РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2015 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Аникиной О.Г.,
при секретаре - Пилипенко Т.В.,
с участием заявителя Зайцева А.В., его представителя - адвоката Мухина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении гарнизонного военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Зайцева <данные изъяты> об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с отказом в предоставлении единого жилого помещения,
установил:
Зайцев А.В. проходит военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес> края. Ввиду предстоящего увольнения с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями он с составом семьи в количестве 4-х человек, включая ребенка-инвалида, <данные изъяты> года рождения, с 7 мая 2011 года состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному при увольнении месту жительства в г.Москве.
28 ноября 2014 года, отказавшись от распределенных ему 17 ноября 2014 года жилых помещений в виде двух отдельных двухкомнатных квартир, расположенных в г.Москве, Зайцев А.В. письменно обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ с жалобой, в которой выразил своё согласие на получение одной из девяти 4-х комнатных квартир, находящихся по конкретным адресам, с указанием не предлагать другие варианты.
В письме Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 22 декабря 2014 года № 194/9/38362 до Зайцева А.В. доведено о распределении ему 16 декабря 2014 года жилых помещений в виде двух отдельных двухкомнатных квартир в г.Москве, месте заключения договора социального найма, а также разъяснено о незаконности подобных требований военнослужащих, не обоснованных нормами федерального законодательства.
От распределенных 16 декабря 2014 года жилых помещений Зайцев А.В. 14 января 2015 года отказался и, полагая свои права нарушенными, обратился в военный суд с заявлением, в котором, излагая своё толкование обстоятельств дела и проводя анализ норм Жилищного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, Списка болезней, дающих лицам, страдающим ими, право пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденного Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года № 15, касающихся обеспечения жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов, просил признать незаконным и отменить решение Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 22 декабря 2014 года № 194/9/38362, связанное с отказом в предоставлении единого жилого помещения ему и членам его семьи по установленным нормам, и обязать названный Департамент обеспечить его и членов семьи жильем - одной квартирой по избранному месту жительства в г.Москве с учетом положенных норм, а также учитывая интересы его несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Кроме того, заявитель просил суд возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд, в размере 300 рублей.
В судебном заседании Зайцев А.В., подтвердив основания и требования рассматриваемого судом заявления, указал, что должностные лица Департамента жилищного обеспечения МО РФ должны были распределить его семье, имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не две отдельных квартиры, а единое жилое помещение с дополнительной (отдельной) комнатой на одном из нижних этажей дома, вблизи от лечебных учреждений, специальных школ и станции метро, в чём ему в письме от 22 декабря 2014 года № 194/9/38362 было отказано.
Представитель заявителя Мухин В.В. поддержал в судебном заседании требования Зайцева А.В.
Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ, а также привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика Министр обороны РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении дела не заявили, представитель руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ФИО1 просила о рассмотрении дела без её участия, что не препятствует военному суду на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ рассмотреть дело без участия названных должностных лиц.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит требования Зайцева А.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов гражданского дела, Зайцев А.В., проходящий военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес> края, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, подлежит увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
7 мая 2011 года он обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному при увольнении месту жительства, и дальнейшем выделении ему, на основании п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распределенного жилого помещения в собственность.
С этой же даты Зайцев А.В. с составом семьи 4 человека состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному при увольнении месту жительства в г.Москве, с правом на дополнительную площадь ввиду наличия в семье ребенка-инвалида, <данные изъяты> года рождения.
Согласно извещению начальника Федерального казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 308293 от 17 ноября 2014 года, заявителю на состав семьи в количестве 4-х человек с нормой предоставления жилого помещения до 99 кв. метров распределены (с учетом права на дополнительную площадь) жилые помещения в виде двух отдельных двухкомнатных квартир <адрес>, на 4 этаже, общей площадью 110,6 кв.метров, с превышением на 11,6 кв.м. общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, с предложением компенсировать затраты Федерального бюджета за указанное превышение, в размере 856080 рублей.
Как следует из корешка № 2 к данному извещению, 28 ноября 2014 года Зайцев А.В. от распределенных жилых помещений отказался, мотивируя отказ незаконным начислением доплаты и ссылаясь на ч.2 ст.58 ЖК РФ и постановление Правительства РФ № 901 - 2006 года.
28 ноября 2014 года Зайцев А.В. письменно обратился в Департамент жилищного обеспечения МО РФ с жалобой, в которой, указывая о наличии в его семье ребенка-инвалида, выразил своё согласие на получение единого жилого помещения - одной из 4-х комнатных квартир, расположенных в <адрес>.
При этом заявитель однозначно указал не предлагать ему другие варианты.
В соответствии с извещением начальника Федерального казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 312076 от 16 декабря 2014 года, заявителю на тот же состав семьи с той же нормой предоставления жилого помещения распределены (с учетом права на дополнительную площадь) жилые помещения в виде двух отдельных двухкомнатных квартир <адрес>, на 13 и 14 этажах, общей площадью 109,8 кв.метров, с превышением на 10,8 кв.м. общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, с предложением компенсировать затраты Федерального бюджета за указанное превышение, в размере 797040 рублей.
Из корешка № 2 к этому извещению видно, что 14 января 2015 года Зайцев А.В. от распределенных жилых помещений отказался, мотивируя отказ невозможностью объединить квартиры, незаконным начислением доплаты и ссылаясь на ч.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст.54 Семейного кодекса РФ.
В письме Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 22 декабря 2014 года № 194/9/38362 до Зайцева А.В. доведено о распределении ему названных жилых помещений, месте заключения договора социального найма, а также разъяснены положения п.5 Порядка принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2011 года № 1850, согласно которому требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные на нормах федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим, к категории которых относится Зайцев А.В., при увольнении с военной службы предоставлено право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления жилого помещения и право на получение жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства и соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 54 Семейного кодекса РФ определяет право каждого ребенка на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В силу ч.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно требованиям названного пункта, перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.
Аналогичные положения содержит и ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, право на дополнительную жилую площадь в связи с наличием в семье ребенка-инвалида за Зайцевым А.В. признано.
Согласно п.п. 3 и 7 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется в том числе, по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении, и при предоставлении жилого помещения таким семьям учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).
Таким образом, действующее жилищное законодательство предоставляет семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы при обеспечении их жилыми помещениями.
Однако, с целью учета интересов детей-инвалидов положения п.4 названных выше Правил предусматривают представление не только копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, справок учреждений здравоохранения, но и копии индивидуальной программы реабилитации инвалида, представляющей собой, в силу ст.11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Вместе с тем, данных о направлении в уполномоченный орган копии индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также документов, свидетельствующих о приближении жилого помещения к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п., заявителем представлено не было.
Право же выбора увольняемым военнослужащим по своему усмотрению жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат действующее законодательство, касающееся как обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, жилыми помещениями, так и обеспечения жилыми помещениями семей, имеющим детей-инвалидов, не содержит.
Ссылку Зайцева А.В. на Список болезней, дающих лицам, страдающим ими, право пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденный Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года № 15, в обоснование требований о предоставлении его семье одного жилого помещения с дополнительной (отдельной) комнатой, суд полагает несостоятельной, поскольку согласно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку, как было указано выше, в силу требований Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, перечень соответствующих заболеваний, при наличии которых гражданину может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, устанавливается Правительством Российской Федерации, то и с 1 марта 2005 года правовым актом, в соответствии с которым граждане, принятые на жилищный учет после названной даты, получают право на дополнительную площадь, может быть только акт, принятый в установленном порядке Правительством РФ, а не совместный Циркуляр НКВД РСФСР и Наркомздрава РСФСР.
К тому же Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, был утвержден еще постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 214 и утратил силу в связи с изданием Правительством РФ постановления от 21 декабря 2004 года №817, утвердившего Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
При этом, заболевания, включенные Список болезней, утвержденный Циркуляром, в целом имеются и в приведенных постановлениях Правительства РФ.
Согласно п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, при несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № 2 к извещению о распределении жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, данным правом Зайцев А.В. воспользовался.
Свидетель ФИО2 - главный документовед территориального отделения г.Уссурийск Федерального казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, в судебном заседании показала, что отказ Зайцева А.В. от распределенных ему 17 ноября и 16 декабря 2014 года жилых помещений необоснованным признан не был, и, соответственно, в категорию военнослужащих, которым на основании п.19 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляется жилищная субсидия в связи с отказом от предложенного жилого помещения по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, Зайцев А.В. не переведен.
Указанные ФИО2 обстоятельства подтверждаются исследованными сообщением начальника территориального отделения г.Уссурийск Федерального казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от 11 февраля 2015 года, исх.№ 14-11/261, а также копией страницы базы данных, предоставленной тем же территориальным отделением, согласно которым Зайцев А.В. с составом семьи 4 человека продолжает состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному при увольнении месту жительства в г.Москве, имеет, на основании постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, право на дополнительную площадь, а, следовательно, за заявителем до настоящего времени сохраняется право на получение жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства и соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.255 и ч.1 ст.258 ГПК РФ обоснованным может быть признано только такое заявление гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, которыми нарушены его права и свободы, либо ему созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Зайцевым А.В.,на котором, в силу требований ст.6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», лежит обязанность доказать факт нарушения своих прав и свобод, не представлено доказательств нарушения должностным лицом его прав, связанных с отказом в предоставлении ему и членам его семьи единого жилого помещения (квартиры) по установленным нормам.
Не распределение заявителю жилого помещения в конкретном указанном им месте, доме, по конкретному адресу, в силу вышеизложенного, не может расцениваться как нарушение его прав и свобод.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, исходя из содержания вышеуказанных норм материального права и фактических обстоятельств дела, суд полагает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы заявителя по оплате государственной пошлины при подаче заявления в суд, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении заявления Зайцева <данные изъяты> об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с отказом в предоставлении единого жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 20 февраля 2015 года.
Председательствующий