РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2014 года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Коротковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Лазаревой Н.А. к ответчику администрации муниципального образования Славный Тульской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
истица Лазарева Н.А. в лице своего представителя по доверенности Кузмицкого В.А. обратилась в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования Славный Тульской области, третьим лицам ГУП Тульской области «Жилкомреформа», Краманенко А.С. о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования обосновывает тем, что двухкомнатная квартира № в доме № <адрес> была предоставлена Лазаревой Н.А. на состав семьи 4 человека: на нее, дочь Крамаренко Е.С., дочь Крамаренко Г.С., дочь Краманенко А.С. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного временной администрацией АТО "Тула-50". ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко Г.С. выбыла к иному месту жительства со снятием с регистрационного учета, ДД.ММ.ГГГГ Крамаренко (Михальчук) Е.С. выбыла к иному месту жительства со снятием с регистрационного учета. В настоящее время в квартире проживают Лазарева Н.А. и Краманенко А.С., которые фактически пользуются квартирой на правах социального найма и приняли решение о приватизации квартиры в пользу Лазаревой Н.А. Для этого они обратились в администрацию муниципального образования Славный с заявлением, однако в приватизации было отказано по мотиву, что после расформирования войсковой части № в границах военного городка Тула-50, исполнительным органом которого, ведающим распределением жилья, являлась временная администрация АТО ?Тула-50?, которая являлась структурным подразделением администрации Тульской области и входила в систему органов государственной власти Тульской области, постановлением губернатора Тульской области от 26.05.2006 г. №47-пг «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» временная администрация АТО ?Тула-50? была упразднена, ее функции переданы комитету по управлению государственным имуществом Тульской области. Органы муниципального образования Славный не входят в систему органов государственной власти Тульской области и не являются правопреемниками временной администрации АТО ?Тула-50? и комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Документы, касающиеся предоставления жилого помещения, муниципальному образованию Славный не передавались. Жилищной комиссией муниципального образования Славный квартира по адресу: <адрес> истице по договору социального найма не предоставлялась, постановлением администрации муниципального образования Славный не выделялась, копия договора социального найма, заключенного по установленной форме, Лазарева Н.А. в администрацию п. Славный не представила, на приложенной Лазаревой н.А. к заявлению копии ордера имеется отметка «служебная», в то время как в составе специализированного жилищного фонда муниципального образования Славный спорная квартира не числится, документы о предоставлении Лазаревой Н.А. квартиры в распоряжении администрации муниципального образования Славный отсутствуют, обстоятельства выделения жилья неизвестны, поэтому невозможно объективно установить, предоставлено ли спорное жилое помещение на правах социального найма, в жилищном фонде социального использования или на иных правах. Отсутствие в составе специализированного жилищного фонда муниципального образования Славный и отсутствие обременений в свидетельстве о регистрации права муниципального образования Славный на спорную квартиру подтверждает фактическое пользование спорной квартирой истицей на правах социального найма. Ранее истица не использовала право на приватизацию. Ссылаясь на ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истица просит удовлетворить его требования.
Истица Лазарева Н.А. о времени, дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, в зал суда не явилась, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляла.
Представитель истца по доверенности Кузмицкий В.А.. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик администрация муниципального образования Славный о времени, дате и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, своего представителя в зал суда не направил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Третье лицо ГУП «Жилкомреформа» о времени, месте и дате судебного разбирательства извещено надлежаще и своевременно, своего представителя в судебное заседание не направил..
Третье лицо Краманенко А.С. о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще и своевременно, в зал судебного заседания не явилась, в нотариально заверенном заявлении отказались от участия в приватизации квартиры, выразив согласие на ее приватизацию в пользу Лазаревой Н.А.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Лазаревой Н.А., представителя ответчика администрации муниципального образования Славный, третьих лиц.
Выслушав пояснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 602-р от 17 апреля 1999 г. переданы согласно Перечню в государственную собственность Тульской области находящиеся в федеральной собственности объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества военного городка "Тула-50" войсковой части N25851 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в Туле-50.
Постановлением Губернатора Тульской области от 29 июня 1998 г. №273 утвержден Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и высвобождаемого имущества войсковой части N25581, передаваемого в государственную собственность Тульской области согласно приложению к постановлению губернатора Тульской области. В Перечень передаваемого имущества включен жилой дом по адресу: п. Славный ул. Молодежная д.4.
Договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50" N27-2000 от 16 марта 2000 г. подтверждена передача дома Комитетом по управлению имуществом Тульской области в хозяйственное ведение на общих основаниях без отнесения к специализированному жилищному фонду.
На момент передачи жилищного фонда войсковой частью N25581, дислоцированной в пгт. Славный, в хозяйственное ведение Государственного унитарного предприятия Тульской области "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства административно-территориального образования "Тула-50", жилой дом не входил в жилой фонд закрытого военного городка.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии при администрации АТО "Тула-50" № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главой временной администрации в АТО "Тула-50" ДД.ММ.ГГГГ, Лазаревой Н.А. предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> отметкой «служебная».
Согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному временной администрацией АТО "Тула-50"на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., Лазаревой Н.А. с семьей из четырех человек предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, на котором имеется отметка «служебная».
Согласно поквартирной карточке и выписке из домовой книги в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы Лазарева Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ г., Краманенко А.С. – с ДД.ММ.ГГГГ
Из лицевого счета №, открытого на имя Лазаревой Н.А.., усматривается, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, в качестве членов его семьи зарегистрирована Краманенко А.С.
Из кадастрового паспорта на квартиру явствует, что двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, имеет назначение как жилое помещение и не признана непригодной для проживания.
Согласно уведомлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области за № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Лазаревой Н.А. на объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает право собственности муниципального образования Славный на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м за № в доме № <адрес>, при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на эту квартиру как служебное жилье отсутствует, также отсутствуют обременения.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о сохранении у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения.
В силу ст.60,61 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма.
Учитывая, что истица и ее дочь вселены в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, истица с ДД.ММ.ГГГГ проживает в этой квартире и выполняет все обязанности нанимателя, которому квартира предоставлена на основании ордера, не признанного в установленном порядке недействительным в соответствии со ст. 48 ЖК РСФСР, т.е. истица фактически пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма жилого помещения, поскольку фактически договор найма жилого помещения заключен Лазаревой Н.А. на неопределенный срок, и в период, когда населенный пункт не относился к жилищному фонду закрытого военного городка, что противоречит назначению служебного жилья, занимаемая квартира в настоящее времяне отнесена к категории служебного жилищного фонда с учетом требований, установленных п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Суд считает, что отсутствие письменного договора социального найма не может препятствовать осуществлению проживающих в нем лиц прав нанимателя и членов его семьи по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма и поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Материалами дела установлено, что истица Лазарева Н.А. не использовала свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья, занимаемого по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" оно подлежит передаче в собственность Лазаревой Н.А. в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лазаревой Н.А. к ответчику администрации муниципального образования Славный Тульской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации к ответчику администрации муниципального образования Славный Тульской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации Лазаревой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Право собственности на квартиру подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра по Тульской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца через Одоевский районный суд.
Судья Л.В. Валицкая