№2- 529/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Волковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова В. А. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о предоставлении жилого помещения,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МВД по РК № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. Выслуга лет в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении <данные изъяты>. Истец является ветераном боевых действий (Афганистан, Чеченская Республика). Решением жилищной комиссии МВД по РК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете нуждающихся в жилом помещении под порядковым номером 33 в общей очереди и под номером 2 в льготной очереди по месту нахождения органа исполнительной власти (т.е. в г.Петрозаводске), в котором истец проходил службу. На момент постановки на учет нуждающихся в жилом помещении и в настоящий момент семья истца в составе четырех человек зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 2016 году истец обратился в МВД по РК с заявлением о предоставлении жилого помещения, поскольку еще 23 года назад состоял в льготной очереди на получение жилья, при этом сотрудники МВД по РК, уволенные значительно позже и позже вставшие на учет нуждающихся, уже получили квартиры. Ответом начальника тыла МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что льготная очередь отсутствует, в общей очереди истец состоит под номером 30. При этом, в 2016 году была введена в эксплуатацию первая 54-квартирная секция дома по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ вводится в эксплуатацию вторая секция дома. Истец просит суд обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г.Петрозаводска по договору социального найма по норме предоставления из расчета состава семьи, включая ФИО10, ФИО11, ФИО12, в построенном жилом доме по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру Шлыков Н.М. исковые требования поддержали в полном объеме. Указали, что в силу ранее действовавшего жилищного законодательства у истца имеется право на предоставление жилого помещения не только по месту жительства, а также и по месту прохождения службы, т.е. в г.Петрозаводске. По месту жительства истца ответчиком строительство жилья не велось и не ведется, в связи с чем, у истца отсутствует перспектива вообще когда-либо реализовать свое право, при этом, он является участником боевых действий и, соответственно, обладает правом на первоочередное получение жилья.
Представители ответчика по доверенности Леонтьев С.А. и Сергачева Е.К. в судебных заседаниях исковые требования не признали, поддержали представленный в материалы дела отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик факт постановки истца и его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не оспаривает, однако полагает, что жилое помещение истцу на состав семьи должно быть предоставлено по месту его жительства в д<адрес>. Также указали, что льготная очередь в настоящее время отсутствует, в общей очереди у истца номер №. О лице, которое в льготной очереди стояло до истца под номером 1 сведений не имеется. Строительство жилья по месту жительства истца ответчиком не ведется, в настоящее время оформляется право собственности Российской Федерации и право оперативного управления МВД по Республике Карелия на жилые помещения в построенном доме по адресу: <адрес>, однако право у истца на получение жилья в г.Петрозаводске отсутствует.
Третьи лица в судебном заседании не участвовали, представили заявления, в котором просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержали.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МВД по РК № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ст.19 п.«з» (по ограниченному состоянию здоровья) в соответствии с Законом РФ «О милиции». Выслуга лет в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> (справка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Тихонов В.А. и члены его семьи - ФИО10, ФИО11, ФИО12 состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Прионежский район, <адрес> Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33 учетного дела истца).
Согласно учетному делу Тихонова В.А. рапорт о постановке на учет в очередь на получение жилплощади, в том числе в порядке льгот, предоставленных участнику боевых действий в Афганистане (удостоверение серии №) подано истцом председателю жилищно-бытовой комиссии МВД Карелии ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, семья истца в составе четырех человек состоит на жилищном учете в МВД по РК с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № порядковый номер общей очереди истца - 33, льготной - 2.
Между тем, письмом МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № истцу сообщено, что он и его семья из четырех человек состоят на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер истца в очереди – 30. Льготной очереди на улучшение жилищных условий законодательством не предусмотрено, в МВД по РК указанная очередь отсутствует. Распределение жилых помещений в строящемся многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> будет осуществляться среди очередников Петрозаводского гарнизона после завершения строительства и ввода данного объекта в эксплуатацию. Согласно письму МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № в 2015 году была введена в эксплуатацию первая 54 квартирная секция указанного дома, в 4 квартале 2016 года планируется окончание строительства 2 секции указанного дома, предназначенного для постоянного проживания лиц, находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как указала сторона ответчика по месту жительства истца строительство жилых помещений ответчиком не ведется, а права на получение жилья в г.Петрозаводске истец не имеет. Между тем, суд принимает во внимание следующее.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №247-ФЗ).
Нормами Федерального закона №247-ФЗ предусмотрено предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность (ч.1 ст.6).
Тем сотрудникам, гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с частью 1 этой статьи имеют право на получение жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, по их желанию может быть взамен предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (ч.3 ст.6).
Истец поставлен МВД Карелии на жилищный учет в 1993 году по месту прохождения службы.
В соответствии со ст.30 ЖК РСФСР в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства и по месту работы. Наравне с нуждающимися в улучшении жилищных условий гражданами, работающими на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства, принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Поскольку по ранее действующему жилищному законодательству учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся и по месту работы (службы), то граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма по месту работы (службы), сохраняют право состоять на данном учете.
В целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Постановлением Совета Министров Карельской АССР, Карельского областного совета профсоюзов от 4 апреля 1988 года №83был утвержден Порядок и Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Карельской АССР.
Согласно п. 10 Правил учета граждан учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения (п.20).
Аналогичные положения предусмотрены Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2003 №132-П «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договору найма в Республике Карелия».
Приказом МВД России от 24.05.2003 №345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
В соответствии с п.2. Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г.Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения (п.3 Положения).
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Из п.9 Положения следует, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел осуществляется после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел. Поступившая в орган внутренних дел жилая площадь распределяется между входящими в его состав подразделениями решениями комиссии органа пропорционально количеству очередников, подлежащих обеспечению жильем с учетом сроков постановки на учет (п.10).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что по действующему до вступления в силу Жилищного кодекса РФ законодательству истец имел право на предоставление жилого помещения по месту службы в г.Петрозаводске. Данное право им не утрачено в силу положений Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В силу изложенного довод ответчика о том, что истец и члены его семьи подлежат обеспечению жилым помещением только по месту жительства в <адрес> является несостоятельным. Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не отрицалось, что МВД по РК не планируется строительство жилых помещений в <адрес>, в связи с чем истец не сможет реализовать свое законное право на жилье, возникшее еще в 1993 году. Единственным способом защиты данного права является предоставление жилого помещения по месту прохождения истцом службы.
Кроме того, истец является ветераном боевых действий и имеет льготы, предусмотренные п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Подпункт 3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 01.01.2015) связывает предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении до 1 января 2005 года.
Эта же норма в редакции Федерального закона от 29.12.2004 №199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» закрепляют как право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации.
Следовательно, законодатель определил, что право на первоочередное получение жилья имеют те граждане, которые на 1 января 2005 года уже имели статус ветерана боевых действий и были поставлены на учет как нуждающиеся в жилых помещениях.
Из этих лиц должен составляться отдельный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, а единственным критерием в определении очередности среди граждан этой категории является дата принятия решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из материалов дела, такая льготная очередь в МВД по РК велась, истец находился в ней под номером 2, впоследствии указанная очередь была ликвидирована в нарушение принципа сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся до получения жилого помещения.
Установлено, что истец получил статус ветерана боевых действий ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления Жилищного кодекса РФ в законную силу. Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой из учетного дела истца, выданной Военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Тихонов В.А. принимал участие в боевых действиях на территории ДРА (Афганистан). На основании Закона РФ «О ветеранах» имеет право на льготы, предусмотренные п.1 ст.16. (Основание – свидетельство серии №). Также право истца на получение льгот по п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» подтверждается удостоверением серии №, выданным истцу МВД РК ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ст.36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР.
В силу ст. 33 ЖК РСФСР, п.15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РФ, учет граждан осуществляется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки, включаются граждане, имеющие право на первоочередное улучшение жилищных условий.
В силу установленных обстоятельств, названых норм, отсутствия у ответчика отдельного списка лиц, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что истец вправе претендовать на первоочередное предоставление жилого помещения, поскольку в отношении него государство приняло на себя обязательство по обеспечению его жильем в приоритетном порядке.
Поскольку в настоящее время у ответчика отсутствуют жилые помещения, как пояснила сторона ответчика при вступлении в законную силу решения суда исполнить его будет возможно только при предоставлении отсрочки, с учетом мнения стороны истца суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда– в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
При этом исковые требования подлежат удовлетворению частично, поскольку действующее законодательство не связывает и не предусматривает право на предоставлениежилого помещенияс конкретным объектом. В связи с чем оснований для удовлетворения иска в отношении жилого <адрес> не имеется.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Карелия предоставить Тихонову В. А. на состав семьи из четырех человек отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям по благоустройству, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2017.