Гражданское дело № 2-117/19
УИД 24RS0034-01-2018-000694-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 05 июня 2019 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Казанцевой Д.А.,
ответчика в лице председателя Первоманского сельского Совета депутатов <адрес> ФИО1, действующей на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №-р,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края в лице ФИО5, действующей на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №-р,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Первоманскому сельскому Совету депутатов Манского района Красноярского края, председателю Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края ФИО1 о признании незаконным решения выборного органа местного самоуправления об избрании руководителя данного органа власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Первоманскому сельскому Совету депутатов Манского района Красноярского края (далее - Совет депутатов), председателю Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края ФИО1 (далее - председатель Совета депутатов ФИО1) о признании незаконным решения выборного органа местного самоуправления об избрании руководителя данного органа власти.
Исковые требования ФИО2 аргументированы тем, что ФИО2 является депутатом Совета депутатов и ДД.ММ.ГГГГ состоялась первая (очередная) сессия депутатов Совета депутатов четвертого созыва, о чем составлен протокол собрания №, при этом по итогам указанной сессии муниципального правового акта в виде решения оформлено не было, в протоколе собрания № изложено примечание, согласно которому «после уточнения процедуры голосования в уставе Первоманского сельского совета, было установлено, что выборы председателя прошли с нарушением и признаны не легитимными, результаты по выборам (председателя, помощника) аннулируются, повторное голосование назначено на ДД.ММ.ГГГГ». ДД.ММ.ГГГГ состоялась внеочередная сессия депутатов Совета депутатов четвертого созыва, о чем составлен протокол собрания №, по итогам указанной сессии также составлен муниципальный правовой акт в виде решения №-р, согласно которому ФИО1 избрана председателем Совета депутатов. ФИО2 полагает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ №-р является незаконным, поскольку: 1) при проведении сессий депутатов Совета депутатов четвертого созыва ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что они открывались и велись старейшим по возрасту из участвующих в заседании сессии депутатов, протокольного решения в этой части Советом депутатов не принималось, при этом старейшим по возрасту из участвующих в заседании сессии депутатов являлась ФИО4; 2) вопреки правовым предписаниям ст. 4 Регламента по итогам первой сессии какого-либо решения Советом депутатов оформлено не было, а была создана новая комиссия по законности и правопорядку, без внесения изменений в структуру Совета депутатов, не избран председатель комиссии по социальным вопросам; 3) в нарушение ч. 10.2 ст.10, ч. 31.1 ст. 31 Регламента при выборе председателя Совета депутатов и его заместителя <данные изъяты> голосование не проводилось, счетная комиссия из числа депутатов не избиралась, форма бюллетеней не утверждалась и они не изготавливались, также не составлялось протокола о результатах <данные изъяты> голосования и не принималось постановления об утверждении протокола; 4) решение от ДД.ММ.ГГГГ №-р оформлено с нарушением требований изложенных в ст. ст. 2, 7, 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 4 Регламента, а именно в нем указан только председатель, но не указан заместитель председателя, при этом само решение от ДД.ММ.ГГГГ №-р подписано не уполномоченными на то лицами.
Основываясь на изложенном ФИО2 просит суд: «1) признать незаконным решение Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №- р «Об избрании на должность председателя Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края.»
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ привлечены: 1) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Первоманский сельсовет); 2) для дачи заключения прокурор Манского района Красноярского края.
Истец ФИО2, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направил, в связи с чем неявка указанного лица признается судом неуважительной, при этом суд также учитывает, что, вопреки вынесенному определению от ДД.ММ.ГГГГ, стороной истца не представлено ни доказательств выдвижения ФИО2 своей кандидатуры на должность председателя Совета депутатов, ни уточненного искового заявления с указанием на то, каким образом оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № р нарушает его права и законные интересы, возлагает на него, как на депутата Совета депутатов, необоснованные обязанности.
Ответчик председатель Совета депутатов ФИО1 в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями ФИО2, указала на то, что процедура ее избрания на должность председателя Совета депутатов не нарушена, положения Регламента соблюдены. ФИО2 в качестве кандидата на должность председателя Совета депутатов не заявлялся, ни ДД.ММ.ГГГГ, ни ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Первоманского сельсовета ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2, указала на то, что в нарушение требований ст. ст. 2, 3 ГПК РФ ФИО2 не уточнил заявленные исковые требования указание на то, каким образом оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № р нарушает его права и законные интересы, возлагает на него, как на депутата, необоснованные обязанности.
Представитель прокуратуры Манского района Красноярского, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направил, в связи с чем неявка указанного лица признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 167 ГПК РФ, проводит в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие судебном заседании.
Рассмотрев материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО2 исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Нормами ст. 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
ГПК РФ в ст. 2 законодателем обозначены задачи гражданского судопроизводства, которыми в том числе являются разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Положениями ст. ст. 3, 4, п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ регламентировано, что: 1) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; 2) суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов; 3) в исковом заявлении должны быть указаны: в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства
ГПК РФ в ст. 56 установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст. 34 установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Нормой ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов принято решение № которым утвержден Устав Первоманского сельсовета Манского района Красноярского края, принятого (далее - Устав), и согласно п. 7 ст. 20 порядок и организация работы Совета депутатов регулируются регламентом Совета, утверждаемым решением Совета.
Положениями ч. 2 ст. 21 Устава предусмотрено, что: 1) председатель Совета депутатов избирается из числа его депутатов на срок полномочий данного состава; 2) порядок избрания председателя определяется Регламентом Совета депутатов.
Положениями Регламента, который является приложением к решению Первоманского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в п. 4.3 ст. 4 предусмотрены формы работы Совета депутатов, которой в том числе является сессии Совета депутатов.
Регламентом в ст. 5 установлено, что сессии Совета депутатов подразделяются на очередные и внеочередные, при этом в соответствии с п. 5.1 Регламента: 1) первая сессия вновь избранного состава Совета депутатов созывается не позднее чем в десятидневный срок со дня объявления результатов выборов при условии избрания не менее двух третей от установленного числа Совета депутатов; 2) повестка дня первой сессии может включать только вопросы, связанные с избранием председателя Совета депутатов, его заместителя, формированием постоянных и временных комиссий Совета депутатов, решением иных организационных вопросов; 3) первая сессия до избрания председателя Совета депутатов открывается и ведется старейшим по возрасту из участвующих в заседании сессии депутатов.
Правилами п. 4.5 ст. 4 Регламента установлено, что решения Совета депутатов, в том числе нормативные и ненормативные правовые акты принимаются путем голосования, решением Совета депутатов также оформляется: избрание председателя Совета депутатов и его заместителя и освобождение их от должности; создание и упразднение постоянных комиссий Совета депутатов; утверждение персонального состава постоянных комиссий и внесение изменений в их состав; утверждение председателей постоянных комиссий и освобождение их от должности.
Регламентом в 7 установлен порядок проведения сессии, и в соответствии с п. 7.5 на сессии Совета депутатов ведется протокол сессии, в котором указывается: дата, место проведения, порядковый номер сессии; установленное число Совета депутатов и число депутатов, присутствующих на заседании; повестка дня сессии с указанием докладчика и содокладчиков; выступление докладчика по проекту решения; выступления депутатов и приглашенных по обсуждаемому вопросу; результаты голосования, при этом: 1) протокол сессии оформляется в 5-дневный срок; 2) протокол подписывает председатель Совета депутатов и ответственное лицо ведущее протокол.
Решения сессии Совета депутатов принимаются открытым, <данные изъяты> голосованием, а также поименным (ст. 10 Регламента).
Правилами ст. 31 Регламента определено, что председатель Совета депутатов избирается из числа его депутатов <данные изъяты> голосованием простым большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов.
ФИО2, как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ был избран депутатом Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края созыва (2018 г. по 2023 г.), что подтверждается его служебным удостоверением.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями о признании незаконным решения Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №- р «Об избрании на должность председателя Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края», однако, вопреки требованиями ст. ст. 2, 3, 56, п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, ФИО2 в данном исковом заявлении не указано, каким образом оспариваемое решение Совета депутатов нарушают его права и законные интересы, какие неблагоприятные последствия наступили для него после принятия указанного решения, при этом правом уточнить заявленные исковые требования в соответствии с определением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не воспользовался.
Советом депутатов на запрос суда представлены: протокол собрания № Первоманского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, протокола собрания № Первоманского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, а также повестки заседания от ДД.ММ.ГГГГ, повестки заседания от ДД.ММ.ГГГГ, однако из этих документов не следует, что ФИО2, являясь депутатом выборного муниципального органа, заявлялся на должность председателя Совета депутатов, а соответственно при таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ № р не нарушает права и законные интересы ФИО2 и не возлагает на него, как на депутата Совета депутатов, необоснованные обязанности, при этом, давая оценку представленным документам, суд учитывает и то, что и ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ при проведении сессий депутатами Совета депутатов большинством голосов были приняты решения об избрании ФИО1 на должность председателя указанного выборного органа местного самоуправления: 1) 05 голосов из 10 при голосовании ДД.ММ.ГГГГ (за второго кандидата ФИО4 проголосовало 04 депутата, 06 депутатов воздержалось); 2) 07 голосов из 10 при голосовании ДД.ММ.ГГГГ (ФИО1 была единственным кандидатом, заявившимся на указанную должность Совета депутатов).
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Первоманскому сельскому Совету депутатов Манского района Красноярского края, председателю Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края ФИО1 о признании незаконным решения Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №- р «Об избрании на должность председателя Первоманского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2019 г.
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов