Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1031/2012 ~ М-687/2012 от 02.04.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Вязовик А.Р.,

с участием истца Тимофеевой А.В. и ее представителя адвоката Францевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1031\2012 по иску Тимофеевой Александры Владимировны к Министерству финансов Свердловской области, Министерству архитектуры и строительства Свердловской области, муниципальному образованию «город Нижний Тагил», администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У с т а н о в и л:

Тимофеева А.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Свердловской области, Министерству архитектуры и строительства Свердловской области, муниципальному образованию «город Нижний Тагил», администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», в котором просила возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совершить действия за счет средств областного бюджета по строительству или приобретению на территории города Нижний Тагил Свердловской области жилого помещения для Тимофеевой А.В. не ниже нормы предоставления жилья, установленной органом местного самоуправления и передать его в муниципальную собственность города Нижний Тагил, возложить на администрацию города Нижний Тагил обязанность со дня передачи жилого помещения, построенного или приобретенного для Тимофеевой А.В., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Тимофеевой А.В. договор социального найма жилого помещения.

К участию в деле привлекла отдел опеки и попечительства Управления социальной защиты населения Ленинского района г.Нижнего Тагила.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Истец исковые требования увеличила и просила возложить на администрацию города Нижний Тагил обязанность включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного обеспечения жильем по городу Нижний Тагил.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, суду пояснили, что Тимофеева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Приговором Тагилстроевского районного суда г.Н.Тагила Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ее мать Ч.Н.П. была осуждена к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев. В связи с тем, что отца у нее юридически нет, Тимофеева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ находилась в доме ребенка в г.Нижнем Тагиле, с ДД.ММ.ГГГГ в <...> детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе-интернате для детей-сирот, лишившихся попечения родителей <адрес>, где закончила <...> классов. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в профессиональном училище г.Н.Тагила по профессии «оператор связи-телеграфист» и проживала в общежитии училища по адресу: <адрес>. В <...> году по ходатайству администрации училища администрацией города Нижний Тагил ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ как выпускнице детского дома, в общежитии она зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Полагали, что по выпуску из детского дома истице должны были предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, поскольку закрепленного жилья она не имеет. Истица обращалась в администрацию города с заявлением о предоставлении жилья. Однако в предоставлении жилья ей было отказано в связи с тем, что ее возраст превысил <...> года.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, направив письменный отзыв на исковое заявление Тимофеевой А.В., в котором указал, что порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, согласно которому Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот жильем, которое вправе направлять выделенные денежные средства на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам и распределять жилье детям-сиротам. Передачу жилых помещений в муниципальную собственность осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Кроме того, из ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ не следует, что детям-сиротам, нуждающимся в получении жилья, жилые помещения предоставляются в течение определенного срока с момента получения соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений этой категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Кроме того, названный выше Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливает, что распределение жилья осуществляется после получения от органов местного самоуправления предложений по распределению жилых помещений. Поэтому предоставление истцу жилья до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения будет противоречить установленному порядку.

Представитель ответчика, Министерства финансов Свердловской области, в суд также не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть без своего участия, указав по существу иска, что Министерство финансов не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Порядок обеспечения жильем этой категории граждан за счет средств областного бюджета установлен постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2012. Получателем средств областного бюджета, согласно этому Порядку, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», который заключает государственные контракты на строительство и приобретение жилья, списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются органами местного самоуправления, построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам на основании приказов Министерства строительства и архитектуры Свердловской области безвозмездно передается в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в суд не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть без своего участия. С иском не согласился, поскольку Тимофеева А.В. не включена в список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не может быть обеспечена жильем в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2012. Кроме того, в силу ст.8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются жильем органами исполнительной власти, Фонд таким органом не является.

Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.5 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

В силу п.2 ст.37 Жилищного Кодекса РСФСР от 29.12.2004 года, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту Федерального Закона № 159-ФЗ), к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Статус Тимофеевой А.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении ДД.ММ.ГГГГ, в котором матерью указана Ч.Н.П., отцом - Т.В,Ю. (л.д.31),

актовой записью Тагилстроевского ЗАГС г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Т.В,Ю. отцовства в отношении Чуркиной А.В. на основании совместного заявления родителей (л.д.33),

сведениями Информационного центра ГУВД Свердловской области о смерти Ч.Н.П. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122),

постановлением исполкома Тагилстроевского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Тимофеевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в дом ребенка на полное государственное обеспечение в связи с тем, что отца у нее юридически нет, мать арестована (л.д.61),

решением того же исполкома от ДД.ММ.ГГГГ об определении Тимофеевой А.В. в детский дом на полное государственное обеспечение (л.д.34),

справкой о том, что Тимофеева А.В. обучалась и воспитывалась в школе-интернате для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10),

справкой профессионального училища о том, что Тимофеева А.В. являлась воспитанницей детского дома <адрес>, обучалась в ПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Оператор связи - телеграфист» (л.д.10а).

В соответствии со ст.8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Во исполнение названного выше Федерального Закона постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Судом установлено, что права пользования жилым помещением по договору социального найма или в собственности Тимофеева А.В. не имеет (л.д.17-19).

После выпуска из детского дома она проживала в общежитии профессионального училища г.Н.Тагила в период обучения в этом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> комната (л.д.10а).

На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеевой А.В. предоставлено койко-место в комнате площадью <...> кв.метров общежития по <адрес>, где она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства и проживает до настоящего времени (л.д.14- 16).

ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева А.В. обратилась в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении жилья по договору социального найма. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке ей было отказано в связи с тем, что ее возраст превысил 23 года, и она утратила статус ребенка-сироты, имеет право встать на учет для получения социального жилья в общем порядке (л.д.92).

Из положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения

Кроме того, до ДД.ММ.ГГГГ органами опеки и попечительства на основании ст.34 Гражданского Кодекса РФ являлись органы местного самоуправления.

В силу ст.147 Семейного Кодекса РФ, защита прав выпускников воспитательных учреждений, возлагалась на органы опеки и попечительства, таким образом, обязанность по защите жилищных прав Тимофеевой А.В. после окончания профессионального училища г.Нижнего Тагила лежала на органе местного самоуправления.

Судом установлено, что в период обучения Тимофеевой А.В. в профессиональном училище в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения Тимофеевой А.В. возраста <...> лет, администрация училища обращалась в отдел опеки и попечительства администрации Тагилстроевского района г.Нижнего Тагила с ходатайством о предоставлении ей жилой площади, поскольку она не имеет закрепленного жилья (л.д.11. 12).

Однако по сведениям этой администрации, обращений Тимофеевой А.В. с таким заявлением не регистрировалось, документы об обеспечении ее жильем за 2002 год не сохранились в связи с истечением срока хранения (л.д.124)

По сведениям администрации города, Тимофеева А.В. на учете малоимущих граждан в качестве нуждающейся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда не состояла и не состоит (л.д.25).

Таким образом, судом установлено, что в <...> году администрацией профессионального училища г.Н.Тагила вопрос о предоставлении жилья истцу во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ставился перед ответчиком, однако до настоящего времени этот вопрос не нашел своего разрешения. Тимофеевой А.В., не имеющей жилья на территории г.Н.Тагила, было предоставлено лишь койко-место в общежитии, жильем по договору социального найма она обеспечена не была.

Поскольку судом установлено, что Тимофеева А.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилья (находящегося в собственности или праве пользования), до достижения возраста <...> лет образовательное учреждение, в котором она обучалась, обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет для обеспечения жилым помещением, однако до настоящего времени этот вопрос не разрешен, исковые требования Тимофеевой А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тимофеевой Александры Владимировны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» поставить Тимофееву Александру Владимировну на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, для Тимофеевой Александры Владимировны и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Тимофеевой Александре Владимировне.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области со дня передачи жилого помещения, построенного или приобретенного для Тимофеевой Александры Владимировны за счет средств областного бюджета оформить право муниципальной собственности на это жилое помещение и предоставить его Тимофеевой Александре Владимировне по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Судья

2-1031/2012 ~ М-687/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимофеева Александра Владимировна
Ответчики
МО "г.Н.Тагил"
Администрация МО "г.Н.Тагил"
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
Министерство финансов Свердловской области
Другие
Отдел опеки и попечительства УСЗН Ленинского района
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Цыдаева В.П.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
02.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2012Передача материалов судье
06.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2012Подготовка дела (собеседование)
04.05.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.05.2012Предварительное судебное заседание
22.06.2012Судебное заседание
04.07.2012Судебное заседание
20.07.2012Судебное заседание
28.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее