Дело №2-2293/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2019 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
судьи АФИНОГЕНОВОЙ Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», 3-е лицо - Южное территориальное управление Федерального Агентства железнодорожного транспорта о признании действий незаконными, обязании устранить нарушение требований законодательства,
Установил:
Первоначально Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд <адрес> с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» 3-е лицо - Южное территориальное управление Федерального Агентства железнодорожного транспорта о признании действий незаконными, обязании устранить нарушение требований законодательства, мотивируя тем, что во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности в Моторвагонном депо Ростов - структурном подразделении Северо-Кавказкой дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Установлено, что на ряд транспортных средств, находящихся на балансе Депо, а именно электропоездов переменного тока серии ЭД-9МК (28 единиц), переменного тока серии ЭД9М (118 единиц), переменного тока серии ЭД9Э (17 единиц), рельсовых автобусов серии РА-1 (5 единиц) и РА-2 (21 единица), до настоящего момента Планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (Планы ОТБ ТС), после проведения дополнительной оценки уязвимости транспортных средств, не разработаны, не утверждены и не реализованы.
С учетом дат утверждения категорий транспортной безопасности транспортных средств - электропоездов переменного тока серии ЭД9МК, переменного тока серии ЭД9М, переменного тока серии ЭД9Э, рельсовых автобусов серии РА-1 и РА-2 (дата утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта - ДД.ММ.ГГГГ), сроки разработки направления на утверждение в уполномоченный орган власти и реализации планов обеспечения транспортной безопасности нарушены как в соответствии с п. 5.8 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», так и в соответствии с вышеуказанными положениями, вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ Требованиями.
В связи с отсутствием утвержденных Планов ОТБ ОТИ - вышеуказанных транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой руководителю Депо внесено представление, которое рассмотрено, представлена информация о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего момента Планы ОТБ вышеуказанных транспортных средств после проведения дополнительной оценки уязвимости не разработаны и на утверждение в Росжелдор не направлены, что влечет за собой нарушение указанных требований законодательства о транспортной безопасности, предусматривающих сроки для разработки, утверждения и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Бездействие ОАО «РЖД» является недопустимым, поскольку возникает угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры.
Указывает, что в силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником транспортных средств, обязано обеспечить транспортную безопасность транспортных средств, то есть реализовывать определенную систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые направлены на защиту от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Учитывая, что нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности затрагивают права и законные интересы круга лиц, определить который не представляется возможным, Ростовский транспортный прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, первоначально истец просил суд в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ направить настоящий иск для рассмотрения по месту нахождения большинства доказательств - по месту расположения Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» в Железнодорожный районный суд <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, 344116.
Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция Моторвагонного подвижного состава, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства о транспортной безопасности.
Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция Моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <адрес>, пл. Привокзальная, 1/2, 344001, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, а именно разработать Планы ОТБ ОТИ - транспортных средств - электропоездов переменного тока серии ЭД-9МК (28 единиц), переменного тока серии ЭД9М (118 единиц), переменного тока серии ЭД9Э (17 единиц), рельсовых автобусов серии РА-1 (5 единиц) и РА-2 (21 единица) в соответствии с требованиями действующего законодательства, направить их на утверждение в Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также реализовать утвержденные Планы ОТБ ТС.
Определением Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску Ростовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований транспортной безопасности передано на рассмотрение в Железнодорожный районный суд <адрес>.
С учетом того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что на балансе Моторвагонного депо Ростов - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделение Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся следующие транспортные средства: ЭД9МК - 12 вагонов; ЭД9М - 26 вагонов; ЭД9Э - 12 вагонов; ЭПЗД - 74 вагонов; РА-1 - 5 вагонов; РА-2 - 24 вагонов, что заявление Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №/ДСП Федеральным агентом железнодорожного транспорта рассмотрено и по результатам рассмотрения принято решение об отказе в утверждении Планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта, что подтверждается информацией Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № УТБ-6/382-ИС, истец уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в связи с чем, в окончательной их редакции просит суд признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция Моторвагонного подвижного состава, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства о транспортной безопасности.
Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, структурным подразделением которого является Северо-Кавказская дирекция Моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД», в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности, а именно разработать Планы ОТБ ОТИ - транспортных средств - электропоездов переменного тока серии ЭД-9МК (12 единиц), переменного тока серии ЭД9М (26 единиц), переменного тока серии -ЭД9Э (12 единиц), рельсовых автобусов серии РА-1 (5 единиц) и РА-2 (24 единицы), вагонов электропоезда переменного тока ЭПЗД (74 единицы) в соответствии с требованиями действующего законодательства, направить их на утверждение в Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также реализовать утвержденные Планы ОТБ ТС.
Представитель истца и.о. заместителя транспортного прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала уточненные требования и дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в лице представителя по доверенности ФИО4, с иском не согласился, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве на исковое заявление, просил суд в иске отказать.
Представитель третьего лица Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта ФИО5, действующая по доверенности, оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и исследовав материалы и обстоятельства дела,оценивих, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 данного ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.4Федерального Закона Российской Федерации «Отранспортнойбезопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечениетранспортнойбезопасностикоторых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Подобеспечениемтранспортнойбезопасностив соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сферетранспортногокомплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себяжелезнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы,железнодорожныеи автобусныестанции, метрополитены, морские торговые, рыбные,специализированныеи речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно п. 10 ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры итранспортныхсредствот актов незаконного вмешательства.
К объектамтранспортнойинфраструктуры в силу п. 5 ст.1Федерального Закона Российской Федерации «Отранспортнойбезопасности» относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовыесредства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движениемтранспортныхсредств, а также иные, обеспечивающие функционирование транспортногокомплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.
Судом установлено, что во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности в Моторвагонном депо Ростов - структурном подразделении Северо-Кавказкой дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, в ходе которой было установлено, что на ряд транспортных средств, находящихся на балансе Депо, до настоящего момента Планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (Планы ОТБ ТС), после проведения дополнительной оценки уязвимости транспортных средств, не разработаны, не утверждены и не реализованы.
В связи с отсутствием утвержденных Планов ОТБ ОТИ - вышеуказанных транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой руководителю Депо внесено представление, которое рассмотрено, представлена информация о принятии мер к устранению выявленных нарушений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования пообеспечениютранспортнойбезопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровнибезопасностидля различных категорий объектовтранспортнойинфраструктуры итранспортныхсредствжелезнодорожноготранспорта, которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 Требований установлено, что настоящий документ устанавливает требования пообеспечениютранспортнойбезопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровнибезопасностидля различных категорий объектовтранспортнойинфраструктурыжелезнодорожноготранспортаитранс-портныхсредствжелезнодорожноготранспорта.
В соответствии с п. 5 Требований, субъектытранспортнойинфраструктуры вцеляхобеспечениятранспортнойбезопасностиобъектовтранспортнойинфраструктуры, а также субъектытранспортнойинфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры итранспортныхсредствобеспечитьпроведение оценки уязвимости объектатранспортнойинфраструктуры (транспортногосредства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожноготранспортав установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожноготранспортав информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объектутранспортнойинфраструктуры (транспортномусредству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектатранспортнойинфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектатранспортнойинфраструктуры (транспортногосредства)разработатьи представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объектатранспортнойинфраструктуры (транспортногосредства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектатранспортнойинфраструктуры (транспортногосредства).
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектовтранспортнойинфраструктуры итранспортныхсредств.
В соответствии с п. 2 Порядка, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектовтранспортнойинфраструктуры итранспортныхсредств.
Как следует из материалов дела на балансе Моторвагонного депо Ростов - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделение Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся следующие транспортные средства: ЭД9МК - 12 вагонов; ЭД9М - 26 вагонов; ЭД9Э - 12 вагонов; ЭПЗД - 74 вагонов; РА-1 - 5 вагонов; РА-2 - 24 вагонов.
Также установлено, что заявление Северо-Кавказской дирекции моторвагонного подвижного состава от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №/ДСП Федеральным агентом железнодорожного транспорта рассмотрено. По результатам рассмотрения принято решение об отказе в утверждении Планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта в связи с несоответствием содержания планов требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Установленным нормативными правовыми актами, что подтверждается информацией Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № УТБ-6/Д/382-ис.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании действий ОАО «РЖД» незаконными и обязании устранить нарушение требований законодательства.
Истец просит установить срок устранения нарушений требований федерального законодательства о транспортной безопасности исполнения обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст.206 ГПК РФпри принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу требований статьи13 ГПК РФоб обязательности судебных постановлений, статьи210 ГПК РФоб исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
С учетом характера нарушений, а также объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства отранспортнойбезопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования. Кроме того, суд полагает, что установление данного срока для исполнения решенияобеспечитсоблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту.
Согласно ст.103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ «░░░», ░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░-9░░ (12 ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░9░ (26 ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ -░░9░ (12 ░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░-1 (5 ░░░░░░) ░ ░░-2 (24 ░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ (74 ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.