Дело № 2-311/2020
УИД 10RS0008-01-2020-000350-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием истца Кокиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокиной И.В. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Кокина И.В. обратилась в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Жилое помещение, в котором она зарегистрирована, признано непригодным для проживания, другого жилого помещения у нее не имеется. Просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на территории Петрозаводского городского округа.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В последующем истица заявила об изменении исковых требований, окончательно просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на территории Медвежьегорского муниципального района. Изменение исковых требований судом принято.
В судебном заседании истица Кокина И.В. поддержала заявленные требования (с учетом уточнения), дополнительно пояснила, что в настоящее время заканчивает обучение в образовательном учреждении в г.Петрозаводске, желает вернуться и работать по полученной специальности по месту регистрации в <адрес>, но в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес>, проживать невозможно, поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Ответчик Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Дуб Н.С. первоначально заявленные истцом исковые требования не признала, указав, что поскольку истица состоит в Списках детей-сирот, подлежащих обеспечению по Медвежьегорскому муниципальному району, оснований для предоставления жилого помещения в Петрозаводском городском округе не имеется, для целей получения жилого помещения в Петрозаводском городском округе истица должна быть включена в соответствующий Список по Петрозаводскому городскому округу. Кроме того, сообщила, что жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, приобретаются Администрацией за счет поступивших из бюджета Республики Карелия субвенций, денежные средства на приобретение жилых помещений отсутствуют. Возражения были представлены в материалы дела в письменном виде. Отзыв относительно уточненных истицей требований не представлен.
Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в материалы дела представлен отзыв относительно заявленных требований, в котором указываются сведения о нормативном регулировании по вопросу предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, об объеме денежных средств, предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассматривать данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) принимают участие в формировании и ведении уполномоченным органом списка в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные в части 1 настоящей статьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящей статьей, вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления самостоятельно.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кокина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, ее мать, Кокина С.Ю., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец, Кокин В.Г., умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 05.10.2005 №846 «Об установлении обязанностей опекуна над несовершеннолетней Кокиной Ириной» за Кокиной И.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» от 10.12.2013 №1972 «Об установлении факта невозможности проживания Кокиной И.В. в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания Кокиной И.В. в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, поскольку многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Кокина И.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия, по Медвежьегорскому муниципальному району, очередь под №7.
До настоящего времени Кокина И.В. жилым помещением в установленном порядке не обеспечена.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Вопреки доводам ответчика отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Исходя из изложенного, истица Кокина И.В. подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При установленных судом обстоятельствах заявленные истицей требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Кокиной И.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2020 года