Дело № 2-1450/12
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 8 ноября 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Костина Н.И.,
представителя истца Костина И.Н., действующего на основании устного ходатайства,
представителя ответчика Григорьевой А.А., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Костин Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР с требованиями:
- признать отказ в установлении пенсии от дд.мм.гггг недействительным,
- обязать назначить трудовую пенсию по старости со дня обращения, т.е. с дд.мм.гггг
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Костину Н.И. отказано в назначении пенсии по старости на основании пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», со ссылкой на то обстоятельство, что данной нормой не предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ.
В стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком зачтены следующие периоды: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – работа вальщиком леса в <***>, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – работа машинистом трелевочной машины в <***>, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – работа вальщиком леса в <***>».
С учетом того, что стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 7 лет 9 месяцев 18 дней, продолжительность страхового стажа - 39 лет 3 месяца 27 дней, ответчик должен был произвести назначение пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, на один год за каждые полные 2 года 6 месяцев такой работы согласно пункту 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
В судебном заседании истец Костин Н.И. уточнил исковые требования и просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты вынесения Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе решения об отказе в установлении пенсии, т.е. с дд.мм.гггг В остальной части истец на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Костин И.Н. поддержал исковые требования и пояснил, что при отказе истцу в назначении пенсии ответчик не учел положения пункта 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф и разъяснения Конституционного Суда РФ, изложенные в определениях от 06.03.2003 г. № 107-О и от 03.10.2006 г. № 141-О. В соответствии с данными положениями истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, т.к. выработал более половины стажа на работах по лесозаготовке и его страховой стаж составляет более 25 лет.
Представитель ответчика Григорьева А.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе истцу правомерно отказано в назначении пенсии по пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, т.к. его специальный стаж на дату обращения составил менее 12 лет 6 месяцев. Данной нормой не предусмотрено снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ. Ссылка истца на п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ является неправомерной, т.к. данный пункт определяет условия назначения профессиональной пенсии после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Костин Н.И. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.7 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** истцу отказано в назначении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 7 лет 9 месяцев 18 дней, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.
Истец не оспаривает продолжительность специального стажа, принятого ответчиком для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, поводом для обращения истца в суд с настоящим иском послужил факт отказа в установлении пенсии без снижения пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ. Истец полагает, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста, т.е. с 57 лет, т.к. он выработал более половины требуемого специального стажа.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 7 указанного Закона, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела усматривается, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Костин Н.И. работал вальщиком леса в <***>, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – машинистом трелевочной машины в <***>, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – вальщиком леса в <***>».
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, правила исчисления периодов такой работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные должности, на которых работал истец, предусмотрены Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 и действовавшим до 01.01.2002 г., а также Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 273.
Все перечисленные выше периоды засчитаны ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Специальный стаж составил 7 лет 09 месяцев 18 дней. То есть на дату обращения в УПФР у Костина Н.И. отсутствовал необходимый стаж (12 лет 6 мес.). Следовательно, ответчиком правомерно было вынесено решение об отказе в установлении пенсии.
Возможность уменьшения возраста, с которого может быть назначена пенсия, в указанном истцом порядке в случае работы на специальных работах не менее половины установленного срока и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа, предусмотрена в случае назначения пенсии по основаниям подпункта 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть при условии работы в тяжелых условиях труда. Однако по основаниям подпункта 2 п. 1 ст. 27 указанного Закона истцу пенсия назначена быть не может, поскольку должности, в которых он работал, не предусмотрены Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, применяющимся для назначения пенсии по данному основанию.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.
К спорным правоотношениям данная норма применению не подлежит, т.к. в настоящее время федеральный закон о профессиональных пенсионных системах не принят.
Ссылка истца на определения Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. № 107-О и от 03.10.2006 г. № 471-О, в которых указано о том, что пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи,- не может быть принята судом. В данном случае Конституционным Судом РФ разъяснен конституционно-правовой смысл применения норм подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 настоящей статьи.
Разъясняя пункт 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Конституционный Суд РФ в определении от 03.10.2006 г. № 471-О указал, что правовое значение этого дополнения для застрахованных лиц, проработавших на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока на 1 января 2003 года, а также лиц, принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, состоит в том, что им должны назначаться не трудовые пенсии по старости досрочно, а профессиональные пенсии.
Исходя из содержания пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, указанным лицам не предусмотрена возможность уменьшения возраста в случае, если они отработали на соответствующих работах менее 12 лет 6 месяцев, но более половины указанного срока. Часть нормы подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, на которую ссылается истец в исковом заявлении, не может быть распространена на подпункт 7 рассматриваемой нормы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Костина Н.И. к УПФР в г. Можге и Можгинском районе о признании недействительным отказа в установлении пенсии, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Костина Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2012 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.