Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2017 года.
Дело № 2-515/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2017 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Храпове И.Н.,
с участием прокурора Станкевича А.В.,
представителя ответчика Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - Азамова А.С.
представителей ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС - Кондратенко Д.А., Дуркина О.Л.,
рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении,
установил:
первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (далее - Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС), Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее - Администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении.
В обоснование требований ссылается на то, что в ходе проведенной проверки в деятельности ответчиков выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении, а именно на объекте «№», расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в собственности МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и переданной на праве хозяйственного ведения Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС не обеспечивается своевременная, бесперебойная подготовка и подача топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Несоблюдение ответчиками требований законодательства о теплоснабжении влечет предоставление коммунальных услуг населению в части отопления и горячего водоснабжения ненадлежащего качества; нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, получающих коммунальные услуги в г. Нарьян-Маре.
Просит обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «№», расположенной по адресу: <адрес>, а именно: организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с. п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства Энергетики Российской Федерации №115 от 24.03.2003.
В судебном заседании прокурор Станкевич А.В. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Не возражал против установления срока исполнения решения суда при удовлетворении иска – в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Представитель ответчика Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Азамов А.С., представители ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС по доверенности Кондратенко Д.А., Дуркин О.Л. обоснованность требований иска по существу не оспаривали. Просили установить разумный срок исполнения решения при удовлетворении иска – в течение пяти лет с момента вступления решения суда в законную силу. Обращают внимание, что длительность сроков выполнения требований прокурора, указанных в иске, обусловлена необходимостью разработки проектной документации, соблюдения требований законодательства о закупках. Исполнение требований прокурора в иске вызывает по существу необходимость оборудования новой котельной, полной реконструкции объекта. Просят учесть, что Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС, которому имущество котельной передано на праве хозяйственного ведения, не наделено полномочиями по реконструкции и проектированию объектов капитального строительства.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2002 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе о теплоснабжении, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (статья 23.2 Закона).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых установок.
Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлены требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов по Цельсию на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (пункты 1.7, 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Судом установлено, что МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является собственником объекта «№», расположенной по адресу: <адрес>.
На основании постановления Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от ДД.ММ.ГГГГ № объект «№», расположенной по адресу: <адрес> передан на праве хозяйственного ведения Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС, право хозяйственного ведения предприятия на котельную зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании не оспаривалось, что одним из основных видов уставной деятельности Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС является удовлетворение потребности населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара (в обслуживании, реализации товаров, оказании услуг) по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что на объекте «№», расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемое оборудование топливного хозяйства не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков предусмотренной действующим законодательством обязанности организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в отношении объекта «№ расположенной по адресу: <адрес>. Доказательств исполнения данной обязанности ответчиками в материалах дела не имеется.
Вопреки доводов представителей ответчиков иск предъявлен к надлежащим ответчикам: Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в компетенцию которой входит решение вопросов местного значения городского округа по организации в границах городского округа теплоснабжения, водоснабжения населения, а также Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС, которому имущество котельной передано на праве хозяйственного ведения, и уставной деятельностью которого является удовлетворение потребности населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара (в обслуживании, реализации товаров, оказании услуг) по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.
Пунктом 2 статьи 295 ГК РФ установлен запрет на распоряжение без согласия собственника имущества недвижимым имуществом, переданным муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Из материалов дела следует, что предъявленный прокурором иск об устранении нарушений требований законодательства о теплоснабжении непосредственно связан с уставной деятельностью ответчика МУ ПОК и ТС.
В остальной части доводы ответчиков правового значения не имеют.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая заявленные требования, считает, что реально исполнить решение суда по вступлении его в законную силу невозможно, и полагает возможным установить ответчику срок исполнения решения.
При установлении ответчику срока для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, суд учитывая позицию прокурора, а также, количество и срок работ необходимых для исполнения возложенной обязанности, считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения – в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Предоставление большего срока для исполнения решения, по мнению суда является невозможным, поскольку установленные нарушения влекут предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, и могут повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, поскольку влияют на безопасность эксплуатации котельной.
Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении - удовлетворить.
Обязать Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «№», расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, а именно: организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в срок не позднее двух лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 150 рублей (Сто пятьдесят рублей) 00 копеек.
На решение суда лицами, участвующими в деле, могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Копия верна, судья В.В.Распопин