Дело № 2-5040/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2015 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева С.А. к Управлению по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о предоставлении сведений о статистических показателях среднего уровня заработной платы и назначении страховой пенсии по старости с учетом этих показателей,
установил:
Воробьев С.А. обратился в суд с иском к Управлению по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о предоставлении сведений о статистических показателях среднего уровня заработной платы и назначении страховой пенсии по старости с учетом этих показателей.
В обоснование заявленных требований Воробьев С.А. указал, что вследствие утраты документов о его заработной плате за период работы в средней школе № <адрес> в должности <данные изъяты> и <данные изъяты> были нарушены его пенсионные права на назначение страховой пенсии по старости в связи с тем, что по представленным им документам о заработке величина его индивидуального пенсионного коэффициента, составляющая 6, 334, не превышает требуемой величины 6,6 на 2015 год. Истец указал, что для устранения нарушений его пенсионных прав на Управление по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска, в ведении которого находится средняя школа № <адрес>, следует возложить обязанность по представлению сведений о статистических показателях среднего уровня заработной платы по соответствующим категориям должностей элеваторщика и учителя труда, и обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска исходя из этих показателей назначить ему страховую часть пенсии по старости.
Истец Воробьев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Управления по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска Бадревченкова Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Управление по образованию и делам молодежи Администрации <адрес> не располагает сведениями о статистических показателях среднего уровня заработной платы по соответствующим категориям должностей <данные изъяты> и <данные изъяты>, равно не располагает архивными документами средней школа № <адрес>, которая является самостоятельным юридическим лицом.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска Черкасов В.О. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что индивидуальный пенсионный коэффициент истца не превышает 6,6, в связи с чем в силу действующего законодательства оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 01 января 2015 года, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Судом установлено, что Воробьев С.А. является получателем пенсии по инвалидности по линии МВД России. Истец, ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигнув пенсионного возраста обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № Воробьеву С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее по тексту – ИПК) (л.д. 5). Согласно указанному решению ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность страхового стажа Воробьева С.А. составляет 6 лет 3 месяца 28 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 6,34.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Расчет ИПК истца произведен учреждением пенсионного обеспечения на основании имеющихся в материалах пенсионного дела сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах (сведений о заработной плате) и продолжительности страхового стажа.
Истец Воробьев С.А. полагает, что при расчете ИПК учреждением пенсионного обеспечения должны быть приняты во внимание сведения о размере его заработный платы в период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Как следует из объяснений истца, архивные данные о его заработной плате указанные выше периоды его работы в <данные изъяты> не сохранились.В случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации (письмо Минтруда № 8389-ЮЛ и ПФР № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года) рекомендовали следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Однако истцом не представлено каких-либо документов, из которых бы усматривался размер получаемого им в указанные выше периоды заработка.
Требования истца о возложении на Управление по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска обязанности по установлению ему средней заработной платы исходя из окладов по должностям <данные изъяты> и <данные изъяты>, установленных в других средних учебных заведениях в периоды его работы в средней школе № <адрес> не подлежат удовлетворению, поскольку такие сведения не могут подтвердить индивидуальный характер заработка истца.
Согласно статье 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
Обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г., подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом (п. 70 Перечня)
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" засчитываются в стаж на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателем.
Поскольку заработок истца за спорный период приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подлежит подтверждению справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с действующим законодательством исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке (лицевых четов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда).
Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение (даже по косвенным признакам) индивидуального характера является обязательным.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.
Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 17).
Исходя из норм действующего пенсионного законодательства подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как: количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификация (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, добросовестность исполнения своих трудовых обязанностей и т.д.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о назначении страховой пенсии по старости с учетом сведений о статистических показателях среднего уровня заработной платы по соответствующим категориям должностей.
В последующем истец не лишен возможности предъявления в учреждение пенсионного обеспечения первичных учетных документов по оплате труда, равно других документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка, для рассмотрения вопроса о назначении ему страховой пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Воробьева С.А. к Управлению по образованию и делам молодежи Администрации г. Смоленска, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска о предоставлении сведений о статистических показателях среднего уровня заработной платы и назначении страховой пенсии по старости с учетом этих показателей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова