Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-44/2018 ~ М-18/2018 от 22.01.2018

Дело № 2а-44/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Белый Яр 07 февраля 2018 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе судьи Хаматнуровой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Томской области к Ларионовой Елене Вячеславовне о взыскании пени по страховым взносам в размере 5710,06 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Томской области (далее – МИФНС № 1, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ларионовой Елене Вячеславовне (далее – Ларионова Е.В., административный ответчик) о взыскании пени по страховым взносам в размере 5710,06 рублей, в том числе: 3552,95 рублей -пени на финансирование страховой пенсии, 1369,22 рублей -пени на финансирование накопительной пенсии, 787,89 рублей -пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В административном исковом заявлении указано, что с 01.01.2017 года в силу Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016 за Межрайонной ИФНС России по Томской области № 1 закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Ларионова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В связи с неуплатой своевременно пени по страховым взносам 14.11.2016 г. территориальным отделением Пенсионного фонда РФ Ларионовой Е.В. было выставлено требование об уплате задолженности по страховым взносам, пени со сроком исполнения до 02.12.2016. Информация о принятии дальнейших мер по принудительному взысканию на основании выставленного требования, а также комплекс мер по взысканию задолженности, предпринятые Пенсионным фондом в отношении Ларионовой Е.В., в налоговый орган не передавались. В настоящее время налоговым органом утрачена возможность взыскания данной недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания, предусмотренного ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Поскольку задолженность образовалась до 01.01.2017 года, и документы, подтверждающие принятие органом пенсионного обеспечения мер принудительного взыскания, переданы налоговому органу 22.11.2017 года, данное обстоятельство является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд. Просит восстановить пропущенный срок и взыскать задолженность.

В соответствии с п.3 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административный ответчик, получив копию административного иска и определение суда с предложением направить возражения против заявленного ходатайства, возражений в установленный срок в суд не представила.

Определением Верхнекетского районного суда Томской области от 06.02.2018 года административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (далее ФЗ № 243) с 01.01.2017 года полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам и пени, образовавшимся на 01.01.2017 г., осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.

Согласно ч.2 ст.4 ФЗ № 243 взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, до 01.01.2017 г. порядок начисления, предоставления отчетности и взыскания страховых взносов регулировался Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", (далее ФЗ № 212) а с 01.01.2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.6, абз. 2 ч.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Исходя из положений ч.1 ст.14 ФЗ № 212 (действующий на дату возникновения спорных правоотношений, утратил силу с 01.01.2017 г.), индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Судом установлено, что административный ответчик Ларионова Е.В. являлась индивидуальным предпринимателем и, соответственно, страхователем по обязательному пенсионному страхованию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 15.11.2017 г.

В силу ст.16 ФЗ № 212, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

На основании ст.18 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскивается недоимка по страховым взносам в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с частью 2 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Из имеющейся в материалах дела копии требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 14.11.2016 года, направленного ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе Томской области Ларионовой Е.В., следует, что суммы недоимки по страховым взносам, пени необходимо было уплатить в срок до 02.12.2016 года.

Как указывает административный истец, требования добровольно исполнены не были.

Пенсионным фондом РФ налоговому органу передана задолженность пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в отношении Ларионовой Е.В., дата передачи 21.11.2017 года.

В соответствии с п.1 и 2 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о их взыскании в пределах сумм, указанных в требовании об уплате, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Томской области обратилась в суд с административным иском 22.01.2018 года, то есть по истечении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени по страховым взносам.

Разрешая ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании, суд исходит из того, что отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока.

Административный истец утверждает, что органом пенсионного обеспечения не передавались в налоговую инспекцию сведения о принятии мер по принудительному взысканию с Ларионовой Е.В. на основании выставленного требования о взыскании пени по страховым взносам в сумме 5710,06 рублей, задолженность образовалась до 01.01.2017 г., документы в отношении Ларионовой Е.В. переданы в налоговый орган 22.11.2017г.

Перечисленные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются уважительной причиной, не носят объективного характера, не являлись независящими от органов пенсионного фонда, налогового органа, и находящимися вне их контроля. Налоговым органом не предприняты меры в той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась для соблюдения установленного порядка взыскания в судебном порядке пеней по страховым взносам с административного ответчика.

Страховые взносы, как и налоги, относятся к обязательным платежам. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Доказательств уважительности причины пропуска указанного срока, объективно препятствующих и не позволивших в течение шести месяцев подготовить и подать заявление в суд, представителем налогового органа не приведены, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании и отказом в восстановлении пропущенного срока, заявленные налоговым органом требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180,293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Томской области о взыскании с Ларионовой Елены Вячеславовны пени по страховым взносам в сумме 5710,06 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Верхнекетский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья (подпись) О.В. Хаматнурова

На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.

2а-44/2018 ~ М-18/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Томской области (ТОРМ г. Колпашево)
Ответчики
Ларионова Елена Вячеславовна
Суд
Верхнекетский районный суд Томской области
Судья
Хаматнурова О.В.
Дело на странице суда
verhneketsky--tms.sudrf.ru
22.01.2018Регистрация административного искового заявления
22.01.2018Передача материалов судье
23.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018Подготовка дела (собеседование)
06.02.2018Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
07.02.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
07.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2018Дело оформлено
23.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее