№ 2-1260/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Назаровой К.Г.,
с участием представителя истца по доверенности Горбатова К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Кузменко А.В., Сергеевой О.К., Захаровой М.А. , Кубинского Л.И., Лазарева С.Н. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на гаражи,
установил:
Кузменко А.В., Сергеева О.К., Захарова М.А., Кубинский Л.И., Лазарев С.Н. обратились в суд с исками к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на гаражные боксы.
Требования истцов мотивированы тем, что они являются членами ГК «Магистраль-25», в котором им предоставлены в пользование гаражные боксы: Кузменко А.В. – гаражный бокс № (литер Г5), общей площадью 19 кв.м, Кубинскому Л.И. – гаражный бокс № (литер Г4), общей площадью 18 кв.м, Захаровой М.А. – гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 17,7 кв.м, Сергеевой О.К. – гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 17,7 кв.м, Лазареву С.Н. – гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 18,5 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>». Гаражи построены на личные денежные средства. Задолженности по паевым и членским взносам не имеется. Гаражные боксы расположены на земельном участке площадью 6 292 кв.м, на котором зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГК «Магистраль-25». Государственная регистрация права на указанные объекты была приостановлена, поскольку отсутствует запись государственной регистрации прав за ГК «Магистраль-25», а также отсутствуют сведения о вводе в эксплуатацию данных объектов. На основании изложенного просят признать право собственности на гаражные боксы за Кузменко А.В. – на гаражный бокс № (литер Г5), общей площадью 19 кв.м, за Кубинским Л.И. – на гаражный бокс № (литер Г4), общей площадью 18 кв.м, за Захаровой М.А. – на гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 17,7 кв.м, за Сергеевой О.К. – на гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 17,7 кв.м, за Лазаревым С.Н. – на гаражный бокс № (литер Г 4), общей площадью 18,5 кв.м., расположенные в ГК «Магистраль-25» по адресу: <адрес>
Истцы Кузменко А.В., Сергеева О.К., Захарова М.А., Кубинский Л.И., Лазарев С.Н.., представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов», представители третьих лиц Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г. Саратова, ГК «Магистраль-25», МУП «Водосток», ПАО «Т-Плюс», ЗАО «СПГЭС», ОАО «Электротерм-93» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель истца по доверенности Горбатов К.Ю. просил удовлетворить исковые требования по изложенным в исковых заявлениях обстоятельствам.
Суд с учетом мнения представителя истцов, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя истца и представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, гаражный кооператив «Магистраль-25», расположенный по адресу: <адрес>, образовался в результате выделения из ГСК «<данные изъяты>», является правопреемником ГСК «<данные изъяты>», потребительским кооперативом, зарегистрированным в качестве юридического лица с присвоением ОГРН №, ИНН № (т. 1 л.д. 6, 77, 143, 217, т. 2 л.д. 33,).
На основании свидетельства о государственной регистрации права
№ от <дата> за ГСК «Магистраль-25» на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: боксовые гаражи, площадь 6292 кв.м., адрес объекта: <адрес> (том 1 л.д. 10, 81, 147, 217, том 2 л.д. 37).
Данный земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-1 – зоне объектов для городского транспорта, объектов обслуживания автотранспорта. В данной территориальной зоне размещение гаражных кооперативов боксового типа индивидуального легкового транспорта (п. 42.2, таблица 5.1 Правил), относится к основному разрешенному виду использования земельного участка (т. 1 л.д. 38-39, 109-110, 175 -176. 249-250, т. 2 л.д. 65-66, 99).
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из справки ГК «Магистраль-25» и технического паспорта помещения (т. 1 л.д. 7, 48-55), следует, что Кузменко А.В. является владельцем построенного в <дата> году гаражного бокса № (литер Г5), общей площадью 19 кв.м (первый этаж), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> Паевой взнос выплачен полностью.
Из справки ГК «Магистраль-25» и технического паспорта помещения (т. 1 л.д. 78, 118-124), следует, что Кубинский Л.И. является владельцем построенного в <дата> году гаражного бокса № (литер Г4), общей площадью 18 кв.м (первый этаж), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> Паевой взнос выплачен полностью.
Из справки ГК «Магистраль-25» и технического паспорта помещения (т. 1 л.д. 144, 185-192), следует, что Захарова М.А. является владельцем построенного в <дата> году гаражного бокса № (литер Г4), общей площадью 17,7 кв.м (первый этаж), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> Паевой взнос выплачен полностью.
Из справки ГК «Магистраль-25» и технического паспорта помещения (т. 1 л.д. 218, т. 2 л.д. 7-14), следует, что Сергеева О.К. является владельцем построенного в <дата> году гаражного бокса № (литер Г4), общей площадью 17,7 кв.м (первый этаж), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> Паевой взнос выплачен полностью.
Из справки ГК «Магистраль-25» и технического паспорта помещения (т. 2 л.д. 34, 75-82), следует, что Лазарев С.Н. является владельцем построенного в <дата> году гаражного бокса № (литер Г4), общей площадью 18,5 кв.м (второй этаж), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> Паевой взнос выплачен полностью.
Вместе с тем, в силу ст. 219 ГК РФ, право собственности на объект недвижимости, в том числе гаражный бокс, возникает на зарегистрированный в установленном законом порядке объект недвижимости. Исходя из обстоятельств дела, до настоящего времени государственная регистрация права собственности
ГК «Магистраль-25» на гаражные боксы не произведена, из чего следует, что указанный истцом гаражный бокс является самовольными постройками, право собственности на которые, может быть признано с соблюдением требований ст. 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок в установленном порядке будет предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно ч. 3 указанной статьи к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля, в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного Кодекса.
Применительно к указанной норме закона, необходимо рассматривать возможность признания за лицом, осуществившим самовольную постройку, права собственности на объект.
Суду представлены доказательства того, что самовольное строение соответствует строительным нормам, при их возведении соблюдены пожарные и санитарные нормы и правила, оно не нарушает права и законные интересы других лиц, а так же не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Из технического заключения, произведенного ООО «<данные изъяты>» в апреле 2017 года (т. 1 л.д. 21-34, 92-105, 158-171, 232-245, т. 2 л.д. 48-61) следует, что основные несущие строительные конструкции нежилых зданий гаражей гаражных боксов, расположенных по адресу: <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии с физическим износом – по 16%, соответствуют требованиям СП 17.13330.2011, и их техническое состояние обеспечивает безопасную эксплуатацию нежилых зданий гаражей гаражных боксов, не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно сообщению начальника <данные изъяты> № от <дата>, нарушений требований пожарной безопасности в самовольных постройках гаражных боксах № (литер Г1); №, № (литер Г2); № (литер Г3); №-й этаж, №-й этаж (литер Г4); №-й этаж, №-й этаж (литер Г5); №-й этаж, №-й этаж (литер Г6); № (литер Г7); № (литер Г8); № (литер Г9) не выявлено ( т. 1 л.д. 35, 106, 172, 246, т. 2 л.д. 62).
Как следует из экспертного исследования № от <дата>, проведенного ООО «<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 36-37. 107-108, 173-174, 247-248, т. 2 л.д. 63-64), эксплуатации самовольных строений гаражей ГСК «Магистраль-25», расположенных по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Из заключения кадастрового инженера от <дата> (т. 1 л.д. 46-47)следует, что гаражный бокс с погребом № располагается в границах гаражно-строительного кооператива «Магистраль-25», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, на 1 этаже Литера Г5 с учетным номером №.
Согласно заключению кадастрового инженера от <дата> (т. 1 л.д. 116-117), гаражный бокс № располагается в границах гаражно-строительного кооператива «Магистраль -25», расположенного по адресу<адрес>, с кадастровым номером №, на 1 этаже Литера Г4 с учетным номером №.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от <дата> (т. 1 л.д. 183-184), гаражный бокс с погребом № располагается в границах гаражно-строительного кооператива «Магистраль-25», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, на 1 этаже Литера Г4 с учетным номером №.
Из заключения кадастрового инженера от <дата> (т. 2 л.д. 5-6) следует, что гаражный бокс с погребом № располагается в границах гаражно-строительного кооператива «Магистраль -25», расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № на 1 этаже Литера Г4 с учетным номером №.
Согласно заключению кадастрового инженера от <дата> (т. 2 л.д. 73-74), гаражный бокс № располагается в границах гаражно-строительного кооператива «Магистраль -25», расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, на 2 этаже Литера Г4 с учетным номером №.
В соответствии заключением комплексной судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизы ООО «<данные изъяты>» № от <дата> (том 2 л.д. 166-200), гаражный бокс № литера Г5, площадью 19 кв.м, гаражный бокс № литера Г4, площадью 18 кв.м, гаражный бокс № литера Г4, площадью 17,7 кв.м, гаражный бокс № литера Г4, площадью 17,7 кв.м, гаражный бокс № литера Г4, площадью 18,5 кв.м в ГК «Магистраль-25» по адресу: <адрес>, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером №, соответствуют противопожарным, санитарным, строительно-техническим, градостроительным и иным нормам и правилам (Правилам землепользования и застройки города Саратова), угрозу для жизни и здоровью граждан не создают. Инженерные коммуникации в месте нахождения гаражного бокса № литера Г5, площадью 19 кв.м, гаражного бокса № литера Г4, площадью 18 кв.м, гаражного бокса № литера Г4, площадью 17,7 кв.м, гаражного бокса № литера Г4, площадью 17,7 кв.м, гаражного бокса № литера Г4, площадью 18,5 кв.м в ГК «Магистраль-25» по адресу: <адрес>, отсутствуют, за исключением кабеля электроснабжения, осуществляющего снабжение электроэнергией вышеуказанных гаражных боксов.
Факт отсутствия инженерных сетей в месте расположения гаражных боксов истцов подтверждается ответом из Комитета по управлению имуществом города Саратова (т. 2 л.д. 105), фрагментом карты города Саратова (т. 2 л.д. 109, 110), а также отсутствия правопритязаний со стороны третьих лиц МУП «Водосток», ПАО «Т-Плюс», ЗАО «СПГЭС», ОАО «Электротерм-93», что свидетельствует о том, что гаражные боксы не препятствуют эксплуатации и обслуживанию каких-либо инженерных сетей и нарушает права смежных землепользователей.
Как указано выше в решении, обязательным условием признания права собственности на самовольную постройку является предоставление осуществившему ее лицу земельного участка в установленном порядке под самовольную постройку. Как указывалось ранее, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования ГК «Магистраль-25». Истцы, являясь членами гаражного кооператива, осуществляли его возведение за счет собственных средств, пай выплатили полностью.
Судом установлено, что самовольно возведенное строение соответствует строительным нормам, соблюдены пожарные и санитарные нормы и правила, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Все необходимые документы, подтверждающие возможность признания права собственности на самовольное строение истцом представлены суду. Доказательств обратно представителем ответчика суду не представлено.
Каких-либо доказательств, наличия нарушений при возведении или эксплуатации гаражных боксов ответчиком суду не предоставлено.
Истцами признано и не оспорено сторонами, что разрешение на строительство спорных объектов недвижимости не выдавалось в связи с чем оснований для выдачи акта ввода их в эксплуатацию не составлялся, в связи с чем, истцы принимали меры к легализации самовольных построек, однако в этом им было отказано (Т.1 л.д. 38-39, 40-45, 111-115, 177-182, т. 2 л.д.1-4, 67-72).
Таким образом, единственным препятствием для регистрации права собственности на гаражные боксы за истцами является отсутствие документов подтверждающих возможность введения объектов в эксплуатацию, в связи с чем, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № (░░░░░ ░5), ░░░░░ ░░░░░░░░ 19 ░░.░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № (░░░░░ ░4), ░░░░░ ░░░░░░░░ 18 ░░.░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № (░░░░░ ░4), ░░░░░ ░░░░░░░░ 17,7 ░░.░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № (░░░░░ ░4), ░░░░░ ░░░░░░░░ 17,7 ░░.░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № (░░░░░ ░4), ░░░░░ ░░░░░░░░ 18,5 ░░.░ (░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░ 2018 ░░░░