Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-14372/2017 от 03.05.2017

Судья: Жукова С.С.          дело № 33-14372/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего судьи Глумовой Л.А.,

судей Кучинского Е.Н., Сметаниной Е.В.,

при секретаре Яворском Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2017 года апелляционную жалобу Гончаровой М. Д. на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Гончаровой М. Д. к Администрации городского округа Домодедово о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необоснованным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий,

заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н.,

объяснения Гончаровой М.Д. и ее представителя Ляпцева С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Гончарова М.Д. обратилась в суд с требованиями к Администрации городского округа Домодедово о признании отказа органа местного самоуправления в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны отселения (<данные изъяты>) в соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ 1244-1 от <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В зоне отселения проживала с <данные изъяты> по <данные изъяты>, имеет удостоверение получившей или перенесшей лучевую болезнь и другие заболевания связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полагая, что имеет льготы и компенсации предусмотренные действующим законодательством, <данные изъяты> обратилась в Администрацию городского округа Домодедово в соответствии со ст.ст.51, 52 ЖК РФ о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. <данные изъяты> ответчик отказал в постановке на учет, указав, что жилой дом, в котором зарегистрирована истица, имеет общую площадь 61,70 кв.м. на 6 человек, что превышает учетную норму в городском округе Домодедово 9 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи, а так же что истица проживает на территории <данные изъяты> с <данные изъяты>, что менее требуемых пяти лет.

В судебном заседании Гончарова М.Д. заявленные требования по изложенным основаниям поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации городского округа Домодедово Голошумова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснил, что истица статус добровольно выехавшей из места отселения не имеет, а кроме того, родилась в <данные изъяты> <данные изъяты>, то есть после <данные изъяты>, а следовательно право на получение мер социальной поддержки в настоящее время она не имеет, поскольку такое право возникнет у нее только после получения права выхода на пенсию.

Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований Гончаровой М.Д. отказано.

С решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> не согласилась Гончарова М.Д. и обжалует его в апелляционном порядке.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что Гончарова М.Д. постоянно с <данные изъяты> зарегистрирована и проживает в жилом <данные изъяты>, площадью 61,70 кв.м. В данном жилом помещении помимо истицы зарегистрированы шесть человек.

В соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (учетная норма площади жилого помещения в городском округе Домодедово составляет 9 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи).

Согласно закону <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилом фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные судом нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в <данные изъяты> не менее 5 лет.

Таким образом судом первой инстанции верно установлено, что жилой дом, в котором зарегистрирована истица, имеет общую площадью 61,70 кв.м. на шесть человек. <данные изъяты>ю жилого помещения на одного человека превышает учетную норму площади жилого помещения.

Кроме того, истица зарегистрирована в жилом доме, по выше указанному адресу лишь с <данные изъяты>, что менее требуемых пяти лет.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истицей не было представлено доказательств, достаточных для постановки ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статьям 13, 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, установлено, что граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <данные изъяты> N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

<данные изъяты> вступил в силу Федеральный закон от <данные изъяты> N 122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты>, было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от <данные изъяты> N 866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 675) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты>, получили право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 153, с последующими изменениями и дополнениями).

Что касается граждан, также относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после <данные изъяты>, то, согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ, для них предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Не получили они и статус участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы, 2011 - 2015 годы и 2015 – 2020 годы, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которым непосредственно не предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем.

Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, и приравненным к ним в этом отношении гражданам, сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <данные изъяты>.

Граждане же указанных категорий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после <данные изъяты> и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы и на 2015 -2020 годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Однако это не означает, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина и запросом Челябинского областного суда" пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до <данные изъяты> или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.

Учитывая вышеизложенное, удовлетворение исковых требований было возможно только при наличии доказательств признания истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановки на учет таких граждан в соответствии с Жилищным законодательством РФ.

Государственным заказчиком подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), которое обладает правом давать разъяснения по реализации вышеуказанных подпрограммы.

В соответствии с разъяснениями Минстроя от <данные изъяты>, законность которых подтверждается Конституционным судом Российской Федерации, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а так же родившемся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.

Законность установленной нормы проверялась в Конституционном суде Российской Федерации. По результатам проверки выпущено Определение Конституционного суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бобровой Л. М. на нарушение ее конституционных прав положениями пункта «и» части первой статьи 13 и статьи 22 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В данном определении положения статьи 22 Закона РФ трактуются исходя из того, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона <данные изъяты> РФ, гражданин приобретает при наличии у него права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой, исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, то есть после достижения пенсионного возраста с учетом проживания в указанных зонах.

В настоящее время Конституционный суд Российской Федерации своим определением от <данные изъяты> «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Николаевой А. М. на нарушение ее конституционных прав положением части второй статьи 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтвердил свою позицию изложенную ранее в Определение Конституционного суд» от <данные изъяты> указав, в п.2.2 определения Конституционного суда, что данная категория граждан, выезжая из зоны отселения на новое место жительства приобретает право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренного ст. 17, лишь при условии выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнена вследствие чернобыльской катастрофы.

Истец не относится к категории лиц, достигших пенсионного возраста.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции верно руководствовался: п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 13, ст. 22 и п. 7 ст. 17, Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от <данные изъяты>

По мнению судебной коллегии, при разрешении данного спора суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, с достаточной полнотой проверил доводы истца, приведенные в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, дал надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, по правилам ст. 67 ГПК РФ, и исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, правильно разрешил возникший спор.

С учетом изложенного, состоявшееся решение суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, а приведенные в апелляционной жалобе доводы - направленными на несогласие с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств, с которой судебная коллегия соглашается и оснований к иной оценке не имеет, данные доводы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене по существу правильного судебного решения, при этом, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-14372/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гончарова М.Д.
Ответчики
Администрация г/о Домодедово
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
15.05.2017[Гр.] Судебное заседание
19.05.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее