№2-4597/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Н.Л.Чернобай, при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чащиной И. В. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о назначении пенсии,
установил:
Чащина И.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ №4468-1) ДД.ММ.ГГГГ Центр финансового обеспечения МВД по РК ответил отказом на основании того, что на военнослужащих войск национальной гвардии РФ действие указанного закона не распространяется, следовательно, периоды службы в Росгвардии в выслугу лет учету не подлежат. Полагая указанный отказ незаконным, истица просит суд обязать ответчика назначить причитающуюся ей пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, включив в выслугу период прохождения Чащиной И.В. военной службы в <данные изъяты> внутренних войск МВД и в <данные изъяты> Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Дроздов В.В. заявленные требования уточнили, просили обязать ответчика учесть в стаж выслуги лет период службы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц службы за полтора месяца. Не поддержали требование о компенсации морального вреда.
Представитель ответчика МВД по РК по доверенности Барсук К.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в том числе в связи с отсутствием правового регулирования данного вопроса.
Представитель третьего лица Отдела Росгвардии по Республике Карелия Шахник С.Г. и представитель третьего лица войсковой части 5600 Богуш Р.Г., действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали в части требования о зачете срока службы в Росгвардии и назначении пенсии.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Чащина И.В. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проходила службу во внутренних войсках МВД России.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, этим же указом внутренние войска МВД РФ преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п.11 названого Указа Президента Российской Федерации Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения.
На основании Указа Президента Российской Федерации в Республике Карелия с ДД.ММ.ГГГГ образован Отдел Росгвардии по Республике Карелия; воинская часть внутренних войск МВД России, где служила истица, переведена на штаты войск национальной гвардии Российской Федерации Приказом командира войсковой части 5600 от ДД.ММ.ГГГГ №.
В результате названных преобразований место службы Чащиной И.В. не изменилось, она продолжила службу в войсковой части 5600 Росгвардии Российской Федерации в г.Петрозаводске. Уволена в отставку Вооруженных сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на службе, исключена из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ Приказом №. Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 13 лет 11 мес.13 дней, в льготном исчислении 20 лет 11 мес. 5 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ЦФО МВД по Республике Карелия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик возвратил материалы для оформления пенсии за выслугу лет Чащиной И.В., поскольку Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее – Постановление №941) учет указанных периодов службы в войсках национальной гвардии не регламентирован.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1), а также признает в качестве одной из важнейших составляющих социального обеспечения право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (ч.2), устанавливаются законом. Следовательно, определение механизма реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя
Исходя из особой значимости военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, законодатель в Законе РФ от 12.02.1993 №4468-1 и в Федеральном законе от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе отнес к основаниям их пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности - выслуги лет.
Выслуга лет, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18.03.2004 №6-П, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
В соответствии с п. «а» ст.13 Закона РФ №4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В силу ст.18 названного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации…
По общему правилу периоды военной службы подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Для наиболее полного учета условий прохождения службы, в том числе связанной с особенностью ее несения в различных регионах, в ст.18 Закона указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 №941.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18.11.2004 №407-О и от 20.12.2005 №483-О).
В пп.«г» п.3 указанного Постановления №941 предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, в том числе периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к которым согласно приложению №2.1 (раздел II) относится г.Петрозаводск Республики Карелия.
Как установлено, Приказом командира войсковой части 5600 от ДД.ММ.ГГГГ № лица, проходившие военную службу в воинской части внутренних войск МВД России считаются проходящими военную службу в воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации на занимаемых воинских должностях без переаттестации и переназначения, без осуществления организационно-штатных мероприятий согласно ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы.
Поскольку срок введения в действие приказа не указан, то он согласно Типовой инструкции вступает в силу с даты его подписания. Таким образом, истица стала проходить военную службу в воинской части войск национальной гвардии РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения обозначенных норм права, принимая во внимание, что истица проходила службу во внутренних войсках, в результате преобразования внутренних войск МВД РФ в войска национальной гвардии Российской Федерации условия ее службы не изменились, суд приходит к выводу, что отсутствие прямого указания в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 №941 на включение в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца периода службы в войсках национальной гвардии не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, а соответственно, лишения истицы гарантированного права на пенсионное обеспечение.
В рассматриваемом случае суд полагает возможным применить к спорным отношениям аналогию права и руководствоваться при разрешении настоящего спора положениями вышеуказанных норм, закрепленных в пп.«г» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941.
Таким образом, в стаж выслуги Чащиной И.В. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца подлежит учету спорный период службы в воинской части 5600 войск национальной гвардии Российской Федерации, следовательно, требования истицы в указанной части подлежит удовлетворению, как и требование о назначении пенсии, которое суд полагает необходимым удовлетворить частично, обязав ответчика назначить Чащиной И.В. пенсию не с 01.05.2017 (как просит истица), а в установленном для назначения такой пенсии порядке (с учетом выплаты денежного довольствия, иных условий) на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование истицы о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку отношения между сторонами носят характер, не соответствующий положениям ст.ст.150, 151 ГК РФ. Специальной нормы, допускающей возможность взыскания компенсации морального вреда по спорным правоотношениям, законом не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Карелия учесть Чащиной И. В. в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один месяц службы за полтора месяца; назначить пенсию за выслугу лет на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. ЧернобайМотивированное решение изготовлено 21.07.2017.