Дело № 2-923/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,
при секретаре Новиковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском
Кемеровской области 24 октября 2012 года
гражданское дело по иску Глебовой <данные изъяты> к Печериной <данные изъяты>, Лихачевой <данные изъяты>, Администрации Березовского городского округа о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Глебова В.Н. обратилась в суд с иском к Печериной Т.Г., Лихачевой И.Г., Администрации Березовского городского округа о признании за ней права собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж, ФИО1.
Наследниками первой очереди после смерти мужа является она и дети, Печерина <данные изъяты> и Лихачева <данные изъяты>, которые отказались от принятия своей части наследства в ее пользу.
Она частично приняла наследство, оставшееся после смерти мужа, в виде гаража, расположенного в районе <данные изъяты>, бокс <данные изъяты> и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Помимо перечисленного имущества после смерти мужа остался также жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Указанный дом принадлежал мужу на основании выписки из решения № от ДД.ММ.ГГГГ, договора бессрочного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный нотариусом <адрес> ФИО6.
Согласно решению № ее мужу был выделен земельный участок под строительство одноэтажного каменного дома с мансардой, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Фактически мужем был построен <данные изъяты> дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м.
В <данные изъяты> года с документами, необходимыми для оформления указанного дома, она обратилась к нотариусу. Однако после правовой экспертизы документов, нотариус рекомендовал ей обратиться с исковым заявлением в суд, поскольку надлежащим образом правоустанавливающие документы на дом не оформлены.
В судебном заседании истица и ее представитель по соглашению Севрюкова Е.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Ответчица Печерина Т.Г. исковые требования признала, обстоятельства дела не оспаривает, пояснила, что истица – ее мать, ФИО1 - отец. Она отказалась от наследства в пользу матери, сестра Лихачева И.Г. также отказалась от наследства в пользу матери. Кроме ее и сестры, других детей у отца нет. Наследство, оставшееся после смерти отца, это: дом и земля по <адрес>, гараж в районе напорного коллектора. Жилой дом по <адрес> - <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты>.м. с надворными постройками.
Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Меженин Т.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признал.
Ответчица Лихачева И.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласилась.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно абзацам 1, 2 п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу абз.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
В соответствии с п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании п.1 ст.1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации
Из п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Пунктом 36 данного Постановления предусмотрено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Судом установлено, что Глебова <данные изъяты> и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют двоих дочерей, Печерину Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Лихачеву И.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что следует из пояснений истицы, ответчицы, свидетельства о регистрации брака.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отведен земельный участок площадью <данные изъяты> м.кв. по <адрес> под строительство одноквартирного каменного дома с мансардой, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке по ул. <адрес>ю <данные изъяты> кв.м., который зарегистрирован нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, БТИ <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ Согласно данному договору ФИО1 обязался построить на указанном земельном участке одноэтажный каменный дом полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.
В <данные изъяты> г. ФИО1 возведен двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с надворными постройками, его право собственности было зарегистрировано в БТИ <адрес>, что подтверждается пояснениями истицы, ответчицы, техническим паспортом на жилой дом, справкой филиала № БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым №, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
После его смерти наследниками первой очереди по закону являются: его супруга Глебова В.Н., дочери Печерина Т.Г. и Лихачева И.Г.
Истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти супруга ФИО1
Дочери Печерина Т.Г. и Лихачева И.Г. отказались от наследства после смерти отца по всем основаниям, что следует из их заявлений в нотариальную контору.
Глебовой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону как наследнику имущества ФИО1 на вклады и проценты по ним на счетах в Сбербанке России, гараж, расположенный по адресу: <адрес>, район <данные изъяты>, бокс №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд считает установленным, что Глебова В.Н. приняла наследство, открывшееся после смерти ее мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, поскольку принятие части наследственного имущества означает принятие всего наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Глебова В.Н. настаивает на признании за ней права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, который принадлежит ей по праву собственности в порядке наследования после смерти супруга, поскольку жилой дом был выстроен мужем и зарегистрирован на праве собственности в БТИ.
Исходя из анализа вышеуказанных доказательств, суд пришел к выводу о том, что после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором умерший проживал, то есть владел и пользовался, вплоть до своей смерти вместе со своей супругой Глебовой В.Н., зарегистрировав право собственности на дом согласно типовому договору о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ на одноэтажный каменный дом полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., хотя фактически выстроил двухэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с надворными постройками.
Данные обстоятельства препятствуют оформлению права собственности на жилой дом истице, поскольку имеются противоречия в документах на дом в этажности и площади.
Наследником по закону первой очереди после смерти ФИО1 являются его жена Глебова В.Н., которая проживает в настоящее время в доме, дети Печерина Т.Г. и Лихачева И.Г.
Дочери Печерина Т.Г. и Лихачева И.Г. отказались от всех прав на наследственное имущество после смерти отца, о чем ими поданы заявления в нотариальную контору, это подтвердила в судебном заседании Печерина Т.Г., которая просит признать право собственности на дом за матерью.
Как следует из технического паспорта, жилой дом по <адрес> двухэтажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с надворными постройками.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в силу ст. 218, 1152 ГК РФ за Глебовой В.Н. должно быть признано право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, поскольку фактически жилой дом и надворные постройки возведены ее супругом, приняты в эксплуатацию в имеющемся виде, о чем свидетельствует регистрация в БТИ <адрес> права собственности на дом за ФИО1 Истица оставшееся после смерти супруга наследство приняла надлежащим образом.
Признание права собственности необходимо истице для оформления наследства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.10.2012 ░░░░.