Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-497/2024 (2а-5679/2023;) ~ М-5456/2023 от 26.12.2023

Дело № 2а-497/2024

73RS0002-01-2023-007881-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                                 25 января 2024 года

    Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Петрухиной Т.О.,

с участием административного истца Прокопенко И.В., представителя административного ответчика Шамсутдиновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокопенко Ильи Вячеславовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными действий, признании незаконным (недействительным) распоряжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокопенко И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными действий, признании незаконным (недействительным) распоряжения.

    Административное исковое заявление мотивировано тем, что он обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 999 кв.м на срок 3 года. Ответчик отказал ему в утверждении схемы и предварительном согласовании. Он обжаловал отказ в судебном порядке в Засвияжский районный суд <адрес>. Во время судебного разбирательства ответчик на месте испрашиваемого участка образовал земельный участок площадью 999 кв.м, которому был присвоен кадастровый и который полностью идентичен испрашиваемому участку. Решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу признан незаконным отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 999 кв.м на срок 3 года, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ответчик, игнорируя обязательность судебного решения, принял распоряжение -од о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером - лот . Действия ответчика по подготовке и организации аукциона, а также принятию распоряжение о проведении аукциона в обход решения суда являются незаконными (недействительными) с момента совершения и принятия, не порождают правовых последствий, а распоряжение о проведении аукциона не подлежит применению. Оспариваемыми действиями и распоряжением ответчик нарушил его право на утверждение схемы и предварительное согласование предоставления земельного участка.

    Просил признать незаконными действия административного ответчика по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером ; признать незаконным (недействительным) распоряжение Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером

Административный истец Прокопенко И.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Плашенкова К.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Указала, что решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Прокопенко И.В. На данный тип заявления предусмотрен только ответ. Согласно правилам взаимодействия, на поступившее заявление дается ответ, на следующее заявление - следующий ответ. Поскольку истцу ответ был дан, в работу пошло следующее заявление. После отказа истцу участок был сформирован и выставлен на аукцион. На данный момент (на день проведения судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ) имеется несколько заявок. Если преимущество будет предоставлено истцу, то будут нарушены права третьих лиц. Выставление земельного участка на аукцион не нарушает право истца на участие в нем. В аукционе может участвовать любой гражданин. Земельный участок предоставляется на праве аренды. В ст.39.6 ЗК РФ установлены основания предоставления земельных участков без торгов. Если истец не подпадает под одно из них, то предоставление земельного участка осуществляется на торгах. Истец должен представить документы о том, что он подпадает под эти основания. Из представленной ответчиком суду выписки из ЕГРН следует, что объекта недвижимости на данном участке нет, соответственно, у истца нет преимущественного права приобретения земельного участка без торгов. Материалами дела не подтверждено, что у истца имеется на праве собственности объект капитального строительства и объект незавершенного строительства. По общему правилу, договор аренды заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Соответственно, никакого нарушения прав стороны истца нет. В данном случае предоставление земельного участка возможно только на торгах. Доказательства нарушения прав истца именно оспариваемым распоряженим ответчика отсутствуют. Само распоряжение не содержит в себе указания на то, что конкретному гражданину ограничено право на участие в аукционе или права его каким-то образом нарушены. За пределы своих полномочий ответчик не выходил, соответственно, нарушения нормативного акта нет.

В представленном суду письменном отзыве на иск, представитель административного ответчика указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства поступило заявление третьего лица ФИО7 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка в аренду на 20 лет, данное заявление рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ опубликовано информационное сообщение в газете "Ульяновск сегодня", на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайтах www.mia73.ru, http://regioncentr73.ru. На момент публикации земельный участок еще не был сформирован, не был поставлен на кадастровый учет. Административным истцом не представлены доказательства факта нарушения его прав. Нарушения прав Прокопенко И.В. не было, так как распоряжение Министерства 2644-од от ДД.ММ.ГГГГ было издано до обращения административного истца с административным исковым заявлением (регистрация в суде - ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем его права нарушены не были. Кроме того, его права не нарушены распоряжением Министерства -од от ДД.ММ.ГГГГ, так как оно было издано до обращения Прокопенко И.В. с административным исковым заявлением (регистрация в суде - ДД.ММ.ГГГГ). Аргумент Прокопенко И.В. о том, что распоряжение является незаконным с момента принятия не подлежит рассмотрению в связи с тем, что полномочия по изданию распоряжений закреплены в пп.1 и 20 п.2.5 Положения о Министерстве имущественных отнощений и архитектуры <адрес>. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Административный истец таким правом не обладает. Прокопенко И.В. может подать заявку об участии в аукционе и на общих основаниях претендовать на земельный участок, информацию о проведении аукциона можно найти в открытом доступе на указанных сайтах. При проведении аукциона реализуется принцип общих оснований, в связи с чем преимущества никому из участников не предоставляется. Решение Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу исполнено, заявление Прокопенко И.В. рассмотрено повторно, в связи с чем его административный иск не подлежит удовлетворению. Ответ направлен заявителю.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко И.В. подал в Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> "Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка" от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил административного ответчика предварительно согласовать предоставление ему на праве аренды земельного участка на 3 года (а именно - земельного участка на территории кадастрового квартала , с целью использования его под огородничество), в порядке пп.19 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, то есть без проведения торгов.

К указанному заявлению им была приложена "Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , расположенного по адресу: РФ, <адрес>", согласно которой условный номер земельного участка - , его площадь - 999 кв.м. В данной схеме в разделе "Пояснительная записка" указано, что категория образуемого земельного участка с условным номером - земли населённых пунктов, территориальная зона - Ж8С (зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы), вид разрешенного использования - ведение огородничества; также на схеме указана системы координат испрашиваемого земельного участка.

Указанное заявление Прокопенко И.В. было зарегистрировано министерством ДД.ММ.ГГГГ под входящим .

ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения данного заявления, Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес>, руководствуясь пп.2 п.8 ст.39.15, пп.2 ст.39.16, пп.2 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) отказало Прокопенко И.В. в утверждении Схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о чем сообщило ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка", указав, что испрашиваемый им земельный участок с условным номером полностью совпадает с местоположением земельного участка в отношении которого утверждена Схема.

Так, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области было вынесено распоряжение -од от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", в соответствии с которым заместитель министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области распорядился: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , согласно приложение к данному распоряжению, с условным номером , площадью 1060 кв.м, местоположением: <адрес>, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Категория земель образуемого земельного участка - земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка - Ж8С, вид разрешенного использования образуемого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (п.1); данное распоряжение является основанием для выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, указанного в пункте 1 данного распоряжения, и постановки его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости (п.4); срок действия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории составляет два года (п.6).

Впоследствии указанное распоряжение Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ было отменено распоряжением данного Министерства -од от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од» в связи с выявленной ошибкой.

Затем Министерством имущественных отношений и архитектуры <адрес> было вынесено распоряжение од от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", в соответствии с которым заместитель министра имущественных отношений и архитектуры <адрес> распорядился: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале согласно приложение к данному распоряжению: с условным номером , площадью 999 кв.м, местоположением: <адрес>, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Категория земель образуемого земельного участка - земли населенных пунктов, территориальная зона образуемого земельного участка - Ж8С, вид разрешенного использования образуемого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (п.1); доступ к образуемому земельному участку будет осуществляться через земли общего пользования (п.2).

Срок действия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории составляет два года (п.4).

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> поступило "Заявление о предоставлении земельного участка" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просила административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к данному заявлению, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (на основании пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ), в аренду сроком на 20 лет. Из данного заявления и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следовало, что ФИО7 просила предварительно согласовать предоставление ей на праве аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 999 кв.м местоположением: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Указанное заявление ФИО7 было зарегистрировано министерством ДД.ММ.ГГГГ под входящим .

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> организовало размещение в газете "Ульяновск сегодня", на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайтах www.mia73.ru, http://regioncentr73.ru информационного сообщения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем в течение 30 дней со дня опубликования данного извещения в министерство поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения заявления ФИО7, Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес>, руководствуясь п.7 ст.39.18 ЗК РФ, отказало ей в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о чем сообщило ей письмом "Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" №ПСЗУ-20-4 от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в связи с размещением ДД.ММ.ГГГГ Министерством в газете "Ульяновск сегодня", на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на сайтах www.mia73.ru, http://regioncentr73.ru информационного сообщения о проведении торгов и поступлением заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, испрашиваемого ФИО7, Министерством будет принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды этого земельного участка для цели, указанной в ее заявлении, и опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в указанных источниках, и что она (Злобина) вправе принять участие в данном аукционе.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 999 +/=11 кв.м местоположением: Российская Федерация, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), кадастровый квартал: 73:19:071701, был поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером: , что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №КУВИ-001/2024-20141670 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ответчику офисом публично-правовой компании "Роскадастр" по <адрес>. Согласно данной Выписке, указанный земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; в соответствии с Федеральным законом №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" орган Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> уполномочен на распоряжение таким земельным участком.

Распоряжением Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" постановлено изменить земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, площадью 999 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, расположенному в территориальной зоне Ж8С – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы)», вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» на вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок)».

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> был подготовлен и выдан "Градостроительный план земельного участка" №РФ-0774 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 999,0 кв.м с кадастровым номером местонахождением: <адрес>, муниципальное образование "<адрес>", <адрес>. В данном градостроительном плане указано, что в границах данного земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным административному ответчику, Прокопенко И.В. сообщил, что по четырём земельным участкам, среди которых земельный участок с кадастровым номером площадью 999 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, планируется проведение закупок по проведению рыночной оценки стоимости права собственности/аренды, эти участки являются предметом судебных споров, полагает, что проведение по ним закупок преждевременно.

Письмом , адресованным Прокопенко И.В., Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> сообщило ему о том, что информация, изложенная в его обращении по вопросу приостановки проведения оценки рыночной стоимости (право собственности/аренды) земельных участков, принята к сведению.

Впоследствии на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством имущественных отношений и архитектуры <адрес>, ИП ФИО8 подготовила "Отчет об оценке" от ДД.ММ.ГГГГ рыночной стоимости объекта: "Размер годовой арендной платы за земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), площадь: 999 кв. Кадастровый ", адрес объекта: Российская Федерация, <адрес> данному отчету, рыночная стоимость указанного объекта для определения рыночной стоимости аренды земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом округления составляет 149 000 руб.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко И.В., не согласившись с отказом административного ответчика, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка", подал в Засвияжский районный суд <адрес> административное исковое заявление к Министерству имущественных отношений и архитектуры <адрес>, в котором просил признать незаконным отказ в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номером площадью 999 кв.м, обязать ответчика в течении 10 дней после выступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушение путем утверждения схемы и предварительного согласования предоставления на праве аренды земельного участка на срок 3 года с условным кадастровым номеров 73:19:071701:ЗУ1 площадью 999 кв.м. В связи с чем Засвияжским районным судом <адрес> было возбуждено административное дело а-3406/2023.

    Вышеуказанные обстоятельства рассмотрения административным ответчиком "Заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка" Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принятия административным ответчиком отказа в удовлетворении этого заявления были установлены решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по административному делу а-3406/2023, в соответствии с которым: административные исковые требования Прокопенко И.В. были удовлетворены; признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на который не разграничена, площадью 999 кв. м. с условным номером , оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 4504; возложена обязанность на Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> по устранению допущенных нарушениях прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 999 кв. м. с условным номером , в течении 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, без учета оснований отказа, указанных в решениях Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

    При этом, как следует из описательной части решения Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении административного дела а-3406/2023 судом было установлено, что на момент рассмотрения заявления Прокопенко И.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды такого основания для отказа, который указан в письме от ДД.ММ.ГГГГ, у административного ответчика не имелось. Установив факт нарушения прав Прокопенко И.В. вынесением ответчиком неправомерного решения об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка, суд, будучи не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), а также не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий, определили, что права Прокопенко И.В. подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления, без учета оснований отказа, указанных в письме Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

    В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной им в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. В качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. К числу оснований для такого пересмотра относится установление приговором суда преступлений против правосудия (включая фальсификацию доказательств), совершенных при рассмотрении ранее оконченного дела.

    ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений и архитектуры <адрес> было вынесено распоряжение -од от ДД.ММ.ГГГГ "Об аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", в соответствии с которым министр имущественных отношений и архитектуры <адрес> распорядился: провести аукцион на право заключения договоров аренды шести земельных участков, среди которых - земельный участок с кадастровым номером 73:19:071701:2251, площадью 999 кв., местоположением: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

    ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (ГИС ТОРГИ) опубликовано извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, среди которых: лот - земельный участок с кадастровым номером , площадью 999 кв., местоположением: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу указанное решение Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> - без удовлетворения.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал в Засвияжский районный суд <адрес> административное исковое заявление к Министерству имущественных отношений и архитектуры <адрес> о признании незаконными (недействительными) распоряжения данного министерства -од от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории» и утверждённой этим распоряжением схемы, исключении (аннулировании) из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером

            ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко И.В. подал в Засвияжский районный суд г.Ульяновска рассматриваемое в настоящем административном деле указанное административное исковое заявление к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

            ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , Министерство имущественных отношений и архитектуры <адрес> в соответствии с пп.1, 2 п.8 ст.39.15, пп.2 ст.39.16 ЗК РФ отказало Прокопенко И.В. в утверждении указанной Схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о чем сообщило ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка", указав, что в результате рассмотрения заявления третьего лица распоряжением данного Министерства -од от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" была утверждена схема расположения земельного участка с условным номером площадью 999 кв.м, после чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 73:19:071701:2251. Местоположение испрашиваемого им (Прокопенко И.В.) земельного участка с условным номером ЗУ полностью совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 73:19:071701:2251. При этом административному истцу сообщено, что земельный участок с кадастровым номером является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ.

        В ходе рассмотрения дела административный истец указывал, что решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его административные исковые требования к Министерству имущественных отношений и архитектуры <адрес> о признании незаконным (недействительным) распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории -од от ДД.ММ.ГГГГ, исключении (аннулировании) из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:071701:2251 - оставлены без удовлетворения.

            Разрешая административные исковые требования Прокопенко И.В. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером незаконным (недействительным) распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , суд учитывает следующее.

            На основании п.1 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

            В силу п.1 ст.2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

            Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (п.3 ст.5 ЗК РФ).

            Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются участниками земельных отношений (п.1 ст.5 ЗК РФ).

            С момента вступления в силу Закона Ульяновской области №85-30 от 03.07.2015 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области) перешли права уполномоченного органа в силу ст.2 вышеуказанного Закона.

            В настоящее время органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.Ульяновска является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

            Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области №1/51-П от 27.01.2022 "О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области", данное Министерство является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, законами Ульяновской области, правовыми актами Губернатора Ульяновской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ульяновской области, а также настоящим Положением и приказами Министерства (п.1.2.).

Согласно п.2.5. Положения, данное Министерство в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами осуществляет следующие полномочия: управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области (пп.1); осуществляет мероприятия по разграничению земельных участков (пп.5); при проведении аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области: а) принимает решение о проведении аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; б) осуществляет организацию и проведение аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, заключает договоры с организациями, специализирующимися на проведении таких аукционов; в) на основании отчёта независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, определяет начальную цену земельного участка, начальный размер арендной платы или начальную цену права на заключение договора аренды земельного участка, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; г) определяет существенные условия договоров купли-продажи и аренды земельных участков, заключаемых по результатам торгов; выступает в пределах своей компетенции государственным заказчиком Ульяновской области кадастровых работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области (пп.10); осуществляет образование земельных участков (пп.11.); принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, в слчаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп.15); в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пп.20).

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплен в ст.39.11 ЗК РФ.

Так, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (п.1). Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.2).

Пунктом 3 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; 5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5-9, 13-19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения. В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю. Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка; 4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа; 6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; 7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5-19 пункта 8 настоящей статьи; 8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5-19 пункта 8 настоящей статьи; 9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.11 ЗК РФ заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п.6).

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (п.16).

В силу пункта 18 статьи 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (п.19). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п.20).

На основании пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: 1) об организаторе аукциона; 2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона; 3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; 4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения); 5) о начальной цене предмета аукциона; 6) о "шаге аукциона"; 7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; 8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка; 9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса; 11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев; 13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев; 14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет. Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка (п.22).

Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирован порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Так, рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (п.4 ст.39.15 ЗК РФ).

В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы (п.6 ст.39.15 ЗК РФ). В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п.7 ст.39.15 ЗК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.11 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п.12). Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (п.14). Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (п.15). Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п.16).

Согласно п.17 ст.39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; (в редакции от 06.02.2023: «обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»); 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп.2, 4 п.2 ст.38.18 ЗК РФ, в извещении указываются информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; дата окончания приема заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п.6).

В соответствии с пп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Оценивая доводы сторон, представленные ими доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы Прокопенко И.В. о незаконности действий административного ответчика по подготовке и организации аукциона и вынесенного им распоряжения -од от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером являются необоснованными, поскольку они противоречат материалам дела, в том числе как установленным по делу фактическим обстоятельствам, так и вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Вопреки доводам Прокопенко И.В., Министерством имущественных отношений и архитектуры <адрес> не был нарушен порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка; действия административного ответчика в этой части в полном объеме соответствуют требованиям ст.39.11 ЗК РФ.

Доводы административного истца о том, что административный ответчик был не в праве проводить мероприятия по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером и выносить распоряжение -од от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка, поскольку решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка на праве аренды сроком на 3 года и на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления ему этого земельного участка на праве аренды, являются несостоятельными. На момент совершения Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области решение Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу, а в настоящее время его заявление повторно рассмотрено и в удовлетворении заявления отказано.

В силу п. 1 ст. 61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Оспариваемое Прокопенко И.В. распоряжение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области -од от ДД.ММ.ГГГГ издано в рамках, имеющихся у административного ответчика полномочий, согласно предусмотренной процедуре, уполномоченным на то должностным лицом. Каких-либо нарушений норм действующего законодательства при его вынесении не установлено.

Оно не порождает прав и обязанностей для административного истца.

Заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка в ответ на информационное сообщение Министерства, опубликованное ДД.ММ.ГГГГ от Прокопенко И.В. не поступало, равно как не поступало его заявки на участие в аукционе, объявленном указанным распоряжением -од от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент утверждения схемы земельного участка распоряжением -од от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка на рассмотрении административного ответчика не находилось поданного другим лицом заявления, в том числе заявления административного истца. Преимущественное право на получение земельного участка в предусмотренных законом случаях у административного истца отсутствует.

Из материалов дела следует, что отказ в утверждении схемы земельного участка по заявлению Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ был ему дан административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Спор относительно неправомерности отказа, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, между сторонами разрешен ДД.ММ.ГГГГ - в дату принятия Засвияжским районным судом <адрес> административного иска Прокопенко И.В., то есть позже издания распоряжения -од от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложение решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления прокопенко И.В. не является основанием для признания оспариваемого распоряжения -од от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным.

При этом возложение судом обязанности по повторному рассмотрению заявления истца, без учета оснований отказа, указанных в решениях Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не устанавливает первоочередность данного заявления. Так, обязанность административного ответчика повторно рассмотреть заявление Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ возникала у административного ответчика с момента вступления решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть с даты вынесения апелляционного определения Ульяновского областного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что административным ответчиком вышеуказанное заявление Прокопенко И.В. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено повторно, по итогам чего им ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение, оформленное письмом ИОГВ-08-03534исх от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка".

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного иска, Министерством требования, возложенные на него решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, были исполнены в установленные сроки, препятствий в рассмотрении заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ у административного ответчика не имелось.

Как было указано выше, в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Указанная совокупность в ходе рассмотрения настоящего административного дела не установлена.

            Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, исследованные по делу доказательства, пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного по делу административного иска по доводам административного истца.

            Доказательств иного суду не представлено.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Прокопенко Ильи Вячеславовича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными действий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , признании незаконным (недействительным) распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ в части проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 73:19:071701:2251.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                    Е.Н. Саенко

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024

2а-497/2024 (2а-5679/2023;) ~ М-5456/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокопенко И.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Саенко Е. Н.
Дело на странице суда
zasvijajskiy--uln.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация административного искового заявления
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее