УИД 73RS0021-01-2023-000039-66
Дело № 2а-1-87/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:
судьи Кузнецовой М.С.
при секретаре судебного заседания Мартьяновой Т.А.
с участием представителя административного истца – Крыгиной Е.В., представителей административных ответчиков – Романовой М.А., Рузановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновскому областному фонду защиты животных «Флора и Лавра», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных, обязании разработать проекты указанных зон,
установил:
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Ульяновском районе Низамова Т.Т. обратилась в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства по делу, к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновскому областному фонду защиты животных «Флора и Лавра» (далее – УОФЗЖ «Флора и Лавра») о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных, обязании разработать проекты указанных зон.
В обоснование административных исковых требований указывает, что в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе поступило обращение ***. №/Ж-2022 от 14.10.2022г. по вопросу осуществления деятельности Ульяновским областным фондом защиты животных «Флора и Лавра». Как указано в обращении данная организация осуществляет свою деятельность на территории Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области без разработанных санитарно-защитных зон, что нарушает право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Имущество предоставлено на основании договора аренды с ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия». Основным видом деятельности УОФЗЖ «Флора и Лавра» является содержание животных без владельцев (приюты). При этом осуществлении данной деятельности производится в частном секторе населенных пунктов. В ходе рассмотрения данного обращения специалистом Управления направлены запросы в ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и Агентство ветеринарии Ульяновской области. Согласно полученному ответу от Агентства ветеринарии Ульяновской области (№- ИОРВ16-01/1560Исх.) на территории Ульяновской области 8 приютов, из которых 6 приютов принадлежат УОФЗЖ «Флора и Лавра». ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» представил копии договоров о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом с УОФЗЖ «Флора и Лавра» (исх.1395 от 08.11.2022г.). На основании данных договоров недвижимое имущество предоставлено в пользование с целью временного размещения животных без владельцев (приют). Информация по санитарно-защитным зонам отсутствует. Согласно размещенной информации на сайте zakupki.gov.ru заказчиком государственного контракта № от 18.04.2022г. на содержание животных является Администрация г. Ульяновска, а исполнителем УОФЗЖ «Флора и Лавра». Свою деятельность УОФЗЖ «Флора и Лавра» осуществляет по следующим адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № <адрес>, р.<адрес> (кадастровый номер земельного участка № Земельный участок с кадастровым номером 73:14:050501:56 имеет вид разрешенного использования — под ветстанцию. Земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования — для размещения зданий и сооружений, но был поставлен на учет до 2014 года, то есть до Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и предоставлен для осуществления ветеринарной деятельности. На основании п. 3.3. СанПин 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков к объектам капитального строительства их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2013 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке. Бездействие ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и УОФЗЖ «Флора и Лавра», выразившееся в непринятии мер по соблюдению вышеуказанных требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно мер по разработке санитарно-защитных зон, является незаконным.
Просит, с учетом уточнения административных исковых требований, признать противоправным бездействие надлежащего ответчика ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и УОФЗЖ «Флора и Лавра», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты приютов по содержанию (передержке) животных Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области; обязать надлежащего ответчика ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и УОФЗЖ «Флора и Лавра» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований санитарного законодательства - разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной защиты объектов, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) и <адрес>, р.<адрес> (кадастровый номер земельного участка №
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; в качестве заинтересованного лица – Администрация г. Ульяновска.
В судебное заседание представитель административного соответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, представители заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Представитель Агентства ветеринарии Ульяновской области просил рассмотреть дело без его участия.
Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – по доверенности Крыгина Е.В. на уточненных административных исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в административном иске, поддержала.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и УОФЗЖ «Флора и Лавра» - по доверенностям Романова М.А. с уточненными административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзывах на административный иск.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» - начальник Рузанова Т.Н. уточненные административные исковые требования не признала, пояснила, что основной вид их деятельности – карантирование животных.
В письменном возражении на административный иск начальник ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Рузанова Т.Н. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указав следующее. 27.12.2018г. вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), а также направление отловленных животных в приюты. Приюты могут быть государственными, муниципальными и частными. На момент принятия Федерального закона № 498-ФЗ приюты на территории региона отсутствовали. Для решения государственного вопроса обращения с животными без владельцев Правительством Ульяновской области было принято решение о выделении УОФЗЖ «Флора и Лавра» областного имущества по договорам безвозмездного пользования. Помещения, переданные в безвозмездное пользование, введены в эксплуатацию в 1976, 1979, 1994 годах и исторически использовались в качестве карантинных отделений (изолятора) госветслужбы региона для профилактики и недопущения распространения особо опасных болезней животных. Отлов животных и помещение их в приюты являются неотъемлемой частью мероприятий по недопущению распространения бешенства и не может нарушать право граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Каких-либо замечаний по осуществлению деятельности Учреждения в сфере обеспечения эпидемиологического благополучия с момента ввода в эксплуатацию зданий никогда не поступало. Данные помещения были расширены, и на их базе созданы малогабаритные приюты, которые по согласованию с собственником имущества переданы в безвозмездное пользование УОФЗЖ «Флора и Лавра». В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О внесении изменений в Положение об Агентстве ветеринарии Ульяновской области» Агентство было наделено полномочиями в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, закрепленным за подведомственными учреждениями на праве оперативного управления. Полномочия у Агентства в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, прекратились с 01.04.2022г. В 2023 году в соответствии с Законом Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области данные объекты включаются в Программу управления государственной собственностью Ульяновской области. Согласно публичной кадастровой карте: для участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - под ветстанцией; для участка с кадастровым номером № расположенный <адрес>, р.<адрес>, вид разрешенного использования - для зданий и сооружений. Все участки имеют статус «ранее учтённый». Ограничений на размещение приютов на данных участках не зарегистрировано. Указанные в административном иске нормативно-правовые акты не относятся к предмету спора и не регламентируют порядок разработки проектов зон санитарной защиты для приютов по содержанию (передержке) животных. В административном исковом заявлении истец в качестве основы исковых требований ссылается на п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым для пунктов передержки животных была предусмотрена санитарно-защитная зона 100 метров. Однако Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подпункты 7.1.1 - ДД.ММ.ГГГГ пункта 7.1 утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств и не может распространяться на здания, построенные в 1979, 1976, 1994 годах. В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной только для объектов I - III класса опасности. Пунктом 12.5.4 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 требования об установлении санитарной защитной зоны для приютов не установлены. Кроме того, в разъяснениях изменений № к СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности проект санитарно-защитной зоны не устанавливается, а также не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитной зоны для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, без изменений технологических процессов. В соответствии с п. 33 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства. Доказательств о том, что деятельность УОФЗЖ «Флора и Лавра» создаёт угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний истцом не предоставлено. Деятельность УОФЗЖ «Флора и Лавра» осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области» разработка санитарно-защитной зоны также не предусмотрена. За 2022 год Прокуратурой Ульяновской области, Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой и Счётной палатой Ульяновской области были проведены проверки использования помещений, переданных в безвозмездное пользование УОФЗЖ «Флора и Лавра». Нарушений не выявлено. Считает, что деятельность Учреждения и УОФЗЖ «Флора и Лавра» является законной.
В письменном возражении на административный иск директор Ульяновского областного Фонда защиты животных «Флора и Лавра» *** указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим. Уставная деятельность Фонда осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ-498 от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и внесение изменений в отдельные законодательные акты». С целью выполнения уставной деятельности Фондом с ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» были заключены следующие договоры: договор № от 28.01.2022г. о безвозмездном использовании недвижимого имущества, для временного размещения животных без владельцев (приют), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка № договор № от 31.01.2022г. о безвозмездном использовании недвижимого имущества, для временного размещения животных без владельцев (приют), расположенного по адресу: <адрес>, р. <адрес> (кадастровый номер земельного участка 73:18:020208:6), для проведения совместных мероприятий с государственной ветеринарной службой, направленных на предупреждение возникновения, распространения заразных, в том числе особо опасных болезней, общих для человека и животных (в том числе опасно опасного заболевания - бешенство). При осуществлении своей деятельности Фонд не нарушает требований ветеринарного и санитарного законодательства. Истцом при обращении в суд не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении Фондом требований законодательства и в какой части они нарушены. Истец не указывает ни одного конкретного нарушения в деятельности Фонда, в том числе при использовании части нежилого помещения (приюта), в чем они выражены, пределы этих нарушений, вид и степень угрозы для жизни и здоровья человека, окружающей среды, степень и тяжесть причиненного вреда. Фонд не может являться надлежащим ответчиком по иску с требованием разработки проекта зоны санитарной защиты приютов по содержанию (передержке) животных Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области, поскольку Фонд не является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №
В письменном возражении на административный иск руководитель Агентства ветеринарии Ульяновской области – Главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновкой области *** просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав следующее. Считает, что в административном исковом заявлении, оформленном на официальном бланке Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, подписанном начальником ТО Низамовой Т.Т., в перечне приложений отсутсвует копия документа, подтверждающего наличие у Низамовой Т.Т. высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, в связи с чем Агентству ветеринарии непонятно есть ли у должностного лица Низамовой Т.Т. полномочия на подписание и (или) подачу в суд административного искового заявления. Кроме того, в соответствии с пунктом 12.5.14 таблицы 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (ред. от 28.02.2022) к 5 классу объектов, которым установлена санитарно-защитная зона в 50 метров, относятся: ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, пункты передержки животных. Требования по установлению санитарно-защитных зон к приютам для животных Санитарными правилами не установлены. В соответствии с ГОСТ Р 57014-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги для непродуктивных животных. Услуги по временному содержанию непродуктивных животных. Общие требования» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 859-ст) (ред. от 22.09.2022) услуги по временному содержанию непродуктивных животных предоставляются в средствах размещения различных видов. Средства размещения для непродуктивных животных подразделяют на: передержки, зоогостиницы, приюты. Согласно раздела 3 «Термины и определения» ГОСТ Р 57014-2016: п. 3.4 - передержка для непродуктивных животных: место временного содержания непродуктивных животных в жилом помещении или на прилегающей к жилому дому территории с соблюдением ветеринарного и санитарного законодательства; п. 3.5 - приют для непродуктивных животных: специально приспособленное и оборудованное нежилое помещение или территория со специально построенными для целей содержания животных зданиями, сооружениями, конструкциями, предназначенное для группового содержания непродуктивных животных, не имеющих владельца; п. 3.6 - средства размещения непродуктивных животных: здания, помещения, конструкции, сооружения с прилегающей территорией для временного содержания непродуктивных животных». Таким образом, объединение (приравнивание) начальником ТО Роспотребнадзора Низамовой Т.Т. приютов для животных и передержки для животных является неправильной, а предъявление требований по установлению санитарно-защитной зоны к приюту для животных как к передержке для животных является незаконным.
Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 209 Гражданского кодекса РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно ст. 52 Закона об охране окружающей среды Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно ст. ст. 8, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ч. 2 ст. 12 указанного закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03 В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В силу п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1-2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п. 2.4 указанных СанПиН для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
При этом пунктом 3.13 указанных СанПиН предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 7 206 кв.м расположен по адресу: <адрес>; поставлен на кадастровый учет 20.01.1993г.; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – под ветстанцией; собственник с 04.03.2013г. – Ульяновская область в лице Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; находится с 05.04.2021г. в постоянном (бессрочном) пользовании у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В пределах указанного земельного участка находятся следующие объекты недвижимости:
- здание с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 486,2 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветстанции; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010г. – <адрес>; находится с 23.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
- здание с кадастровым номером №: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 320 кв.м; назначение: нежилое; наименование – гараж; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010г. – <адрес>; находится с 23.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
- здание с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 108,5 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание котельной; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010г. – <адрес>; находится с 23.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
- здание с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 31,8 кв.м; назначение: нежилое; наименование – крематорий; год завершения строительства – 1979; собственник с 05.05.2010г. – <адрес>; находится с 23.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № площадью 4 667 кв.м расположен по адресу: <адрес>, р.<адрес>; поставлен на кадастровый учет 30.07.2004г.; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для размещения зданий и сооружений; собственник с 18.02.2011г. – Ульяновская область в лице Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; находится с ДД.ММ.ГГГГ в постоянном (бессрочном) пользовании у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В пределах указанного земельного участка находятся следующие объекты недвижимости:
- здание с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет 12.09.2013г.; площадь – 387,5 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветлаборатории, ветстанции; год завершения строительства – 1993; собственник с 15.10.2010г. – <адрес>; находится с 18.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
- здание с кадастровым номером №: поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 65,9 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание ветсанэкспертизы; год завершения строительства – 1994; собственник с 15.10.2010г. – <адрес>; находится с 18.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
- здание с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет 15.11.2011г.; площадь – 75 кв.м; назначение: нежилое; наименование – здание вивария; год завершения строительства – 1994; собственник с 15.10.2010г. – <адрес>; находится с 18.03.2021г. в оперативном управлении у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
Стороной административного истца в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлено в суд допустимых, относимых и в своей совокупности достаточных доказательств того, что указанные в иске объекты недвижимости относятся к объектам, в отношении которых должны быть разработаны проекты зон санитарной защиты, доказательств того, к какому классу опасности относятся данные объекты, а также не указана норма закона, регламентирующая разработку таких проектов.
Кроме того, суд находит несостоятельным доводы представителя административного истца о том, что спорные по делу земельные участки используются административными ответчиками не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, поскольку это опровергается материалами дела, а также действующим законодательством для этого установлен переходный период.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на административных ответчиков обязанности разработать проекты зон санитарной защиты указанных в административном иске объектов, расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) и <адрес>, р.<адрес> (кадастровый номер земельного участка № не имеется.
Указанные факты подтверждаются пояснениями представителей административных ответчиков, показаниями Главного ветеринарного врача – начальника Сенгилеевского центра ветеринарии ***, данными им в суде, а также представленным им журналом карантирования животных за 2022 год и иными документами, которые были составлены при поступлении к ним животных после их отлова или в связи с покусами, как с владельцами, так и без владельцев.
Также суд при принятии решения учитывает, что имеющиеся в материалах дела договоры с УОФЗЖ «Флора и Лавра» не действуют, а новые не заключены.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по содержанию (передержке) животных, обязании разработать проекты указанных зон не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░ 7 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░