского края
Судья
Билле И.П.
Дело на странице суда
pogranichny--prm.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2019Передача материалов судье
05.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Подготовка дела (собеседование)
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.04.2021Дело оформлено
17.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее