Решение по делу № 2-1/2021 (2-182/2020;) ~ М-181/2020 от 14.05.2020

Гражданское дело № 2–1/2021

Уникальный идентификатор дела 68RS0-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 г. р.п. Инжавино

Инжавинский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Земцовой Е.Д.

при секретаре Федюкиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области к администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области обратился в суд с иском к администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области, с учетом уточнений исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области, выразившееся в необеспечении надлежащего санитарного состояния выгребной ямы по адресу: Тамбовская область, р.п. Инжавино, ул. Котовского, 20, и обязать администрацию Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу заключить договор на услугу по откачке жидких бытовых отходов из данной выгребной ямы, в обоснование иска указав, что 28.01.2020 в отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области поступила жалоба № 66 из прокуратуры Инжавинского района Тамбовской области (коллективное обращение жителей <адрес> р.<адрес>) по вопросу неоказания услуг по откачке септика. Аналогичная жалоба поступала в отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах 29.07.2019. Актом обследования от 21.08.2019 было установлено, что следов разлива канализационных стоков не имеется. Таким образом, нарушений санитарного законодательства установлено не было. При рассмотрении жалобы № 66 от 28.01.2020 актом обследования отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах от 30.01.2020 установлено, что выгребная яма для сбора жидких бытовых отходов расположена между жилыми 2-х этажными домами по <адрес> и по <адрес> р.<адрес>. Стоки жидких бытовых отходов собираются от жилого 18-ти квартирного <адрес> момент обследования обнаружено растекание сточных вод из выгребной ямы, сточные воды растекаются по придомовой территории жилого 2-х этажного <адрес> и по близлежащей территории муниципального образования, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88). По данному факту в отношении должностного лица администрации Инжавинского поссовета Тамбовской области составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ. Санитарные правила СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» устанавливают санитарно­эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее ­отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов в том числе крупногабаритных отходов и жидких бытовых отходов. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований. Пункт 3.7 гласит: не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев. Согласно данным Единого государственного реестра прав сведения на земельный участок, на котором расположена выгребная яма по <адрес> р.<адрес> отсутствуют. Таким образом, администрация Инжавинского поссовета <адрес>, на территории которой расположена указанная выгребная яма, полностью несет ответственность по организации и обеспечению надлежащим образом в рамках санитарного законодательства РФ сбор жидких отходов в неканализованных домовладениях, по организации и обеспечению работы выгребных ям. Данные нарушения санитарного законодательства создают угрозу состоянию здоровья населения и среды обитания человека. Все вышеуказанное является нарушением ст. 22, ст. 24 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поскольку данные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, это обуславливает социальную значимость искового заявления и необходимость принудительного выполнения требования, заявленного в данном иске. В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица территориального органа Роспотребнадзора при исполнении своих служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право получать от органов местного самоуправления на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены собственники квартир многоквартирного дома № 20 по ул. Котовского р.п. Инжавино Тамбовской области: Перепелкин С.В., Перепелкина Т.П., Перепелкин В.В., Комиссарова Н.В., Конева Т.П., Кондратьева Е.М., Левченко О.А., Левченко В.М., Сотникова И.В., Щетинин Г.А., Лунюшкин Р.М., Распопова Е.Н., Распопов С.А., Рязанцев В.П., Агафонова Л.Е., Попова М.В., Попова Н.Е., Попова М.С., Попов А.Е., Афонина С.В., Афонин А.Н., Афонин Н.А., Хвостов С.Д., Хвостова Т.А., Хвостов С.С., Хвостова Е.С., Меркулова О.В., Федоров С.А., Федоров А.В., Федорова Е.И., Сорокин С.А.

Определением суда от 23.06.2021 производство по гражданскому делу в части требований к собственникам <адрес> р.<адрес> прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области по доверенности Нехорошева К.П. исковые требования подержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что до настоящего времени никаких мер не принято.

Представитель ответчика администрации Инжавинского поссовета Тамбовской области по доверенности Казьмина Н.И. в суде возражала по поводу удовлетворения исковых требований, пояснив, что меры администрацией предпринимались: проводились беседы со старшими по домам по <адрес> и по <адрес>; собственникам домовладения предлагались варианты подъездов к выгребной яме с оказанием помощи по благоустройству подъезда; составлялись административные протоколы за нарушение правил благоустройства Инжавинского поссовета на собственников помещений по <адрес>; администрацией поссовета был заключен договор от 15.05.2020 с ИП Мурызевым А.В. по откачке и вывозу жидких бытовых отходов от домовладения по <адрес>; неоднократно предпринимались попытки силами администрации поссовета убрать старые железные столбы и кустарники во дворе домовладения для осуществления подъезда к выгребной яме, но жители домовладения воспрепятствовали этому. Контрольно-ревизионной комиссией Инжавинского района Тамбовской области при проверке финансово-хозяйственной деятельности администрации поссовета было выдано предписание по нецелевому использованию средств, истраченных не по целевому назначению, по откачке жидких бытовых отходов по <адрес>. На основании выданного предписания председатель Инжавинского поселкового Совета народных депутатов Трухина Т.В. в соответствии с решением бюджетной комиссии выдала заключение о прекращении использования бюджетных средств не по целевому назначению. Согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрация Инжавинского поссовета не может являться в данном конкретном случае абонентом и заключать договор водоотведения либо с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов. Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, отнесены к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом «д» п. 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Из подпункта «д» п. 11 указанных Правил следует, что обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в п. 16 правил лицами, т.е. собственниками помещений. Выгребная яма от домовладения по не находится в реестре муниципальной собственности Инжавинского поссовета. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не относятся к полномочиям администрации поссовета. Нормативно-правовыми актами не определено снятие ответственности с собственников жилых помещений МКД по своевременной откачке жидких бытовых отходов из выгребных ям.

Ответчики Афонин Н.А., Федорова Е.И., Хвостова Т.А., Агафонова Л.Е. иск не признали, пояснили, что до настоящего времени никаких мер не принято.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно­-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно­-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п. 1 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 от 13.08.2006 г. 1.Состав общего имущества определяется:

а)собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений)-в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б)органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

в)органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью4 статьи161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Выгребные ямы не поименованы в составе общего имущества многоквартирного дома, определенного п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 от 13.08.2006 г.

Согласно п. 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В судебном заседании установлено, что 29.07.2019 в отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах поступила жалоба по вопросу неоказания услуг по откачке септика из выгребной ямы <адрес> р.<адрес>. Актом обследования от 21.08.2019 было установлено, что следов разлива канализационных стоков не имеется. Таким образом, нарушений санитарного законодательства выявлено не было.

Аналогичная жалоба поступила в Управление Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры <адрес> (коллективное обращение жителей <адрес> р.<адрес>) по вопросу неоказания услуг по откачке септика.

В ходе проверки установлено, что между жилыми 2-х этажными домами по <адрес> и по <адрес> р.<адрес> расположена выгребная яма для сбора жидких бытовых отходов, в которую поступают стоки жидких бытовых отходов от жилого 18-ти квартирного <адрес> момент обследования обнаружено растекание сточных вод из выгребной ямы по придомовой территории жилого 2-х этажного <адрес> и по близлежащей территории.

Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, р.<адрес>, поставлен на кадастровый учет 19.05.2009 с присвоением кадастрового номера , площадь участка составляет 970 +/- 11 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для многоэтажной жилой застройки, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (т.3 л.д. 48-50). Сведения о правах на земельный участок, на котором расположена выгребная яма для сбора жидких бытовых отходов от жилого <адрес> в р.<адрес>, согласно данным Управления Росреестра по <адрес> отсутствуют (т.1 л.д. 27). Таким образом, данный земельный участок находится в муниципальной собственности Инжавинского поссовета <адрес>.

Кроме того, апелляционным определением Тамбовского областного суда от 26.04.2021 из мотивировочной части решения Инжавинского районного суда Тамбовской области от 14.01.2021 исключен вывод суда об отнесении выгребной ямы, расположенной между домами по адресам: р.<адрес> и р.<адрес>, к общему имуществу собственников жилых помещений МКД по адресу: р.<адрес>.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Сведений о наличии решения собственников о включении выгребной ямы в состав общего имущества МКД до настоящего времени не представлено, поэтому учитывая выше изложенное, у суда не имеется оснований признать спорную выгребную яму общим имуществом многоквартирного дома.

Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно­-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 45.1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями.

Таким образом, администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области, на территории которой расположена указанная выгребная яма, полностью несет ответственность по организации и обеспечению надлежащим образом сбора жидких отходов от жилого <адрес> в р.<адрес>, по организации и обеспечении работы выгребной ямы. Данные нарушения санитарного законодательства создают угрозу состоянию здоровья населения и среды обитания человека.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, исковые требования Территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела в городе Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области, выразившееся в необеспечении надлежащего санитарного состояния выгребной ямы по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Обязать администрацию Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу заключить договор на услугу по откачке жидких бытовых отходов из выгребной ямы по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Инжавинский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Е.Д. Земцова

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2021.

Судья: Е.Д. Земцова

2-1/2021 (2-182/2020;) ~ М-181/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Уварово. Уваровском . Мучкапском. Ржаксинском и Инжавинском районах
Ответчики
Хвостов Станислав Дмитриевич
Попова Мария Степановна
Перепелкина Татьяна Петровна
Перепелкин Сергей Викторович
Левченко Вячеслав Михайлович
Комиссарова Надежда Владимировна
Сотникова Ирина Владимировна
Попова Мария Викторовна
Администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области
Кондратьева Елена Михайловна
Лунюшкина Руфина Михайловна
Афонин Николай Александрович
Федоров Андрей Валерьевич
Распопов Сергей Александрович
Рязанцев Виктор Павлович
Федорова Елизавета Ивановна
Щетинин Геннадий Аркадьевич
Афонин Андрей Николаевич
Хвостова Елена Станеславовна
Хвостов Сергей Станиславович
Конева Татьяна Петровна
Распопова Екатерина Николаевна
Левченко Ольга Алексеевна
Хвостова Татьяна Александровна
Федоров Сергей Александрович
Попов Александр Евгеньевич
Перепелкин Виктор Васильевич
Афонина Светлана Владимировна
Агафонова Лидия Егоровна
Попова Наталия Евгеньевна
Сорокин Сергей Александрович
Меркулова Ольга Владимировна
Другие
Каравичев Александр Александрович
Суд
Инжавинский районный суд Тамбовской области
Судья
Земцова Елена Дмитриевна
Дело на странице суда
inzhavinsky--tmb.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
24.07.2020Производство по делу возобновлено
10.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
04.06.2021Производство по делу возобновлено
15.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021Дело оформлено
23.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее