Дело № 2-585\2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Мельник К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коваленко Натальи Юрьевны к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права на включение лица в список на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истица Коваленко (до замужества - Гудошникова) Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Ее мать, ФИО3 (до замужества Гудошникова), была одинокой матерью и умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным справки о рождении № ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце вносились на основании заявления матери. Согласно решению Исполкома районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, истица была определена в Медвежьегорскую школу-интернат №. Тем же Решением было определено просить Министерство Просвещения КАССР закрепить за истицей жилую площадь <данные изъяты> кв.м., о чём ни органы опеки, ни администрация интерната истицу не известили. Данная жилая площадь истице не была предоставлена. О решении закрепить за истицей жилую площадь, Коваленко Н.Ю. узнала только ДД.ММ.ГГГГ из справки, выданной Администрацией Прионежского района. При этом, согласно сведениям другой справки, выданной Отделом делопроизводства и информационного взаимодействия при Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, никакой жилой площади за истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ закреплено (выделено) не было, что свидетельствует о нарушении законодательства, поскольку решение о закреплении за истицей жилой площади было вынесено, но не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ истца поступила в Петрозаводскую школу-интерната № в связи с переводом из Медвежьегорской школы-интерната №. ДД.ММ.ГГГГ истица была отчислена из числа обучающихся школы в связи с ее окончанием. Во время обучения в Петрозаводской школе-интернате № истица проживала в интернате при школе и находилась на полном государственном обеспечении как сирота, что подтверждается справкой, выданной ГБОУ РК «Специализированная школа искусств» (бывшая Петрозаводская школа-интернат №). ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с Коваленко В.Ю. и сменила фамилию на Коваленко. ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут. За период брака совместно нажитого недвижимого имущества нажито не было. В начале ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с письменным заявлением о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения, с учетом права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но ей отказали, пояснив, что обратилась лишь по достижении 23 лет. Тем не менее, обратилась истица до достижения возраста 23 лет (в полных двадцать два года), но, поскольку заявление было подано в единственном экземпляре, истица никак не смогла доказать этот факт. ДД.ММ.ГГГГ Решением Исполкома городского Совета народных депутатов истица была поставлена лишь в общую очередь на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истица вновь обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа о включении в льготный список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что предоставленные документы не содержали сведений об отце. Предоставить их истица не могла, поскольку данных у нее нет. Всё это время, с даты выхода из специализированного детского учреждения у истицы не было жилья ни в собственности, ни на условиях социального найма. Истице приходилось снимать жилье на коммерческой основе. В ДД.ММ.ГГГГ истица вновь получила отказ по причине достижения 23-летнего возраста. В Министерстве здравоохранения и социального развития РК в ДД.ММ.ГГГГ получила отказ по тем же основаниям. С учетом изложенного, истица просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия сведения на истицу для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Петрозаводского городского округа, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истице благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Определением Петрозаводского городского суда РК от 08 февраля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Истица и ее представитель Ружникова О.В., действующая на основании доверенности, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву с заявленными требованиями не согласны, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Третьи лица – Министерство образования Республики Карелия, Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно представленным отзывам, просят рассмотреть дело в отсутствии представителей.
Суд, выслушав пояснения истицы, представителя истицы, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истица Коваленко (до замужества - Гудошникова) Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Мать –ФИО3 (до замужества Гудошникова), была одинокой матерью, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Пайским поселковым советом Прионежского района Карельской АССР. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пайским поселковым советом Прионежского района Карельской АССР.
Согласно решению Исполкома районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, истица была определена в Медвежьегорскую школу-интернат №. Тем же решением было определено просить Министерство Просвещения КАССР закрепить за истицей жилую площадь <данные изъяты> кв.м.
Из пояснений истицы следует, что данная жилая площадь ей не была предоставлена. Согласно сведениям справки, выданной Отделом делопроизводства и информационного взаимодействия при Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, никакой жилой площади за истицей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ закреплено (выделено) не было.
ДД.ММ.ГГГГ истца поступила в Петрозаводскую школу-интерната № в связи с переводом из Медвежьегорской школы-интерната №. ДД.ММ.ГГГГ истица была отчислена из числа обучающихся школы в связи с ее окончанием. Во время обучения в Петрозаводской школе-интернате № истица проживала в интернате при школе и находилась на полном государственном обеспечении как сирота, что подтверждается справкой, выданной ГБОУ РК «Специализированная школа искусств» (бывшая Петрозаводская школа-интернат №).
ДД.ММ.ГГГГ истица вступила в брак с ФИО7 и сменила фамилию с Гудошниковой на Коваленко (справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ по отделу ЗАГС Беломорского района Карельской АССР). ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут (свидетельство о расторжении брака № по отделу ЗАГС г. Петрозаводска). После расторжения брака истица оставила фамилию бывшего мужа. За период брака совместно нажитого недвижимого имущества нажито не было.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» отсутствует информация о правах Коваленко Н.Ю. на объекты недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Исполкома городского Совета народных депутатов истица была поставлена в общую очередь на улучшение жилищных условий. При этом, в копиях материалов архивного дела по обращению истца по вопросу обеспечения жилым помещением, направленного ответчиком по запросу суда, не представлена копия самого заявления Гудошниковой Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведений о дате его поступления в администрацию. Таким образом, доводы истицы о том, что ее обращение имел место быть до достижения ею полных 23 лет, ответчиком не опровергнуты; в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств обращения по достижению ею указанного возраста ответчиком не представлено; решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ таковым доказательством не является.
Из пояснений истицы следует, что в дальнейшем также имели место обращения к ответчику (в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ) о включении в льготный список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако, в удовлетворении заявления было отказано ввиду того, что предоставленные документы не содержали сведений об отце, что истица обратилась в органы опеки после достижения возраста 23 лет.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, кроме малоимущих, относятся иные категории граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 (в редакции до 01.01.2013 г.) ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Как следует из преамбулы и ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Лица, поставленные на учет, но не обеспеченные жилой площадью, сохраняют право на его получение после достижения возраста 23 лет.
Из приведенных положений следует, что органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей, должны были принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений.
С 01.01.2013 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно указанному Закону, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется также за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
На данный момент истица не обеспечена жильем.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона Закон Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с федеральным законодательством в список включаются лица, указанные в части 6 статьи 3 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет.
Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 N 129-П утверждён Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный порядок определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным (п.1). Лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список) (п.2). Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделёнными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка (п.4). Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения (п.6).
При постановлении решения суд принимает во внимание позицию, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, согласно которой до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными удовлетворять требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являются следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Проанализировав положения изложенных норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе учитывая, что ответчиком не предпринято мер по закреплению за несовершеннолетней жилого помещения при определении в школу-интернат, по обеспечению выпускника школы-интерната из числа детей-сирот жилым помещением, с учетом неопровергнутых доводов истицы об обращении к ответчику с заявлением о предоставлении как сироте жилого помещения до достижения возраста 23 лет, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость консультации составила <данные изъяты> рублей, согласно квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ и договору поручения № на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ услуги представителя составили <данные изъяты> рублей, согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ госпошлина при подаче иска в суд составила <данные изъяты> рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины и за консультацию подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд по письменному заявлению стороны, присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Суд считает требование истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя правомерным, учитывая, что решением суда исковые требования удовлетворены. Вместе с тем, заявленная сумма к возмещению, по мнению суда, не отвечает принципу разумности и справедливости.
Согласно положениям п.п. 11, 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая изложенное, характер спорных отношений, не представляющих особой сложности, объем работы, выполненной представителем истца, и затраченного времени, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным, в целях обеспечения баланса интересов сторон, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом, с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Коваленко Н.Ю. подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., в том числе государственная пошлина <данные изъяты> руб., консультация <данные изъяты> рублей, услуги представителя <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваленко Натальи Юрьевны удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия сведения на Коваленко Наталью Юрьевну для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Петрозаводского городского округа.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Коваленко Наталье Юрьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Коваленко Натальи Юрьевны судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 20 февраля 2017 года