№24RS0056-01-2020-000657-56
Дело № 2-2805/2020 ~ М-495/2020
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2020 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре А.Е. Теленченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к АО «ПассажирРечТранс», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просил признать незаконным бездействие АО «Пассажирречтранс», выразившееся в неустранении нарушений нормативных правовых актов, норм и правил в области обеспечения исправного технического состояния и организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений – пассажирских причалов №7,8, расположенных в черте г. Красноярска на левом берегу реки Енисей по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 в части неустановления расстояния между отбойными устройствами причальных сооружений №7 и 8 не более 4 метров; неприведения отбойных устройств в технически исправное состояние; непроведение идентификации причальных сооружений №7 и 8 в соответствии с разделом VI Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623; необозначения границ причальных сооружений; обязать АО «Пассажирречтранс» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения нормативных правовых актов, норм и правил в области обеспечения исправного технического состояния и организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений – пассажирских причалов №7,8, расположенных в черте г. Красноярска на левом берегу реки Енисей по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1: установить расстояние между отбойными устройствами причальных сооружений №7 и 8 не более 4 метров; привести отбойные устройства в технически исправное состояние; провести идентификации причальных сооружений №7 и 8 в соответствии с разделом VI Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623; обозначить границы причальных сооружений; признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, выразившееся в неустранении нарушений нормативных правовых актов, норм и правил в области обеспечения исправного технического состояния и организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений – пассажирских причалов №7,8, расположенных в черте г. Красноярска на левом берегу реки Енисей по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 в части отсутствия актов ввода в эксплуатацию вышеуказанных причальных сооружений; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения нормативных правовых актов, норм и правил в области обеспечения исправного технического состояния и организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений – пассажирских причалов №7,8, расположенных в черте г. Красноярска на левом берегу реки Енисей по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1: составить акты ввода в эксплуатацию вышеуказанных причальных сооружений.
В связи с добровольным устранением нарушений действующего законодательства АО «Пассажирречтранс», истец уточнил заявленные исковые требования, поддержав только требования к одному ответчику - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. АО «Пассажирречтранс» изменен процессуальный статус с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании старший помощник Красноярского транспортного прокурора Качанов Р.О. требования искового заявления поддержал, с учетом последних уточнений. Суду представил дополнительные пояснения, согласно которым требования п.п. «а» п. 477 Технического регламента, в том числе относительно наличия актов ввода в эксплуатацию распространяются на спорные правоотношения в силу п. «в» ст. 5 Технического регламента и не может быть поставлен в зависимость от даты строительства данных гидротехнических сооружений.
Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва - Лысова С.Ю. просила отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениям, ссылаясь на неисполнимость требований прокурора; указала, что причалы, являясь объектами речного флота перешли к ним по Постановлению Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 как один объект включающий в себя 8 сооружений, которые впоследствии разделены на 8 отдельных объектов. Не требовалось отдельного ввода в эксплуатацию каждого объекта, невозможно определить кому объект принадлежал и у кого могут храниться данные документы; ранее, на момент ввода объекта в эксплуатацию, никаких актов не требовалось, требовался акт государственной комиссии.
Представитель АО «Пассажирречтранс» Дмитриева О.Ю. полагалась на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта, установлены Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Технического регламента к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения.
Согласно пункту 9 Технического регламента "причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
Требования к объектам инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе, к причальным сооружениям установлены в разделе VI Технического регламента. Согласно пункту 494 Технического регламента причальные сооружения являются объектами технического контроля.
В соответствии с пп. «а» п. 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнических сооружений (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь: разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений).
Так, в соответствии с требованиями п. 443 вышеуказанного Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в подпункте "в" пункта 5 Технического регламента (причалы и портовые причальные сооружения), должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований: а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений); в) ведение технического контроля за объектом регулирования; г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий; д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования; е) обеспечение ненарушения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта поточности технологических процессов, принятых планировочных решений в отношении помещений и зданий, а также организации воздухообмена в них.
Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной 11.11.2019 установлено, что АО «Пассажирречтранс» эксплуатирует пассажирские причалы №7 и 8, расположенные в г. Красноярске на левом берегу р. Енисей по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, для посадки и высадки пассажиров, без актов ввода данных гидротехнических сооружений в эксплуатацию.
Настоящие пассажирские причалы переданы в пользование АО «Пассажирречтранс» на основании договоров аренды от 28.07.2010 №1673,1674, срок аренды по которым продлевался на основании дополнительных соглашений от 26.09.2014 №3, от 20.07.2015 №3 до 28.07.2030.
Право собственности Российской Федерации возникло на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
При этом, ранее спорные объекты являлись одним объектом недвижимого имущества – пассажирский причал (лит №2), общей площадью 4 116,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (РНФИ П2250001012), который являлся объектом государственной собственности Российской Федерации на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 29.11.2007 №07-2147р.
В связи с проведением технической инвентаризации, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 29.04.2010 №269р вышеуказанный пассажирский причал (лит.№2) общей площадью 4116,7 кв.м. исключен из реестра федерального имущества. В реестр федерального имущества включены 8 пассажирских причалов, в том числе:
- сооружение – пассажирский причал №7 (лит.9) на р. Енисей на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным покрытием, общей площадью 1172,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (РНФИ П12250012147);
- сооружение – пассажирский причал №8 (лит.10) на р. Енисей на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным покрытием, общей площадью 917,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (РНФИ П12250012148), которые являются собственностью Российской Федерации.
По сведениям из технических паспортов по состоянию на 21.04.2010, выданных Красноярским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю, годом ввода в эксплуатацию указанных пассажирских причалов значится 1987 год.
В соответствии с выписками о переходе прав из ЕГРН от 13.10.2020 право Российской Федерации на данные объекты зарегистрировано 21.07.2010 и в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является ранее возникшим правом, не подлежащим обязательной государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
По создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Ерадостроительного кодекса Российской Федерации, принятого в 2004 году). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченного строительством объектов» установлено, что объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
Согласно пункту 8 данного Постановления приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами и датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Разделом 4 Строительных норм и правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов (СНиП 3.01.04-87), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 №84, установлено, что в состав государственных приемочных комиссий включаются представители государственных контролирующих органов и организаций.
Таким образом, правоустанавливающими документами для регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества являлись акты государственных приемочных комиссий, а не акты ввода объектов в эксплуатацию.
Как указано выше, право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества уже зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Акты ввода в эксплуатацию на причальные сооружения отсутствуют у ответчика и не передавались ему при передаче самого объекта. При этом спорные объекты недвижимого имущества составляли единый объект и сформированы лишь в 2010 году в связи с проведенной технической инвентаризацией, эксплуатируются более 30 лет. Действующим законодательством не предусмотрен порядок составления собственником актов ввода в эксплуатацию, при их отсутствии, для ситуации, аналогичной сложившейся – в отношении объекта, находящегося в длительной эксплуатации, имеющего технический паспорт, право собственности на который уже зарегистрировано в установленном законом порядке.
Истцом не доказано, что отсутствие актов ввода в эксплуатацию на спорные объекты недвижимого имущества, при условии зарегистрированных прав собственности на них в установленном законом порядке - угрожает безопасности эксплуатации объектов.
В силу положений статей 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно отвечать принципу исполнимости.
Исковые требования прокурора суд полагает не отвечающими принципу исполнимости, поскольку в настоящее время отсутствует возможность (порядок, предусмотренный действующим законодательством) составить акты ввода в эксплуатацию гидротехнических сооружений ввиду давности возникновения объектов (1987 год). Истцом выбран не верный способ защиты права.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21.01.2021.
Председательствующий судья: Е.В. Бобылева
Копия верна. Подписано судьей.