Дело № 2-508/2013г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Емельяново 14 июня 2013 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре: Петухове М.В.
с участием представителя истца ФИО10, действующей по доверенности,
представителя ответчиков и 3 лица УСЗН ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Емельяновского района Красноярского края, Финансовому управлению администрации Емельяновского района о взыскании расходов по оплате жилья и электроэнергии, и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась с первоначальным иском к Финансовому управлению администрации Емельяновского района с требованием взыскать с муниципального образования Емельяновский район в лице Финансового управления Администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу ФИО2 104 666,10 рублей в качестве возмещения расходов по оплате жилья и электроэнергии; взыскать в муниципального образования Емельяновский район в лице Финансового управления Администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу ФИО2 судебные расходы, которые понесла истец на уплату государственной пошлины в размере 3 293,35 рублей, и на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Исковые требования мотивированы следующим.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МБУЗ "Емельяновская центральная районная больница" в должности врача. Она с супругом ФИО3 проживает в сельской местности в квартире, расположенной по адресу : <адрес> Согласно статьи 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (в прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным Законом в ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан" были внесены изменения. Часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4 - 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ.
Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.
Вместе с тем, органами местного самоуправления Емельяновского района не исполнена надлежащим образом обязанность по установлению и предоставлению медицинским работникам Емельяновской ЦРБ мер социальной поддержки, которые бы предусматривали предоставление данной категории граждан льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в том объеме, который был предусмотрен до 01 января 2005 года.
За период с октября 2009 года по август 2012 года ФИО5 была предоставлена субсидия в общей сему 49 945,53 руб, в том числе субсидия по оплате жилья в размере 46 654,09 руб, субсидия по электроэнергии в размере 3 291,44 рублей.
Вместе с тем, ФИО2 фактически произведены расходы по оплате жиль и электроэнергии в значительно большем размере. За период с октября 2009 года по августа 2012 года ею оплачено за коммунальный услуги 154 611, 63 руб, в том числе оплата за жилье составила 149 147,13 руб, оплата за электроэнергию составила 5 464,50 руб.
В связи с тем, что муниципальным образованием – Емельяновский район в нарушении действующего законодательства РФ не был введен эффективный правовой механизм, обеспечивающий сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере, истица вынуждена оплачивать расходы на оплату жилья и электроэнергии самостоятельно.
Общий размер фактически понесенных расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за вычетом размера выплаченных субсидий за период с 2009 года по август 2012 года составил 104 666,10 руб, в том числе на оплату жиль – 102 493,04 руб ( 149 147,13 – 46 654,09), на оплату электроэнергии- 2 173,06 руб ( 5 464,50 – 3 291,44).
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО10 уточнила исковые требования, просила привлечь соответчиком по настоящему делу Администрацию Емельяновского района Красноярского края, а также увеличила размер исковых требований, просит взыскать с Администрации Емельяновского района Красноярского края за счет казны муниципального образования Емельяновский район в пользу ФИО2 117183,30 рублей за период с октября 2009 года по январь 2013 года в качестве возмещения расходов по оплате жилья и электроэнергии; взыскать с Администрации Емельяновского района Красноярского края за счет казны муниципального образования Емельяновский район в пользу ФИО2 расходы на уплату государственной пошлины в размере 3543,66 рублей, на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Представитель истца ФИО10 в судебном заседании исковые требования с уточнениями поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, мотивируя изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Емельяновского района и 3 лица УСЗН ФИО6 с иском ФИО11 не согласился, пояснил суду, что ФИО2 и ее мужу выплачены субсидии в размере установленной законом Красноярского края в размере 100% оплаты жилья, стоимости электроснабжения и теплоснабжения в пределах социальной нормы площади жилья, в данном случае - 22 кв.м. общей площади жилого помещения. В связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признана утратившей силу. Так же, Статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" устанавливает, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В связи с тем, что Законом Красноярского края от от 27.09.1996 № 11-339 "О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края", Законом Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», установлен исчерпывающий перечень субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг работникам медицинских учреждений работающих и проживающих в сельской местности, которую ФИО2 и ее муж ФИО7 получили от МКУ «УСЗН Емельяновского района».
Определением суда от 15.05.2013 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне истца: ФИО3 и МУЗ «Емельяновская ЦРБ», в качестве третьего лица на стороне ответчика: Министерство финансов РФ в лице Управление федерального казначейства по Красноярскому краю.
Указанные лица извещены о дате и времени судебного заседания, однако в суд не явились, МУЗ «Емельяновская ЦРБ» предоставили письменный отзыв, в котором иск ФИО11 поддерживают в полном объеме.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ указанная норма Закона признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Представитель ответчика администрации Емельяновского района в своих возражениях указывает, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, также представитель подтвердил, что администрацией Емельяновского района до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения Администрацией Емельяновского района не установлены.
Вместе с тем, с доводами представителя администрации нельзя согласиться. Так, из содержания вышеуказанного п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ следует, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в муниципальных организациях здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности (статья 6).
Согласно пункту 1 названной нормы Закона Педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, руководителям, психологам, социологам, социальным работникам краевых государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
(в ред. Законов Красноярского края от 24.03.2005 N 14-3259, от 20.06.2006 N 19-4822)
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов оплаты электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 155, 156, 283 Бюджетного кодекса РФ указал, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 86, ст. ст. 129, 135).
Анализ указанных норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в действующих редакциях показывает, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Из материалов дела видно следующее.
МУЗ "Емельяновская районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения.
ФИО2 с 12.10.1981 года по настоящее время работает в МБУЗ "Емельяновская центральная районная больница" в должности врача. Она с супругом ФИО3и сыном ФИО7 проживает в сельской местности в квартире, расположенной по адресу : <адрес>.
Трех комнатная квартира общей площадью 56,50 кв.м., в том числе,50 кв.м. по адресу <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 на основании договора передачи в собственность граждан № 6429 от 06.12.20005 года.
Из справки МКУ «УСЗН администрации Емельяновского района» от 04.05.2013 года №2274 следует, что за период с 10.2009 года по 01.2013 г. ФИО2 назначена и выплачена субсидия по следующим видам:
- жилищная услуга - 8834 руб. 87 коп.;
- отопление - 42549 руб. 59 коп.;
- вывоз ТБО - 2244 руб. 29 коп.;
- электроэнергия - 3931 руб. 05 коп. Итого по всем видам: 57559 руб. 80 коп.
ФИО3 назначена и выплачена субсидия по следующим видам:
- жилищная услуга - 6927 руб. 54 коп.;
- отопление - 34547 руб. 00 кон.;
- вывоз ТБО - 1439 руб. 15 кон.;
- коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, водоотведение 2, очистка стоков, перекачка стоков) - 4526 руб. 29 коп.
- электроэнергия - 477 руб. 66 кон. Итого по всем видам: 47917 руб. 64 коп.
Всего обоим супругам выплачено субсидий на сумму 105 477руб.44 коп. ( 57 559,80 + 47 917,64).
За период с 1 октября 2009 года по 31 января 2013 года ФИО2 и ее супругом ФИО3 оплачено за коммунальные услуги и электроэнергию всего 174 532 руб. 39 коп., что подтверждается копиями счет квитанций за указанный период времени.
Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что врачи государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей до 1 января 2005 года имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не органичен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от платы за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Доводы представителя администрации Емельяновского района о том, что субсидии выплачиваются в пределах социальной нормы площади жилья 22 кв.м. общей площади жилого помещения противоречат положениям ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Суд полагает, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 01 января 2005 года. Медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч. 1 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья.
Размер субсидий, полученных истцом по закону Красноярского края N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", не покрывает в полном объеме понесенные истцом расходы по оплате жилья и электроэнергии.
Разница между понесенными фактически затратами и полученным размером субсидий подлежит взысканию в администрации Емельяновского района за счет средств муниципального бюджета исходя из следующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П "По жалобе граждан ФИО8 и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ", закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, как это предусматривалось ранее действующим законодательством.
При этом суд полагает, что в связи с тем, что супруг истицы производил оплату коммунальных услуг и электроснабжения, что подтверждается приложенными к иску квитанциями об оплате коммунальных услуг и электроснабжения, субсидии были выплачены обоим супругам, взысканию с ответчика подлежит разница между произведенными расходами и полученными субсидиями обоими супругами ФИО2 и ФИО3, а не только одним супругом ФИО2, как заявлено в иске.
При таких данных иск подлежит удовлетворению частично и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию следующая сумма :
174 532,39 - ( 57 559,80 + 47 917,64) = 69 054 руб. 95 коп.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Статьями 88 и 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец при подаче иска оплатила госпошлину в размере 3293 руб. 35 коп, что подтверждается чеком ордером.
Ее исковые требования удовлетворены частично, исходя из размера взысканных с ответчика сумм 69 054 руб. 95 коп., с ответчика подлежит взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 2 271,65 рублей.
Расходы по оплате услуг представителя суд полагает снизить до 5 000 рублей исходя из того, что ответчик является бюджетным учреждением, а также с учетом сложности дела и количества судебных заседаний, требований разумности.
Всего с ответчика подлежит взысканию 76 326 рублей 60 копеек :
69 054,95+ 5000 + 2 271,65 = 76 326 руб. 60 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 69 054 ░░░ 95░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 271 ░░░. 65 ░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 5 000 ░░░, ░ ░░░░░ 76 326 ( ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 60 ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░