Гражданское дело № г.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
23 мая 2012 года Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Е.Ф.,
при секретаре Звериашвили Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах Тереховой Г.И. к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л :
Ногинский городской прокурор в интересах Тереховой Г.И. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь в обоснование иска на следующее.
Ногинской городской прокуратурой проведена проверка по обращениям Тереховой Г.И. В ходе проверки установлено, что Терехова Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, бессрочно. Терехова Г.И. имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Терехову А.А. - племяннику истца. Согласно выписке из домовой книги вместе с Тереховой Г.И. по указанному адресу постоянно зарегистрированы и проживают еще пять человек на общей площади 79 кв.м. При этом, Терехова Г.И. членом семьи собственника жилого помещения по вышеуказанному адресу – Терехова А.А. не является, последний предоставил возможность Тереховой Г.И. зарегистрироваться в домовладении после ее вынужденного переселения (1999 год) из Молдовы. Начиная с 2009 года, Терехова Г.И. обращается в Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ветеран ВОВ имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Из ответов Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» от 31.12.2009г. № Т-679, от 15.12.2010г. № Т-543 усматривается, что отсутствуют основания для постановки Тереховой Г.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как учетная норма ее семьи превышает установленные 8 квадратных метров общей площади жилого помещения, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» от 24.07.2008г. № 10/30. Данный отказ является незаконным по следующим основаниям. Поскольку ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ «О ветеранах», то необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует, Терехова Г.И. не является членом семьи собственника жилого дома – Терехова А.А. Отсутствие у ветерана ВОВ Тереховой Г.И. собственного жилья или жилья, занимаемого ею по договору социального найма, является основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий независимо от того, где и с кем она проживает. Поскольку в ходе проведенной проверки установлено, что Терехова Г.И. не имеет собственной жилой площади, вынуждена проживать в доме племянника, членом семьи которого не является, учитывая, что она является ветераном ВОВ, находится в преклонном возрасте, то ст. 15 ФЗ «О ветеранах» и РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению благоустроенным жильем. Истец просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Терехову Г.И. - ветерана Великой Отечественной войны, инвалида второй группы, зарегистрированную по адресу: <адрес>.
Представитель истца Ногинского городского прокурора – помощник прокурора Паученко Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании Терехова Г.И. и ее представитель Тодышева Л.Я. исковые требования поддержали, с объяснениями помощника прокурора согласились, дополнительно пояснили, что за время пребывания на территории России она была вынуждена несколько раз в год выезжать для проживания к своей дочери в Республику Молдову, в связи с чем, в паспорте имеются штампы о пересечении границы России.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» Христюк Т.А. иск не признала, обосновывая свои возражения следующим. Терехова Г.И. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Московской области №260/2005 – ОЗ от 12.12.2005г. Терехова Г.И. должна проживать в Московской области не менее 5 лет, чтобы у нее появилось право на постановку на очередь на улучшение жилищных условий. За время пребывания на территории России Терехова Г.И. более 50 раз пересекала границу, временно проживала в Республике Молдова у дочери. Кроме того, на территории России она зарегистрирована по месту жительства своего племянника Терехова А.А. по адресу: <адрес>, в связи с чем оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Третье лицо Терехов А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, согласился с доводами представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца Тереховой Г.И., представителя ответчика, третьего лица Терехова А.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года № 30) ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" указанным лицам, в число которых входит истец, предоставляются, помимо прочего, меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Законом Московской области от 26 июля 2006 года №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениям за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» учет членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Московской области № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"
В соответствии с Законом Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют право ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в жилых помещениях, постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет и за указанный период не ухудшавшие свои жилищные условия.
Согласно п. 1 ст.2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
В соответствии с п.2 ст. 3 названного Закона отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случаях, если представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из исследованных по делу доказательств судом установлено следующее.
Терехова Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию. бессрочно (л.д. 8-11). С 2000г. Терехова Г.И зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, по этому адресу в настоящее время не проживает. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ее племяннику Терехову А.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Помимо Тереховой Г.И. и ее племянника Терехова А.А., в указанном жилом доме также по месту жительства зарегистрированы: Терехов И.А., Тодышева Л.Я. и Гуцу О.Л.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» от 24 июля 2008г. № 10/30 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма – 8 кв.м общей площади на одного члена семьи, проживающего в отдельной квартире (л.д. 21).
Также судом установлено, что начиная с 2009 года, Терехова Г.И. неоднократно обращалась в Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как ветеран ВОВ имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.20, 24).
Из ответов Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Т-679, от ДД.ММ.ГГГГ № Т-543 усматривается, что отсутствуют основания для постановки Тереховой Г.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как учетная норма ее семьи превышает установленные 8 квадратных метров общей площади жилого помещения, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» от 24.07.2008г. № 10/30 (л.д. 22,23).
На аналогичных доводах представитель ответчика обосновывал свои возражения в судебном заседании. Однако, суд считает данные доводы представителя ответчика необоснованными.
Как установлено судом, общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 79 кв.м. Терехова Г.И. не является членом семьи собственника указанного жилого дома Терехова А.А., она не имеет собственного жилья и жилья по договору социального найма.
В соответствии с Семейным кодексом РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети. Племянники же членами семьи не являются. Кроме того, Терехова Г.И. никаким иным образом не была признана членом семьи собственника жилого помещения – Терехова А.А. Факт регистрации Тереховой Г.И. по месту жительства, в одном жилом доме с Тереховым А.А. не может служить основанием для признания ее членом его семьи.
Учитывая, что Терехова Г.И. не является членом семьи Терехова А.А., не имеет собственной жилой площади, жилой площади по договору социального найма, является ветераном ВОВ, находится в преклонном возрасте, то согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» она имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению благоустроенным жильем.
Отсутствие у Тереховой Г.И. собственного жилья или жилья, занимаемого ею по договору социального найма, является основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом не имеет юридического значения то обстоятельство где и с кем она фактически проживает, а имеет юридическое значение, что она не является членом семьи собственника жилого дома – Терехова А.А., где зарегистрирована по месту жительства
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит в выводу, что исковые требования Ногинского городского прокурора в интересах Тереховой Г.И. к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить иск Ногинского городского прокурора в интересах Тереховой Г.И. к Администрации муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию муниципального образования «Сельское поселение Мамонтовское Московской области» поставить Терехову Г.И. – ветерана Великой Отечественной войны, зарегистрированную по адресу: <адрес>, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в течении пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: