Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2012 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,
при секретаре Петякшевой С.В.,
с участием:
заместителя прокурора Тоцкого района Оренбургской области Фролова Е.Н.,
истца Прокофьева М.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области Зацепиной Т.Е.,
представителя третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования Тоцкого района Оренбургской области Петренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Прокофьева М.В. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в интересах Прокофьева М.В. в Тоцкий районный суд Оренбургской области с иском к администрации муниципального образования Тоцкий район о возложении обязанности на администрацию МО «Тоцкий район» представить Прокофьеву М.В. по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
В обоснование иска прокурор указал, что Прокофьев М.В. состоит на учете в администрации Тоцкого района по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокофьев М.В. является сиротой, его родители умерли. Согласно распоряжению главы Тоцкого района № от ДД.ММ.ГГГГ истец находился в ГОУ «Кирсановский детский дом» на полном государственном обеспечении. Собственного жилья он не имеет, и никогда не имел. Право проживания за Прокофьевым М.В. не закреплялось. По вопросу обеспечения жильем Прокофьев М.В. обращался в администрацию района, однако до настоящего времени он жильём не обеспечена. Таким образом, на протяжении уже более года со дня окончания образовательного учреждения Прокофьев М.В. не имеет возможности реализовать представленное ему право по обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в связи с чем, нарушается ее право на жилище. Прокурор просил возложить на администрацию МО «Тоцкий район» Оренбургской области обязанность предоставить Прокофьеву М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения.
Истец Прокофьев М.В. исковые требования просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения. При этом, пояснил, что в настоящее время проживает в <адрес>, собственного жилья не имеет.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства отдела образования Тоцкого района Оренбургской области Петренко Т.В. требования прокурора и истца Прокофьева М.В. просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Тоцкий район» Оренбургской области Зацепина Т.Е. в судебном заседании возражений относительно исковых требований не заявила и пояснила, что действительно на администрацию района возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в связи с отсутствием финансирования до настоящего времени не все обеспечены жильем, согласилась с тем, что в случае удовлетворения заявленных требований срок исполнения установить до ДД.ММ.ГГГГ
Третье лицо Правительство Оренбургской области, извещённое о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило. В отзыве на иск Правительством Оренбургской области указано, что Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации – Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст. 49 ЖК РФ, передал полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления. С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в Законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные трансферты муниципальным образованиям для исполнения возложенных полномочий. Право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное обеспечение жильем, закреплено в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обращение прокурора с иском об обеспечении жильем вне очереди Прокофьева М.В. нарушает права других детей относящихся к категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше. Просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Оренбургской области от 26 ноября 2007 года № 1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», а также Жилищным кодексом РФ.
Так, в соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абз.20 ч.1 ст.2 Закона Оренбургской области от 26 ноября 2007 года №1731/357-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, включая принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от18 до23лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23лет).
В соответствии со ст.ст. 5, 6 указанного закона органы государственной власти Оренбургскойобласти обязаны: 1) ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургскойобласти; 2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием представленных на эти цели финансовых средств. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургскойобласти осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со ст.ст. 50, 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Оренбургской области регулируется Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 года №1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» согласно статьям 5, 6 которого Учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в жилищном фонде Оренбургской области по договору социального найма, ведет орган местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном законом Оренбургской области. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления, исходя из количества свободных жилых помещений. Уведомления о принятых решениях направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
В соответствии с Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан (утверждённых Постановление Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 N 1015-п) субвенции перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований по форме согласно приложению к настоящим Правилам в установленном для исполнения областного бюджета по расходам порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу "Жилищное хозяйство", целевым статьям "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" и "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан по договорам социального найма". Формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем: строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
Согласно свидетельств о смерти родители Прокофьева М.В. умерли, а именно: мать – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений истца установлено, что в настоящее время он проживает по адресу <адрес>
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Прокофьев М.В., как ребёнок-сирота, подлежит обеспечению жилым помещением, следовательно, требование прокурора о возложении на администрацию муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области обязанности предоставить истцу по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение не ниже установленных социальных норм в пределах муниципального образования «Тоцкий район» за счет средств бюджета Оренбургской области подлежит удовлетворению.
Со сроком, указанным в иске, суд также соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах Прокофьева М.В. к администрации муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области – удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Тоцкий район» Оренбургской области обязанность предоставить Прокофьеву М.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, не ниже установленных социальных норм в пределах муниципального образования «Тоцкий район» за счет средств бюджета Оренбургской области до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись А.В. Градов