Дело № 2-4041/2021
УИД № 24RS0048-01-2020-012959-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Худик А.А.
при секретаре Волковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куренов В.С. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Куренов В.С. обратился в суд с иском к министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, причиненного в результате содержания его в ненадлежащих условиях в Абаканском городском суде Республики Хакасия. Требования мотивированы тем что, он неоднократно доставлялся в Абаканский городской суд Республики Хакасия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где содержался в конвойных помещениях в бесчеловечных и антисанитарных условиях, а именно: в камерах не было окон, письменных столов, питьевой воды, вентиляции, умывальника, санузла, естественного освещения. Отсутствовал свободный доступ к питьевой воде и санузлу. Он находился в минимальных по площади помещениях с максимальным количеством человек, которые постоянно курили, отчего ему было плохо, так как он не курит. В конвойных помещениях было грязно и присутствовали насекомые, имелась маленькая, узкая, твердая, деревянная скамейка 1,50 см на 25 см на которой было невозможно сидеть, в связи с тем, что в камерах не было мягких и удобных сидений, он вынужден был стоять, опираясь на костыль. Из-за наличия у него тяжелого заболевания - грыжи левосторонней нижней части спины, ему приходилось каждый раз просить сотрудников конвоя дать ему обезболивающие медицинские препараты и вывести его в туалет, попить и подышать свежим воздухов, очередь приходилось ждать порой по одному часу и более, во время вывода в туалет сотрудники конвоя запрещали закрывать дверь в туалет, а при его посещении не выдавали гигиенических средств (мало, полотенце), в связи с чем, ему приходилось долгое время терпеть. Также не выдавали горячую воду, не было электрических чайников, в связи, с чем он не мог заварить чай и сухие продукты питания. Данные неприемлемые условия содержания в конвойных помещениях были поводом жалоб к сотрудникам конвоя, однако, они остались без внимания, по его просьбе ему отказывали выдать обезболивающие препараты, газеты, журналы, кроме того, в камерах отсутствовало радио и телевизор, в связи, с чем он не владел информацией о происходящем в стране и мире. Вышеуказанные условия содержания причинили ему глубокие нравственные и физические страдания.
Определением Советского районного суда г. Красноярска, вынесенным в протокольной форме, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МВД России, министерство финансов Республики Хакасия.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Судебный департамент при Верховном суде РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, УСД в Республике Хакасия, МВД по Республике Хакасия.
Определением Советского районного суда г. Красноярска, вынесенным в протокольной форме, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено УМВД России по г.Абакану.
Куренов В.С. в судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, ранее представил письменный отзыв, в котором указал на то, что министерство финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МВД России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в котором указал на то, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда незаконными действиями (бездействиями) МВД России, кроме того, истец обратился в суд лишь через 10 лет, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика министерства финансов Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал на то, что министерство финансов Республик Хакасии является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика МВД России, третьих лиц МВД по Республике Хакасия, УМВД России по г.Абакану в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица УСД в Республике Хакасия в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Судебного департамента при Верховном суде РФ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил отзыв.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154) допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (п. 5.35).
Площадь каждой камеры - не менее 4 кв. м. В камерах для подсудимых предусмотрено обеспечение раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного размещения лиц, которым запрещено общение между собой (п. 5.26).
Без естественного освещения допускается проектировать: камеры для подсудимых, кладовую вещественных доказательств, кладовую для хранения имущества, изъятого судебными приставами при аресте, кладовые для уборщиц, санитарные узлы (п. 7.2).
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966).
Статья 9 УПК РФ запрещает унижающее достоинство обращение с участниками уголовного судопроизводства. Европейским Судом по правам человека сформулирован принцип, что обращение квалифицируется как «унижающее человеческое достоинство» в значении ст. 3 Конвенции, если оно унижает или оскорбляет лицо, свидетельствуя о неуважении или умалении человеческого достоинства, или вызывает чувство страха, тоски или неполноценности, способные повредить моральному или физическому сопротивлению лица. Для того, чтобы обращение рассматривалось как «унижающее достоинство», испытываемые страдания и унижение в любом случае должны выходить за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением данной формы правомерного обращения. Меры лишения свободы часто включают такие элементы. Нельзя утверждать, что содержание под стражей само по себе вызывает вопросы с точки зрения ст. 3 Конвенции. Тем не менее, в соответствии с этим положением, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось под стражей в условиях, совместимых с уважением человеческого достоинства, и чтобы формы и методы исполнения этой меры не причиняли ему страдания и трудности, превышающие неизбежный уровень страданий, присущий заключению (Постановление Большой Палаты Европейского Суда от 26.10.2000 по делу «Кудла против Польши».
Как следует из материалов дела, согласно представленной информации врио заместителя министра МВД по Республике Хакасия предоставить сведения о датах доставления Куренов В.С. в Абаканский городской суд Республики Хакасия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ невозможно, в связи с уничтожением служебной документации ИВС за вышеуказанный период по истечению предусмотренного нормативными документами срока их хранения.
Из представленной информации и.о. начальника Управления Судебного департамента в Республике Хакасия следует, что Куренов В.С. B.C., находясь под стражей в Абаканском СИЗО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно доставлялся к началу судебного заседания в здание Абаканского городского суда, расположенного в <адрес> и содержался в камерах для подсудимых.
Нормативным документом для обустройства всех помещений судов на период 2000-2013 годы являлся Свод правил СП 31-104-2000* «Здания судов общей юрисдикции», разработанный Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве. Документ одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве письмом Госстроя России от 25.05.2000 г. N ЛБ-2218/9, утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 г. N 154 и введен в действие с 1 августа 2000 года.
В здании Абаканского городского суда на цокольном этаже размещены помещения для лиц, содержащихся под стражей, в которых, на тот период, находилось 9 камер для кратковременного содержания подсудимых. В соответствии с техническим паспортом нежилого здания от 27.09.2011 года, помещения для подсудимых (номера по паспорту с 57 по 62 и с 64 по 66) имеют площадь от 4,5 до 7,9 кв. м, т.е. не менее 4,0 кв. м, что соответствует требованиям Свода правил (СП 31-104-2000*, п.5.36).
Каждая камера оборудована электрическим освещением, отоплением, специальными металлическими дверями камерного типа, скамьями (без мягких сидений), переносными бактерицидными лампами, приточно-вытяжной вентиляцией.
Система приточно-вытяжной вентиляции ежемесячно проходит техническое обслуживание специализированной организацией, с которой по результатам ежегодных аукционных процедур заключались и заключаются Государственные контракты.
В конвойном помещении здания имеются два санузла площадью 6,3 и 4,8 кв. м (номера 34 и 37 по плану подвала, технический паспорт ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ), каждый санузел оснащен металлической раковиной для умывания (с подводкой горячей и холодной воды), санитарным оборудованием типа «чаша генуя».Как следует из актов обследования помещений Абаканского городского суда, ювенального судебного состава Абаканского городского суда на предмет технической укрепленности и оснащенности средствами ОПС от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, конвойное помещение размещено в подвальном помещении здания суда, в который имеются два входа основной и служебный. Основной вход предназначен для конвоирования подозреваемых и обвиняемых в залы судебных заседаний, служебный для конвоирования от спецавтомобилей к камерам. В целях недопущения проникновения в конвойное помещение посторонних лиц, на основном входе установлена дверь из металлической решетки с накладным замком камерного типа, служебный вход оборудован дверью из металлической решетки с навесным замком. В конвойном помещении располагаются девять камер для временного содержания подозреваемых и обвиняемых, оборудованных металлическими дверьми камерного типа, закрываются на замок камерного типа и навесной замок, имеются ограничители открывания дверей. В камерах установлены скамейки, которые прикреплены к полу. Установлена система видео наблюдения камерах и коридоре. Имеются 2 камеры для содержания спецконтингента. Двери камер выполнены из дерева, с обеих сторон обшиты листовым железом и запираются на металлические засовы с навесными замками.
Кроме того, как следует из представленного в материалы дела акт обследования помещений для временного содержания подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) и условий содержания в Абаканском городском суде Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией в составе инспектора по ОП ГООКиС ООООП МВД по Республике Хакасия, заместителя начальника отдела ОКС, ЭЗ и УН Управления Судебного департамента в РХ, заместителя председателя ОНК в Республике Хакасия, уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия проведено обследования помещений для временного содержания подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) и условий содержания в Абаканском городском суде Республики Хакасия.
Комиссией в ходе обследования установлено, что Абаканским городским судом Республики Хакасия обеспечена комфортная среда для размещения подсудимых (подозреваемых, обвиняемых) в помещениях для временного содержания.
Помещение состоят из 9 камер, норма площади соблюдается и составляет 6.07 кв. м. на одного человека, Содержание подсудимых в помещениях не по санитарной норме площади на человека исключено, в том числе исключено содержание совместно курящих и не курящих, имеются отдельные камеры для курящих подсудимых, расположенные отдельно от камер, где содержатся не курящие подсудимые. С учетом расположения камер и системы приточно-вытяжной вентиляции исключено попадание дыма от сигарет в камеры, где содержатся не курящие подсудимые.
Камеры оборудованы скамейками, урной для мусора, светильниками дневного освещения закрытого типа; приточно-вытяжной вентиляцией: пожарно-охранной вентиляцией, также имеются стационарная бактерицидная лампа и переносная бактерицидная лампа. Скамейки смонтированы с достаточным уровнем удобства, в том числе и для подготовки к судебному заседанию. Приточно-вытяжная вентиляция исправна.
Комиссией проверены светильники, установлено, что освещение обеспечивает комфортное чтение черно-белых и цветных текстов, в том числе и с глянцевых поверхностей; освещение разработано с учетом комфортного чтения также подсудимых с нарушенным зрением.
Имеется два отдельных помещения с санитарным узлом, оборудованных с соблюдением необходимых требований приватности, имеются двери с запирающими устройствами; в санитарном узле установлен унитаз, раковина, кран с водой (холодной, горячей). В санитарных узлах имеется приточно-вытяжная вентиляция, держатель с туалетной бумагой.
Из представленных доказательств следует, что камеры для лиц, содержащихся под стражей в Абаканском городском суде Республики Хакасия, соответствуют СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154). Камеры оборудованы скамьями, вентиляцией, искусственным освещением, в конвойном помещении имеется сан.узел, куда лица, содержащиеся под стражей, выводятся по требованию, также имеется доступ к питьевой воде.
Согласно указанному СП 31-104-2000 допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания (п. 5.35). Без естественного освещения допускается проектировать: камеры для подсудимых, кладовую вещественных доказательств, кладовую для хранения имущества, изъятого судебными приставами при аресте, кладовые для уборщиц, санитарные узлы (п. 7.2).
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 152.13330-2012 "Здания судов общей юрисдикции" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 111/ГС) помещения для лиц, содержащихся под стражей, включаются, в том числе камеры для лиц, содержащихся под стражей, уборные (п. 8.6). Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам (п. 8.12). Допускается проектировать без естественного освещения помещения для временного размещения лиц, содержащихся под стражей, и конвоя (в случае размещения в подвале здания), помещения для лиц, задержанных судебными приставами по ОУПДС (п. 10.10).
Истец указывает, что содержался в камерах, где находилось около от 8 до 12 человек. Однако, количество лиц, находящихся одновременно в одной камере конвойного помещения законодательством не ограничено. Камеры в здании суда не относятся к числу мест содержания под стражей.
Кроме того, сведений о нарушении прав истца, содержанием его в конвойных помещениях совместно с курящими, судом не установлено, поскольку такой учет не ведется, доказательств обратного истцом не представлено, в том числе доказательств его содержания с курящими.
Согласно приложению № 1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 октября 2012 N 185 "Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок" по временной норме N 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции камеры для подсудимых оборудуются только скамьями. Оснащение помещений данной категории иными предметами мебели, в том числе письменным столом, радиоточками, телевизионными приемниками, чайниками, периодическими печатными изданиями, сантехническими приборами не предусмотрено. В связи, с чем доводы истца в данной части, являются необоснованным.
Свод правил 31-104-2000 устанавливает, что группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел (п.5.35). Эту группу помещений следует размещать таким образом, чтобы она имела непосредственную связь со служебным входом в здание, а путь подсудимых от камер до зала судебных заседаний по слушанию уголовных дел - был изолированным, он должен проходить по отдельным лестницам и коридорам. При этом санитарный узел предусмотрен на группу помещений, а не каждую камеру временного содержания отдельно. Сводом правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов (СП 31-104-2000) не предусмотрено оборудование каждой камеры для подсудимых отдельным санузлом и отдельным умывальником.
Обеспечение режима содержания в конвойном помещении Абаканского городского суда Республики Хакасия возложено на сотрудников конвойной службы УМВД Росси по г.Абакану и доступ к воде и вывод в уборную производится ими по требованию.
Довод истца о том, что в камерах было грязно и присутствовали насекомые, суд считает необоснованным, поскольку в штате Абаканского городского суда имеется 17 штатных единиц уборщиков служебных помещений. Согласно представленному графику выполнения уборочных работ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден приказом начальника Управления Судебного департамента в Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ №-о/д в бытовых, служебных помещениях районных, городских и гарнизонном военном судах Республики Хакасия уборку помещений проводят один раз в день.
Кроме того, обеспечение лиц, содержащихся под стражей, обезболивающими препаратами сотрудниками конвойной службы нормами действующего законодательства не предусмотрено. Как следует из результатов проверки прокуратуры Республики Хакасия по рассмотрению обращения Куренов В.С. о нарушении его прав в связи с неоказанием надлежащей медицинской помощи, установлено, что медицинская помощь Куренов В.С. оказывалась в полном объеме на всех этапах оказания медицинской помощи в филиале «Медицинской части №8» ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России, нарушений законов в детальности администрации ФКУ СИЗО-2 и МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России не выявлено.
Согласно представленной информации врио заместителя министра МВД по Республике Хакасия жалоб от Куренов В.С. на условия содержания в конвойном помещении Абаканского городского суда не поступало, кроме того, согласно сведениям прокуратуры Республики Хакасия постановления по факту содержания Куренов В.С. в камерных помещения Абаканского городского суда за период 2011-2012 гг. не выносилось, в связи, с чем довод истца о том, что он обращался с жалобами к сотрудникам конвоя не нашел своего подтверждения.
Истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что в результате его содержания в камере конвойного помещения ему причинен физический вред, нравственные страдания.
Доводы Куренов В.С. о том, что условия содержания в конвойном помещении являлись бесчеловечными и причинили ему душевные и нравственные страдания, не подтверждаются представленными материалами.
Обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
Неудобства, которые Куренов В.С. претерпел в связи с нахождением его в конвойном помещении связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Поскольку факт незаконности действий должностных лиц государственных органов не установлен и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, отсутствует, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Куренов В.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Куренов В.С. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Худик
<данные изъяты>