Дело № 2-28/2020 (2-1134/2019)
УИД: 91RS0001-01-2019-001674-72
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь 12 февраля 2020 года
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи - Кветкиной Н.В.,
при секретаре – Зуеве Д.А.,
с участием представителя истца – Быковской С.Ю.,
представителя ответчиков Мишина В.В. и Мишина В.В. – адвоката Рублева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Симферополя Республики Крым к Ерёменко Анатолию Анатольевичу, Мишину Вадиму Викторовичу, Мишину Владимиру Викторовичу, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности, снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с иском к Ерёменко А.А. с иском о признании отсутствующим права собственности за Ерёменко Анатолием Анатольевичем на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №; снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по тому же адресу; исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности за Ерёменко Анатолием Анатольевичем на вышеуказанный земельный участок.
С учетом уточнения искового заявления в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит суд: признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок серии II-КМ №, выданный Симферопольским городским советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мишина В.В.; истребовать земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, из чужого незаконного владения в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности за Ерёменко Анатолием Анатольевичем на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №; снять с кадастрового учета земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были уточнены, истец просит суд: истребовать земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, из чужого незаконного владения Ерёменко Анатолия Анатольевича, Мишина Вадима Викторовича, Мишина Владимира Викторовича в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В остальной части исковые требования истец оставляет без изменения.
Исковые требования мотивированы тем, что подпункт 3 пункта 1 статьи 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением ФИО3 городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устава), относит к полномочиям Администрации города Симферополя владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Порядок), Администрация города Симферополя в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет распоряжение земельными участками путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов, заключения гражданско-правовых договоров.
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что органом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, является Администрация города Симферополя Республики Крым.
На рассмотрении Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым находилось гражданское дело № по иску Ерёменко Анатолия Анатольевича к Мишину Вадиму Викторовичу, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, и осуществлении государственной регистрации права.
В обоснование исковых требований Ерёменко А.А. указывал о том, что между ним и ответчиком Мишиным В.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен предварительный договор купли-продажи указанного земельного участка, который принадлежал ответчику на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии II-КМ №, выданного Симферопольским городским советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
В момент подписания предварительного договора купли-продажи земельного участка денежные средства, составляющие цену недвижимого имущества, были получены продавцом.
Согласно условиям предварительного договора, стороны обязались заключить основной договор купли-продажи в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанный срок Мишин В.В. условия предварительного договора не выполнил.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № иск Ерёменко А.А. удовлетворен частично, за ним признано право собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, в удовлетворении требований в части осуществления государственной регистрации права отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № принят отказ Ерёменко А.К. от иска к Мишину В.В. о признании права собственности на земельный участок; решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменено, производство по делу прекращено.
Истец полагает, что при таких обстоятельствах в настоящее время собственником юридически является Мишин Вадим Викторович, на имя которого был выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок.
Однако, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30) с кадастровым номером №, является Ерёменко Анатолий Анатольевич (собственность № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Из норм ст.ст.3, 10, 17, 23 Земельного кодекса истец делает вывод, что право собственности на земельные участки возникает на основании принятых соответствующими Советами народных депутатов решений о передаче таких земельных участков в собственность граждан.
Между тем, согласно информации Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, по учетным данным решения исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановления Администрации города Симферополя о передаче в собственность, пользование либо аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), не принимались.
Истец полагает, что поскольку право собственности на земельный участок у первоначального собственника - Мишина В.В. возникло по основаниям, не предусмотренным законом, он не имел права производить его отчуждение.
Следовательно, у нынешнего собственника земельного участка - Ерёменко А.А. право собственности не возникло, и такое право подлежит признанию отсутствующим, а запись в ЕГРН об этом праве - погашению.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дала пояснения согласно исковому заявлению.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам Мишину Вадиму Викторовичу и Мишину Владимиру Викторовичу в порядке ст. 50 ГПК РФ назначен адвокат в качестве представителя.
Представитель ответчиков Мишина В.В. и Мишина Вл.В. - адвокат Рублев А.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Ответчик Ерёменко А.А. в судебное заседание не явился, ходатайства от него не поступали, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью Ерёменко А.А. на уведомлениях о вручении почтового отправления судебных повесток.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направила в суд письменные пояснения, согласно которым законодательством не предусмотрено и технически не исполнимо требование об аннулировании сведений об объекте недвижимости, содержащихся в ЕГРН. В то же время. В случае прекращения права на объект недвижимости, содержащийся в ЕГРН, данной записи присваивается статус «погашенные» согласно приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №. Относительно требования о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка поясняет, что действующим законодательством не предусмотрена процедура снятия с кадастрового учета объектов со статусом «учтенный» и «ранее учтенный». Вместе с тем, сведения о земельном участке могут быть исключены из ГКН на основании вступившего в законную силу решения суда. Однако, при таких условиях, будет аннулирована характеристика объекта недвижимости, необходимая для его идентификации как объекта вещного права. Исходя из этого, в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, в решении суда необходимо указание на то, какие сведения подлежат внесению в ГКН вместо подлежащих исключению.
Заслушав пояснения представителя истца Быковской С.Ю. и представителя ответчиков Мишина В.В. и Мишина Вл.В. - адвоката Рублева А.Г., исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Администрация <адрес> Республики Крым обратилась в Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым с исковыми требованиями, с учетом их уточнения, о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии II-КМ №, выданного Симферопольским городским советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мишина Владимира Викторовича; истребовании земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый № из чужого незаконного владения Еременко Анатолия Анатольевича, Мишина Вадима Викторовича, Мишина Владимира Викторовича, в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности за Ерёменко Анатолием Анатольевичем на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №; снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №.
В предоставленной в материалы гражданского дела копии Государственного акта на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного гражданину Украины Мишину Владимиру Викторовичу, указано следующее:
- Мишин Вл.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № получил в частную собственность земельный участок площадью 0,0800 гектар в границах согласно плану. Земельный участок расположен на территории <адрес>, ПОЗ по ГП-30;
- государственный акт составлен в двух экземплярах, один из которых выдан Мишину Вл.В., а второй хранится в Симферопольском городском совете народных депутатов;
- акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право частной собственности на землю за № Т.6-Ш. Акт подписан Заместителем Головы Симферопольского городского совета народных депутатов Пащенко Б.Н.
Истец считает, что волеизъявление собственника на передачу земли из муниципальной в частную собственность не было выражено, государственный акт на право собственности выдан Мишину В.В. без законных оснований.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Как следует из ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документы или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Согласно ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Между тем, ответчики в судебное заседание не явились и не предоставили суду ни оригинал соответствующего правоустанавливающего документа о праве частной собственности Мишина В.В. на спорный земельный участок, ни решение уполномоченного публичного органа о предоставлении в собственность Мишина В.В. спорного земельного участка, либо сведения из публичной информационной системы, содержащей базу данных о вещных правах на недвижимое имущество физических лиц как субъектов права.
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на следующее.
В копии государственного акта о праве частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мишину Вл.В., проставлена печать Исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым.
Ст. 4 ГК Украинской ССР от 18.07.1963 № 1540-VI, в редакции закона, действующего на момент выдачи государственного акта о праве собственности от 18.08.2001, и в редакции от 24 августа 1998 г., предусматривалось, что гражданские права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и Украинской ССР, а также из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности
Согласно ст. 3 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 г. (в редакции на дату заключения договора купли - продажи от 24 августа 1998 г. № 67, указанную в государственном акте о праве частной собственности на землю, выданном Мишину В.В.), Советы народных депутатов распоряжаются землей, в пределах своей компетенции передают земли в собственность или предоставляют в пользования и изымают их.
В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 № 561-XII в редакции, действовавшей на момент выдачи государственного акта о праве собственности на земельный участок серии II-КМ № 047631 от 18.08.2001, землей распоряжаются Советы народных депутатов, которые в пределах своей компетенции передают земли в собственность либо в пользование.
Статьей 10 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 г. (как в ред. от 22.06.1993 г., так и в ред. 12.07.2000 г.) установлено, что к ведению городских Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений на их территории относится: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды, в порядке, установленном в ст.ст. 17,19 настоящего кодекса; регистрация права собственности, пользования земель, прекращение права собственности, пользования землей, иные полномочия.
Статьей 17 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 определялось, что передача земельных участков в коллективную и частную собственность осуществляется Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки. Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселковый, городской, а в случае отказа - в районный, городской, в административном подчинении которого является район, Совет народных депутатов по месту нахождения земельного участка. В заявлении указываться желаемый размер и место нахождения земельного участка, цель его предоставления и состав семьи.
Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление, в случае согласия на передачу земельного участка в собственность гражданину - заказывает разработку проекта отвода земельного участка. Проект отвода земельного участка согласовывается и передается в районный (городской) Совет народных депутатов для принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советам народных депутатов.
В соответствии с правовым регулированием, как действовавшим на дату, указанную при выдаче правоустанавливающего документа (18.08.2001 г.), так и по состоянию на 24 августа 1998 г. - дату заключения договора купли - продажи № 67, указанную в государственном акте о праве собственности от 18.08.2001, статья 26 Закона Украины «Об органах местного самоуправления в Украине» предусматривала, что к исключительным полномочиям городских советов относится принятие решений по отчуждению в соответствии с законом коммунального имущества, решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений.
Согласно ст. 29 Закона Украины «Об органах местного самоуправления в Украине», к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится управление в пределах, определенных Советом, имуществом, находящимся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Украины «Об органах местного самоуправления в Украине», к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей.
Следовательно, согласно положениям вышеуказанных статей Закона Украины «Об органах местного самоуправления в Украине», принятие решений об отчуждении объектов коммунальной собственности, в том числе о передаче в частную собственность гражданам и другим лицам земельных участков, не отнесено к полномочиям исполнительных комитетов городских советов.
Решение о делегировании Симферопольским городским советом исполнительному комитету Симферопольского городского совета полномочий в части распределения земельных участков, в материалы дела ответчиками не предоставлено.
Кроме того, п. 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 г. (утратил силу 14 сентября 2006 г.) постановлено приостановить действие части второй статьи 17 и статьи 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных статьей 1 этого Декрета.
Следовательно, на 18.08.2001 (дату спорного госакта), право собственности граждан на земельные участки, переданные в собственность, с учетом предписаний пункта 6 Декрета, могло возникнуть только на основании решения соответствующего Совета народных депутатов, без выдачи государственного акта, который не мог быть издан, так как иная реализация публичной власти в форме выдачи официального документа противоречила бы вышеуказанному подзаконному нормативному правовому акту.
Согласно информации Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, по учетным данным решения исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановления Администрации города Симферополя о передаче в собственность, пользование либо аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), не принимались.
Согласно письму Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в архивных материалах, переданных Госкомрегистру территориальными органами Государственного агентства земельный ресурсов Украины, отсутствуют архивные документы, а именно: государственные акты, техническая документация, поземельные книги и другие, на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, поз по ГП-28, поз по ГП-30.
Также в вышеуказанном письме Департамента отсутствуют данные о наличии проекта отвода земельного участка, который должен быть передан на согласование в городской Совет и составлен по его заказу.
Согласно письму Архивного управления (муниципальный архив) Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, архивное управление (муниципальный архив) Администрации г. Симферополя информацией о документах, послуживших основанием для выдачи Симферопольским городским советом государственного акта о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Симферополь, ул. Мичурина (поз по ГП-30), не располагает.
Как следует из письма Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в архивной документации отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях прав, обременениях и переходах прав на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Симферополь, ул. Мичурина (поз по ГП-30).
В связи с чем у суда отсутствуют основания считать, что имел место факт выдачи соответствующего акта органом, к властным и делегированным полномочиям которого относится отчуждение права на спорный земельный участок из коммунальной собственности в частную собственность.
Следовательно, суд, в отсутствие оригинала надлежащего публичного акта о передаче вещного права, вынесенного в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на дату, указанную в копии документа, озаглавленного как Государственный акт на право частной собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, и выданного гражданину Украины Мишину Владимиру Викторовичу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии II-КМ №, выданного Симферопольским городским советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мишина В.В., так как иное подтверждало бы существование и издание соответствующего решения (государственного акта), в отсутствие доказательств его принятия, однако, как следует из материалов дела, относимых и допустимых доказательств выдачи акта не предоставлено. Кроме того, истец в исковом заявлении указывает, что решения исполнительного комитета, сессии Симферопольского городского совета, постановления Администрации <адрес> о передаче в собственность, пользование либо аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), не принимались.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015), в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ. Если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ, а не по правилам главы 59 ГК РФ.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с ч. 2 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015), по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015), собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015), в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые, в том числе признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Украины (в ред. от 05.12.2013 г.), земли, которые принадлежат на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности.
Предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к частной собственности, либо возникновение иного вещного права у ответчиков в отношении земельного участка, последними не предоставлено, следовательно суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок является собственностью муниципального образования.
Согласно ч. 1,2,3 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Согласно п. 3 ст. 9 устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 № 61), к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как следует из п.п. 3 п. 1 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 № 61), полномочия Администрации города по решению вопросов местного значения также предусматривают владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в порядке, уставленном Симферопольским городским советом.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Таким образом, истцом доказано наличие права собственности на имущество, полномочия по владению, пользованию и распоряжению которым отнесено к его ведению, находящееся во владении ответчиков, как основание для обращения за судебной защитой лица с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения.
На рассмотрении Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым находилось гражданское дело № по иску Ерёменко Анатолия Анатольевича к Мишину Вадиму Викторовичу, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес>, о признании за Еременко А.А. права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), на основании предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, и осуществлении государственной регистрации права.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № иск Ерёменко А.А. удовлетворен частично, за ним признанно право собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, в удовлетворении требований в части осуществления государственной регистрации права отказано.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка площадью 800 кв.м (+/- 10 кв.м.), расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30) с кадастровым номером №, является Ерёменко Анатолий Анатольевич (вид права: собственность, номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В копии реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, поз по ГП-30), содержится межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка, в котором определены характерные точки границы земельного участка, сведения о частях его границ, а также общие о нем сведения.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в связи с удовлетворением заявления Еременко А.А. об отказе от иска. Производство по делу по иску Еременко А.А. прекращено.
В силу принципа состязательности, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, и положений ст. 35 ГПК РФ участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Следовательно, суд, ввиду отсутствия доказательств наличия воли собственника на передачу владения земельным участком иному лицу, учитывая расположение объекта недвижимого имущества в пределах г. Симферополь, что относило его к коммунальной собственности на момент юридически значимых дат, указанных в спорном государственном акте от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из законоположений, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ и определявших юрисдикционную подведомственность, а также из норм Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК, Земельного кодекса РФ, считает подлежащими удовлетворению исковые требования об истребовании земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый № из чужого незаконного владения Ерёменко Анатолия Анатольевича, Мишина Вадима Викторовича, Мишина Владимира Викторовича, в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее - Приказ), в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН.
Разделам, записям, а также сведениям ЕГРН присваиваются статусы «актуальная», «архивная», «погашенная».
При внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических и реестровых ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом "погашенные", если иное не предусмотрено Порядком.
При государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки по иным основаниям, соответствующим записям реестра прав на недвижимость присваивается статус «погашенная».
При присвоении сведениям, записям ЕГРН статусов "погашенные" или «архивные» такие сведения, записи не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи в установленном порядке сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН.
В то же время, в случае прекращения права на объект недвижимости, содержащийся в ЕГРН, данной записи присваивается статус «погашенные» согласно с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, так как законодательством не предусмотрено и неисполнимо требование об исключении из ЕГРН записи о государственной регистрации права, суд отказывает истцу в исковых требованиях об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности за Ерёменко Анатолием Анатольевичем на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №.
Между тем, суд отмечает, что само по себе удовлетворение исковых требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения, являющееся основанием для внесения записи в ЕГРН, восполнит объем утраченных прав истца на виндицируемую вещь.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка определен в Законе о регистрации (ч.15 ст.41, ч.10 и ч.11 ст.60, ч.3 ст.70).
В силу п. 33 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета, если он не является преобразуемым и отсутствуют основания, указанные в данном Законе.
Пунктами 3, 9 части 4 статьи 8 Закона №218-ФЗ установлено, что описание местоположения и площадь объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относятся к основным сведениям, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости как характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.
Действующим законодательством не предусмотрена процедура снятия с кадастрового учета объектов со статусом «учтенный» и «ранее учтенный». Вместе с тем, сведения о земельном участке могут быть исключены из ГКН на основании вступившего в законную силу решения суда. При таких условиях будет аннулирована характеристика объекта недвижимости, необходимая для его идентификации как объекта вещного права.
Однако истец в заявленных исковых требованиях не указал, какие сведения подлежат внесению ГКН вместо подлежащих исключению.
В связи с чем иск в части требований Администрации г. Симферополя РК о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 800 кв.м, расположенног по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С ответчиков в пользу местного бюджета подлежат взысканию в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в размере 1200, 00 рублей в равных долях с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
Исковые требования Администрации города Симферополя Республики Крым к Ерёменко Анатолию Анатольевичу, Мишину Вадиму Викторовичу, Мишину Владимиру Викторовичу – удовлетворить частично.
Истребовать земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный на территории: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый №, из чужого незаконного владения Еременко Анатолия Анатольевича, Мишина Вадима Викторовича, Мишина Владимира Викторовича в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Взыскать с Ерёменко Анатолия Анатольевича, Мишина Вадима Викторовича, Мишина Владимира Викторовича государственную пошлину в размере 1200, 00 рублей в равных долях с каждого.
В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации города Симферополя Республики Крым, - отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права собственности на земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный на территории: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровый № за Ерёменко ФИО2, и для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым.
Меру обеспечения иска в виде запрета:
Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять регистрационные и иные действия в Едином государственном реестре прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровой №;
Ерёменко Анатолию Анатольевичу, а также иным физическим и юридическим лицам совершать какие-либо сделки гражданско-правового характера в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-30), кадастровой №, в том числе, заключать (продлевать) договоры аренды, субаренды, хранения, доверительного управления, купли-продажи, дарения, мены, безвозмездного пользования, внесения в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив и иные, -
отменить по исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Кветкина
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года.
Судья Н.В. Кветкина