Дело № 12-212/2017
РЕШЕНИЕ
08 июня 2017 года г. Сокол
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Кротова М.Ю.,
рассмотрев жалобы Сокольского районного потребительского общества на постановления старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Сокольникова Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Сокольниковым Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ Сокольское районное потребительское общество (далее – Сокольское райпо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей 00 копеек за нарушение положений пунктов 5, 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункта 4 части 2, части 7 статьи 46 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; пунктов 4, 10, 12, 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 года № 835н, а именно нарушены требования по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся после начала рабочего дня (смены, рейса). Медосмотры не проводятся. В путевых листах за март 2017 года штамп медицинского работника, проводившего предрейсовый медосмотр, не соответствует обязательным требованиям, а именно, штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» - отсутствует. Нарушены требования к форме ведения журналов предрейсовых медосмотров. Неполное заполнение сведений о результатах предрейсовых, предсменных медосмотров. В журнале учета предрейсовых медосмотров водителей, отсутствуют: имя, отчество, пол, дата рождения водителя, расшифровка подписи медицинского работника, подпись водителя.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Сокольниковым Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ Сокольское райпо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей 00 копеек.
Согласно постановления, обществом допущено нарушение положений пунктов 4, 6, 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59; пунктов 2, 3, 6, 7, 12-14, 19-23, 31 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н; пунктов 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; пункта 2 статьи 24 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15; пункта 16.1 Приказа Минтранса РФ от 18.09,2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно не выполняются требовании о прохождении обязательных периодических медицинских осмотров. Периодические медицинские осмотры водителей транспортных средств, не проводятся. Поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам, отсутствуют. Отсутствуют заключения о проведении периодических медосмотров. Выявлены нарушения учета обязательных медосмотров водительского состава. Документальный учет предварительных медосмотров не ведется. Не ведется документальный учет периодических медосмотров. Анализ результатов обязательных медосмотров водительского состава не ведется. Отсутствуют документы, подтверждающие проведение анализа результатов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблении алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функции. Не выполняются требования о прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров. Предварительные медицинские осмотры в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, не проводятся. Отсутствуют заключения о проведении предварительны медосмотров. Нарушены требования по планированию мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок. В плане мероприятий по БДД на 2017 год отсутствуют мероприятия по обеспечению прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовке работников субъекта транспортной деятельности; обеспечению подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; проверке наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведению ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе. Нарушены требования по контролю соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе на подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. Проверки соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации) не проводятся. Нарушены требования по проведению анализа причин и условий, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности. Анализ причин и условий ДТП не проводится. Выявлены нарушения в порядке проведения и учета инструктажей водителей: отсутствуют в журнале инструктажей сведения (ФИО, должность) о лицах, проводившем и прошедшем инструктаж. Несоответствие водителя транспортного средства установленным профессиональным требованиям. Не подтверждено соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований. Лист собеседования с водителем отсутствует. Выявлены факты нарушения продолжительности рабочего времени водителей. При суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период превышает нормальное число рабочих часов. В путевых листах не отражены сведения о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Отсутствуют сведения о факте проведения контроля технического состояния транспортного средства. В путевых листах за март 2017 года отсутствуют сведения о месте проведения предрейсового технического контроля транспортных средств.
Представитель Сокольского райпо в жалобах, поданных в суд, выразил частичное согласие с выявленными нарушениями, указал, что Общество приступило к их устранению, ранее к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений не привлекалось. Сокольское райпо относится к субъектам среднего предпринимательства, в настоящее время находится в трудном финансовом положении. Просит суд отменить обжалуемые постановления и заменить административные наказания в виде штрафа на предупреждение.
Председатель совета Сокольского райпо Молев С.Л. в судебном заседании жалобы поддержал по доводам, изложенным в них, пояснил, что не согласен с некоторыми фактами правонарушений, в том числе по медицинским осмотрам, порядку заполнения журналов, медицинских осмотров работников. Указанные в постановлениях нарушения, такие отсутствие инициалов работника и другие, являются незначительными, какого-либо вреда не причинили. Общество находится в трудном материальном положении, размер назначенного административного штрафа является для общества значительным, в связи с чем, а также принимая во внимание, что Сокольское райпо является субъектом среднего предпринимательства, полагал возможным изменить назначенное административное наказание с административного штрафа на предупреждение.
Вио начальника Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Головяшкин Е.В. в представленном суду отзыве выразил несогласие с доводами жалоб, указал, что в действиях юридического лица имеется состав вмененных административных правонарушений; основания для применения статей 4.1.1 и 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку юридическое лицо не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области безопасности дорожного движения; порядок привлечения к административной ответственности соблюден; наказание назначено в пределах санкции соответствующих частей статьи 12.31.1 КоАП РФ; просил обжалуемые постановления оставить без изменения; слушать дело в отсутствие представителя Управления.
Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося должностного лица.
Судья, заслушав подателя жалобы, исследовав доводы жалобы и материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона РФ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 части 2 статьи 46 данного Закона предусмотрено, что видами медицинских осмотров являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Пунктами 5, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 установлено следующее.
При организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении № 2 к настоящему приказу.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.
Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается: проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей; контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы; прохождением инструктажа по безопасности перевозок.
Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств, проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъект транспортной деятельности в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязан организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей, осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр, обеспечивать документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций.
Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
Пунктами 2, 3, 4, 6, 7, 10, 12-14, 19-23, 31 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 года № 835н, определены цели проведения обязательных предварительных медицинских осмотров и обязанность работодателя организовать проведение предварительных и периодических осмотров работников.
Пунктами 4, 6, 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 предусмотрено, что профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет.
Пунктом 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 предусмотрено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно пункта 16.1 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов», дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Из материалов дела следует, что 21 апреля 2017 года по итогам плановой выездной проверки составлен акт, в котором указаны выявленные в деятельности Сокольского районного потребительского общества нарушения законодательства о безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; по указанным в акте нарушениям составлены протоколы об административных правонарушениях.
Факт совершения юридическим лицом административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами в их совокупности.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований законодательства о безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о виновности должностного лица.
Доводы жалоб на оспариваемые постановления сводятся к переоценке установленных обстоятельств и не опровергают виновности юридического лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений части 1 статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Учитывая характер совершенных юридическим лицом правонарушений, прихожу к выводу, что в совокупности они могут повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, поскольку связаны с безопасностью перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, обладают высокой степенью общественной опасности.
В связи с чем, оснований для назначения наказания в виде предупреждения не нахожу.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства допущены Сокольским райпо в результате бездействия, выявлены должностным лицом в результате одной проверки, проведенной государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении общества подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, Сокольское райпо, совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.
В связи с чем, оспариваемые постановления подлежат изменению в части назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановления старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Сокольникова Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сокольского районного потребительского общества изменить в части назначенного административного наказания.
Сокольскому районному потребительскому обществу за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В остальном постановления оставить без изменения, жалобы Сокольского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Ю. Кротова