Дело № – 4610/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Морозовой В.Л.
с участием истца Степанова Л.Д.,
представителя ответчиков – А, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Л.Д. к <Адрес>, Министерству социального развития <Адрес>, о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, третье лицо – администрация Суксунского муниципального района,
у с т а н о в и л:
Степанова Л.Д. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <Адрес> о возложении обязанности выдать жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указано, что она (истец) постановлением администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД№ поставлена на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, пер. Володарского, 29 признан не пригодным для проживания. До настоящего времени распоряжение ответчиком не издано, субсидия не предоставлена. Бездействие ответчика ведет к нарушению ее (истца) прав на представление жилого помещения. Ссылаясь на положения ст.ст. 21, 23.2 Закона «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановление <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-П, просит заявленные требования удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <Адрес>, администрация Суксунского муниципального района (л.д. 1).
Впоследствии в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил заявленные требования, указав, что просит возложить на <Адрес> обязанность предоставить субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения исходя из общей площади жилья – 36 кв.м., а также средней рыночной стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья по <Адрес> на дату принятия распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения.
Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчиков в судебном заседании не согласилась с требованиями искового заявления. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, указав, что ответчики возражают против удовлетворения исковых требований Степанова Л.Д. Полагает, что требования истца не основаны на законе и нарушают бюджетный процесс, поскольку перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Кроме того, внеочередное предоставление субсидии Степанова Л.Д. нарушит конституционные права граждан, которым субсидии предоставляются вне очереди, а также лиц, указанных в п.п. 1.2.1 и 1.2.2 Порядка (л.д. 34).
Третье лицо – администрация Суксунского муниципального района представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представило в суд письменные возражения, указав, что Степанова Л.Д. включена в список вдов ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на получение субсидии в порядке очередности, оснований для предоставления субсидии во внеочередном порядке не имеется (л.д. 45).
Заслушав истца, представителя ответчиков, учитывая мнение третьего лица администрации Суксунского муниципального района, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии п.4 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 ��21 настоящего Федерального закона категорий граждан.
В силу п.п. 2, 4, 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В целях реализации статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в <Адрес> Постановлением <Адрес> от 02.03.2007г. №-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее по тексту Порядок).
Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются: гражданам, указанным в пункте 1.2.1, абзацах втором, третьем и четвертом пункта 1.2.2, в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения.
Организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.4.2. Порядка).
На основании распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам либо о внесении изменений в указанное распоряжение <Адрес> органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты подписания указанного распоряжения получают в Министерстве социального развития <Адрес> бланки жилищных сертификатов (п.4.3 Порядка).
В соответствии с п.3.6 Порядка размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <Адрес>, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений.
На основании п.3.3 Порядка, Министерство социального развития <Адрес>: в течение 30 дней с даты представления органами местного самоуправления копий документов, указанных в пункте 3.2.2 настоящего Порядка, осуществляет их проверку на определение права граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
на основании представленных органами местного самоуправления списков граждан формирует сводные списки граждан в срок до 10-го числа каждого месяца по категориям, указанным в пункте 1.2.1, и ежегодно, в срок до 1 апреля, по категориям, указанным в пункте 1.2.2 настоящего Порядка, в хронологическом порядке;
по результатам проверки документов в течение 3 дней принимает решение о предоставлении гражданину меры социальной поддержки по обеспечению жильем и предоставлении субсидии (ЕДВ) на приобретение жилого помещения либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем и о возвращении документов учетного дела в орган местного самоуправления;
в течение 10 дней после проведенной проверки готовит проект распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из бюджета <Адрес> в бюджеты муниципальных образований <Адрес> на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом <Адрес> о бюджете <Адрес> на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставленной субсидии (ЕДВ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» Президент РФ постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из буквального содержания Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что его действие распространяется на инвалидов Великой Отечественной Войны и членов их семей при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по закону «О ветеранах».
Из анализа приведенных выше норм материального права следует, что для применения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, вдовы ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с Порядком, установленном Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Из материалов дела следует, что Степанова Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес> принадлежащем ей на праве собственности, общей площадью 39,1 кв.м. (л.д.12, 13,)По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. по указанному адресу зарегистрированы: Степанова Л.Д., С (<данные изъяты>), С1 (<данные изъяты>), Ш (<данные изъяты>) (л.д.106).
На основании постановления администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Степанова Л.Д. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях; одновременно оформлено заявление на выдачу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Степанова Л.Д. из администрации Суксунского муниципального района передано в Министерство социального развития <Адрес> (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ. Министерство социального развития <Адрес> направило в адрес Главы местного самоуправления муниципальных образований <Адрес> письмо о рассмотрении учетных дел, в соответствии с которым возвращено, в том числе учетное дело Степанова Л.Д. (л.д.86, 86 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ. Глава Суксунского муниципального района направила в Министерство социального развития <Адрес> дополнительные документы в отношении Степанова Л.Д. (л.д.98).
15.01.2014г. Министерство социального развития <Адрес> возвратило учетное дело Степанова Л.Д. в администрацию Суксунского муниципального образования, указав, что истец не имеет прав на получение субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д.99).
На основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, пер. Володарского, 29, признан непригодным для проживания (л.д. 54, 55, 102, 103).
ДД.ММ.ГГГГ. истцом представлены акт и заключение комиссии о признании дома непригодным для проживания Главе администрации Суксунского муниципального района (л.д.101).
ДД.ММ.ГГГГ. учетное дело Степанова Л.Д. направлено в Министерство социального развития <Адрес> (л.д.105).
Согласно информации администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Степанова Л.Д., зарегистрированная по адресу: <Адрес> состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории вдовы ветеранов Великой Отечественной войны под номером 1 (л.д. 45-48).
По данным ГУП «ЦТИ <Адрес>», Степанова Л.Д. в <Адрес> и на территории <Адрес>, в <Адрес> и на территории Суксунского муниципального района квартиры и жилого дома, принадлежащих ей на праве собственности не имеет. В приватизации помещения не участвовала (л.д. 89, 90).
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что Степанова Л.Д. имеет право на предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается удостоверением установленного образца и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для вдов ветеранов Великой Отечественной войны, постановкой истца на жилищный учет Администрацией Суксунского муниципального района.
Суд полагает, что обязанность по предоставлению субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения исходя из общей площади жилья – 36 кв.м., а также средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по <Адрес> на дату принятия распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения должна быть возложена на <Адрес>, как на высший орган исполнительной власти <Адрес>.
В соответствии с положениями п.п. 1, 4, 8 статьи <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти <Адрес>», <Адрес>, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <Адрес>, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти <Адрес> и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти <Адрес>, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования, установленных федеральными законами и законами <Адрес>, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами <Адрес> к компетенции иных органов государственной власти; руководит работой исполнительных органов государственной власти <Адрес> и контролирует их деятельность; обеспечивает исполнение бюджета <Адрес>, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное <Адрес>.
Вместе с тем, порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, внеочередное предоставление единовременной субсидии предусматривает лишь для инвалидов Великой Отечественной войны 1-ой группы инвалидов и инвалидов боевых действий 1-ой группы. Затем предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В связи с этим суд, считает, что <Адрес> обязано предоставить Степанова Л.Д. субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Суд считает, что бездействие <Адрес>, в том числе по отсутствию контроля за Министерством социального развития <Адрес> по совершению действий по проверке документов, изданию проекта соответствующего распоряжения и, как следствие, не принятие распоряжения по предоставлению истцу субсидии на приобретение жилого помещения носит длительный характер (с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени) и влечет нарушение прав истца на получение меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Возлагая на <Адрес> обязанность по предоставлению истцу соответствующей субсидии, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.4.3 Порядка выдача субсидии производится именно на основании распоряжения <Адрес>; денежные средства в виде субвенций в соответствии с ФЗ «О ветеранах» выделяются субъекту РФ, высшим исполнительным органом которого в <Адрес> является <Адрес>, осуществляющее в том числе, и контроль за расходованием бюджетных средств.
Доводы ответчика о том, что Степанова Л.Д. правом на внеочередное получение субсидии не обладает; субсидия будет предоставлена в порядке очереди по дате постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права. Из буквального толкования норм федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что предоставление соответствующих мер социальной поддержки в данном случае предоставление соответствующей субсидии не поставлено в зависимость от очередности и даты постановки на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, из содержания заявленных и рассматриваемых судом требований не следует, что Степанова Л.Д., обращаясь в суд с иском, просит предоставить меры социальной поддержки вне очереди и при отсутствии бюджетных средств.
Иск рассмотрен в пределах заявленных требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на <Адрес> обязанность предоставить Степанова Л.Д. субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», исходя из общей площади жилья – 36 кв.м., а также средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по <Адрес> на дату принятия распоряжения <Адрес> о предоставлении субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилого помещения.
Решение суда в течение одного месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: (Л.И. Мехрякова)