Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2013 (2-629/2012;) ~ М-705/2012 от 10.12.2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 января 2013 года пос. Нарышкино

Урицкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Гнеушевой Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Урицкого района Жмыховой С.С.,

представителя ответчика – администрации п. Нарышкино Урицкого района Орловской области Никишиной А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя третьего лица – ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А.,

представителя третьего лица КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Курчакова И.Л.,

при секретаре судебного заседания Дорониной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Урицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Нарышкино, Урицкого района о понуждении к совершению действий,

Установил:

Прокурор Урицкого района Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урицкого района Орловской области, администрации п. Нарышкино, Урицкого района о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Урицкого района проведена проверка исполнения водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в отношении предприятий, осуществляющих пользование поверхностными водными объектами на территории района. В результате проверки установлено, что ООО «Жилводсервис» для приема и отведения хозяйственно­ - бытовых сточных вод от населения и организаций п. Нарышкино эксплуатирует объекты коммунальной канализации: канализационные сети из самотечных трубопроводов и КНС, находящиеся в муниципальной собственности пгт. Нарышкино и переданные ему администрацией поселения по договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н. ООО «Жилводсервис» пользуется водным объектом - <адрес> для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод по выпускам РЖ -5 и школа-интернат на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ под этим же номером. Общество не выполняет условия водопользования, а именно сбрасывает сточные воды по двум выпускам с превышением максимального содержания загрязняющих веществ. По отчетам условий водопользования за 1-ый квартал 2011 года были экстремально высокие превышения по азоту аммонийному - в 205 раз (выпуск ИК-5); в 102,5 (выпуск школы-интерната), в связи с чем, по итогам проверки должностное лицо Общества привлечено к административной ответственности в виде штрафа. За невыполнение условий водопользования по итогам отчетов юридическое лицо ООО «Жилводсервис» неоднократно подвергалось административному наказанию. При рассмотрении отчета за 2 квартал 2012 года выявлено, что Обществом ДД.ММ.ГГГГ с очистных сооружений ИК-5 и с очистных сооружений школы-интерната допущен сброс сточных вод в водных объект - реку Орлица с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по ряду показателей, указанных в протоколах, а именно: -по очистным сооружениям ИК-5: железо, фосфаты, нефтепродукты и др.; -по очистным сооружениям школы-интерната: азот нитратный, фосфаты, железо и др. Тем самым, Обществом сбрасывались ДД.ММ.ГГГГ сточные воды с очистных сооружений в поверхностный водный объект (р. Орлица) с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, чем нарушались условия использования водного объекта. Кроме того, при рассмотрении отчета за 3 квартал 2012 года ДД.ММ.ГГГГ Обществом сбрасывались сточные воды с очистных сооружений в поверхностный водный объект с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, чем нарушались условия использования водного объекта в 3-ем квартале 2012 года. Таким образом, очистные сооружения не осуществляют очистку сточных вод до нормативных показателей, требуют проведение капитального ремонта (реконструкции). Очистные сооружения находятся в муниципальной казне п.Нарышкино. Организация местного самоуправления на территории района, сельского поселения предполагает надлежащее решение вопросов местного значения исходя из интересов местного населения в целях удовлетворения их жизненно-важных потребностей. Между тем, полномочия в указанных сферах реализованы администрацией пгт. Нарышкино с нарушением требований природоохранного законодательства, вопреки законным интересам граждан и Российской Федерации. В целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения ст. 60 ВК РФ запрещено осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Аналогично этому, ч. 6 ст. 56 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Нарушение этих требований влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем. В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в своей деятельности ООО «Жилводсервис» осуществляет пользование водным объектом - рекой Орлица, находящимся в федеральной собственности, для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, чем не выполняются условия использования водного объекта. По заключениям специалистов Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области и отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Орловской области в рассматриваемом случае очистные сооружения не осуществляют очистку сточных вод до нормативных показателей, что создает реальную угрозу причинения вреда водному объекту, среде обитания животного и растительного мира, водных биологических ресурсов, может повлечь их гибель и другие тяжкие последствия для окружающей среды и здоровья человека. Объективными причинами сложившейся ситуации является то обстоятельство, что администрация п. Нарышкино, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, не организовал надлежащую систему водоотведения в п. Нарышкино в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Общество неоднократно ставило в известность администрацию Урицкого района и администрацию пгт. Нарышкино о необходимости проведения капитального ремонта очистных сооружений (ДД.ММ.ГГГГ исх.; ДД.ММ.ГГГГ исх.; ДД.ММ.ГГГГ исх.; ДД.ММ.ГГГГ исх.; исх.). Указанные обращения оставлены без ответа и удовлетворения. Несмотря на то, что очистные сооружения требуют капитального ремонта (реконструкции) никакие меры к организации и осуществлению их ремонта не принимаются. Финансирование в местных бюджетах на эти цели в предыдущем и текущем годах не предусмотрено, документы для возможного софинансирования ремонта из бюджетов других уровней не подготовлены. Аналогично этому, на период капитального ремонта очистных сооружений планы природоохранных мероприятий по снижению оказываемого негативного воздействия на природные ресурсы, в том числе - для перекачивания сточных вод на поля фильтрации без доступа в водный объект, не разработаны и не реализуются. При таких обстоятельствах обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства при организации водоотведения на подведомственной территории возлагаются именно на органы местного самоуправления обладающие соответствующими полномочиями в этой сфере, но надлежащим образом эти полномочия не исполнившие. В свою очередь, такие нарушения не отвечают основным требованиям к рациональному использованию и охране водных объектов, поскольку не обеспечивают стабильность и сохранность водных ресурсов, их поддержание в состоянии, соответствующем нормативам качества окружающей среды, соблюдение правил водопользования, не позволяют своевременно принять меры по предупреждению и ликвидации последствий оказываемых антропогенных нагрузок. Неисполнение администрацией поселения возложенных на них обязанностей по организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, право на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии. Одновременно, такое бездействие нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на её защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно-важных потребностей в водных ресурсах. На основании изложенного прокурор Урицкого района просит возложить на администрацию пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства при организации водоотведения в границах п. Нарышкино, а именно: организовать проведение капитального ремонта (реконструкции) очистных сооружений ИК-5 и школа-интернат для очистки принимаемых в систему муниципальной коммунальной канализации п. Нарышкино хозяйственно­ - бытовых сточных вод перед их сбросом в реку Орлица в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде на период капитального ремонта (реконструкции) очистных сооружений разработать по согласованию с Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области план природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия сбрасываемых сточных вод на природные воды реки Орлица и организовать его исполнение.

В судебном заседании старший помощник прокурора Урицкого района Жмыхова С.С. исковые требования уточнила, просила возложить на администрацию пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства при организации водоотведения в границах п. Нарышкино, а именно: организовать проведение капитального ремонта очистных сооружений ИК-5 и школа-интернат для очистки принимаемых в систему муниципальной коммунальной канализации п. Нарышкино хозяйственно­ - бытовых сточных вод перед их сбросом в реку Орлица в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации п. Нарышкино Урицкого района Орловской области Никишина А.С., исковые требования не признала, суду пояснила, что они не оспаривают необходимость капитального ремонта очистных сооружений, а также что в силу закона это их обязанность, однако в связи с отсутствием денежных средств они не могут выполнить ремонт.

Представитель третьего лица – ООО «Жилводсервис» Рожков А.А. в разрешении данного вопроса полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Курчаков И.Л. в разрешении данного вопроса полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление, в котором указал, что в разрешении данного вопроса полагается на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 9, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения отнесена организация водоотведения населения в границах поселения, а муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых отходов, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, охраны и рационального использования природных ресурсов, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 3 ВК РФ водное законодательство основывается на следующих основных принципах: значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием, недопустимости негативного воздействия использования водных объектов на окружающую среду.

Статьей 8 ВК РФ гарантировано право федеральной собственности на поверхностные водные объекты - водотоки (реки, ручьи, каналы) в границах территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьями 19, 22Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В судебном заседании установлено следующее.

Одним из основных видов деятельности ООО «Жилводсервис» является прием и отведение хозяйственно - ­бытовых сточных вод от населения и организаций п. Нарышкино.

Для осуществления этой деятельности предприятие эксплуатирует объекты коммунальной канализации: канализационные сети из самотечных трубопроводов и КНС, находящиеся в муниципальной собственности пгт. Нарышкино и переданные ему администрацией поселения, что подтверждается договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № б/н (л.д.19-21).

Для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод по выпускам ИК -5 п. Нарышкино и Нарышкинская школа-интернат ООО «Жилводсервис» пользуется водным объектом - р.Орлица на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ под этим же номером (л.д.46-49).

Статьей 39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложены обязанности по соблюдению нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения ст. 60 ВК РФ запрещено осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно ч. 6 ст. 56 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В нарушение указанных норм ООО «Жилводсервис» не выполняет условия водопользования, а именно сбрасывает сточные воды по двум выпускам с превышением максимального содержания загрязняющих веществ.

Так, из отчетов условий водопользования за 1-ый квартал 2011 года усматривается, что были экстремально высокие превышения по азоту аммонийному - в 205 раз (выпуск ИК-5); в 102,5 (выпуск школы-интерната), (л.д.30-41).

Согласно отчету за 2 квартал 2012 года выявлено, что ООО «Жилводсервис» ДД.ММ.ГГГГ с очистных сооружений ИК-5 и с очистных сооружений школы-интерната допущен сброс сточных вод в водный объект - реку Орлица с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по ряду показателей, указанных в протоколах, а именно: по очистным сооружениям ИК-5 - железо, фосфаты, нефтепродукты и др.; по очистным сооружениям школы-интерната - азот нитратный, фосфаты, железо и др. (л.д.42-45).

Также из отчета за 3 квартал 2012 года усматривается, что ООО «Жилводсервис» ДД.ММ.ГГГГ сбрасывались сточные воды с очистных сооружений в поверхностный водный объект с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах (л.д.9-11)

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что находящиеся в муниципальной собственности пгт. Нарышкино и используемые ООО «Жилводсервис» очистные сооружения, не осуществляют очистку сточных вод до нормативных показателей.

В целях устранения указанных недостатков директор ООО «Жилводсервис» неоднократно обращался в администрацию пгт. Нарышкино с просьбами о необходимости проведения капитального ремонта очистных сооружений (л.д.26-28). Однако никакие меры к организации и осуществлению их ремонта органом местного самоуправления не принимаются. Финансирование в местном бюджете на эти цели в предыдущем и текущем годах не предусмотрено, документы для возможного софинансирования ремонта из бюджетов других уровней не подготовлены.

Организация местного самоуправления на территории района, сельского поселения предполагает надлежащее решение вопросов местного значения исходя из интересов местного населения в целях удовлетворения их жизненно-важных потребностей.

Таким образом, обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства при организации водоотведения на подведомственной территории возлагаются именно на органы местного самоуправления- администрацию п.Нарышкино обладающие соответствующими полномочиями в этой сфере, но надлежащим образом эти полномочия не исполнившие.

Довод представителя ответчика о том, что в администрации п.Нарышкино нет материальных средств на капитальный ремонт очистных сооружений не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором Урицкого района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования по иску прокурора Урицкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Нарышкино Урицкого района о понуждении к совершению действийудовлетворить.

Обязать администрацию пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области организовать проведение капитального ремонта очистных сооружений ИК-5 и школа-интернат для очистки принимаемых в систему муниципальной коммунальной канализации п. Нарышкино хозяйственно - бытовых сточных вод перед их сбросом в реку Орлица в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд, в течение одно месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья Е.Н. Гнеушева

2-16/2013 (2-629/2012;) ~ М-705/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Неопределенный круг лиц
Калинин А.И.
Ответчики
Администрация п. Нарышкино
Администрация Урицкого района
Другие
КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ООО "Жилводсервис"
Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области
Суд
Урицкий районный суд Орловcкой области
Судья
Гнеушева Е.Н.
Дело на странице суда
uricky--orl.sudrf.ru
10.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2012Судебное заседание
10.01.2013Судебное заседание
22.01.2013Судебное заседание
28.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2013Дело оформлено
19.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее