Дело № 21-363/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 18 августа 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. на решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В.,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору <.......> от 29 апреля 2021 года глава Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышин И.В. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением глава Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышин И.В. обжаловал его в суд. В жалобе просил постановление должностного лица от 29 апреля 2021 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен глава Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышин И.В., который в жалобе просит постановление должностного лица от 29 апреля 2021 года и решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что при рассмотрении дела суд ограничился лишь перечислением документов, находившихся в материалах дела, и поступивших в суд дополнительно, вынес решение на основании акта осмотра территории, который не соответствует ни по форме, ни по содержанию требованиям ст. 27.2 КоАП РФ. Обращает внимание, что остальные приложенные к возражениям должностного лица документы датированы 2014 годом, то есть за семь лет до проведения проверки. Считает, что суд не дал оценки его доводам, изложенным в жалобе. Считает, что должностное лицо не конкретизировало в чем конкретно выразились нарушения. Каких-либо исследований в части расположения пожарных резервуаров, естественных или искусственных водоемов при проведении административного расследования не проводилось, не устанавливался объем воды в данных резервуарах и водоемах, не устанавливалось наличие тупиковых трубопроводов с устройством приемных колодцев. Полагает, что в материалах дела не содержится доказательств несоблюдения положений действующего законодательства.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы «Ишимский» УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области Лумповой Н.П., просившей в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 29 апреля 2021 года и решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года не подлежащими отмене либо изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 9 ч. 1, части 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Тюменской области от 19 апреля 2021 № 210-п на территории Тюменской области с 19 апреля 2021 введен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту также – Правила противопожарного режима, Правила), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1 ст. 68).
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Свод правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 (далее по тексту – СП 8.13130) устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.
В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 4.1 СП 8.13130).
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9 СП 8.13130).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункт 10.3 СП 8.13130).
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (пункт 10.4 СП 8.13130).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, в 15 часов 00 минут 25 апреля 2021 года в ходе обследования населенных пунктов Дымковского сельского поселения – д<.......> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на территориях населенных пунктов (<.......> <.......>) не в полном объеме производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы; территории населенных пунктов (<.......>) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
Таким образом, главой Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышиным И.В. допущены нарушения требований ч. 1 ст. 68 Федерального законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 67, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, пунктов 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225.
Факт совершения главой Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышиным И.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 апреля 2021 года; решением Думы Дымковского сельского поселения <.......> от 28 сентября 2020 года; ответом Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 08 апреля 2021 года; уставом МО Дымковское сельское поселение; актом осмотра территории на предмет соблюдения требований пожарной безопасности от 24 апреля 2021 года.
Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оценка всем имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 29 апреля 2021 года привлекло главу Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судья районного суда обоснованно отказал главе Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышину И.В. в удовлетворении жалобы.
Все доводы, изложенные в жалобе Первышина И.В., не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и заявлены с целью избежать ответственность за совершенное административное правонарушение в области пожарной безопасности, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого постановления судьи районного суда.
Административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей назначено в минимальном размере санкции ч. 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, не позволивших суду полно, всесторонне и объективно проверить законность принятого должностным лицом постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда, постановление должностного лица административного органа о привлечении главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору <.......> от 29 апреля 2021 года и решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 07 июля 2021 года в отношении главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. оставить без изменения, жалобу главы Дымковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Первышина И.В. - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин