Дело № 2-573/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт. Серышево 12 июля 2016 года
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яскель Алексея Викторовича, Яскель Ольги Ивановны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Яскель А.В., Яскель О.И. обратились с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что на основании ордера от 8 декабря 1972 года №, выданного Серышевской КЭЧ района ФИО7 ФИО3 ФИО10 (отцу истца) была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> на семью, состоящую из четырех человек: ФИО3 В.И., жена ФИО4, сын ФИО5 и дочь ФИО6. Квартира была предоставлена в связи с прохождением военной службы. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 27 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 В.И. умер (свидетельство о смерти 1-ОТ №). В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., задолженности по коммунальным услугам не имеют, прав на приватизацию не использовали. На основании ответа от ДД.ММ.ГГГГ 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» информация о статусе жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> архиве отсутствует. По данным ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Амурский филиал Серышевское отделение общая площадь данного жилого помещения составляет 56,8 кв.м, в том числе жилая 38,8 кв.м. Реализуя свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» ФИО7 РФ, в ответ получила отказ с указанием обратиться в суд. При обращении в ФИО7 РФ ответ поступил в лице Департамента Имущественных Отношений МО РФ <адрес> с сообщением о реализации права на приватизацию данного жилого помещения в порядке гражданского судопроизводства. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р» <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, осуществляется, в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом гарантированным государством. Само по себе отсутствие специального порядка приватизации жилых помещений из фонда ФИО7 РФ не может влечь ущемления права граждан на приватизацию занимаемого жилого помещения, установленными вышеприведенными законоположениями. В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма, вправе с согласия иных членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность членов семьи либо в собственность одного из членов семьи проживающих совместно. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 131 и 132 ГПК РФ, просят признать за ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности по 1/2 доли на жилое помещение в порядке приватизации, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 56,8 кв. метров, в том числе жилой 38,8 кв. метров.
Истцы Яскель А.В. и Яскель О.И. уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В суд поступило письменное заявление от представителя истцов Ремиз Д.Н., действующей на основании доверенности о рассмотрении дела без участия истцов, на заявленных исковых требованиях настаивают.
Ответчик Министерство Обороны РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В письменных возражениях на исковое заявление указали, что Министерство обороны РФ считает, что заявление, в части требований, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» от 4.07.1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно п. 1 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим -гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Для прекращения права собственности Российской Федерации на жилое помещение и его приватизацию необходимо проверить законность предоставления жилого помещения, отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов полученных от ФИО7 Российской Федерации и другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. было предоставлено Серышевской КЭЧ района, ФИО8 по ордеру на жилое помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом согласно ст. 15 закона «О статусе военнослужащих» при выделении жилья были учтены его члены семьи. Основным нанимателем служебного жилого помещения является ФИО8. Обращают внимание суда на тот факт, что для приватизации и регистрации перехода прав собственности, гражданин должен предоставить документы (справки), подтверждающие не использование своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта федерации. Истцы в своем исковом заявлении, обозначив Министерство обороны РФ в качестве ответчика в досудебном порядке к Министерству обороны РФ с вопросом о признании за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение находящееся по адресу: <адрес> не обращались. Соответственно Министерство обороны Российской Федерации прав истцов не нарушало и значит как следствие отсутствует повод обращения в суд к Министерству обороны Российской Федерации. Статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» определено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Собственник указанного жилого фонда или уполномоченные ими органы не принимали решения о приватизации данного служебного жилого помещения. Более того, исковые требования не подлежат удовлетворению из-за несоблюдения истцом установленного порядка приватизации. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенных в пункте 8 Постановления Пленума от 24.08.1993г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двух месячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение.) В соответствии с пунктом 7 Примерного положения «Об утверждении Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», (утв. Решением Роскоммунхоза от 18.11.1993 № 4), для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1,2); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органа опеки и попечительства. Учитывая, что истцы не представили достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об обращении в установленном законом порядке ко всем ответчикам с заявлением о желании принять участие в приватизации, суд лишен возможности проверить законность действий ответчика - Министерства обороны российской Федерации. Кроме того, вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан отнесен законодателем к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона изначально не относится, так как признание непосредственно самим судом за стороной истца права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации заведомо выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), что не может быть признано допустимым. Тем не менее, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п. 2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан, не определён орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность, в связи с чем признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно только в порядке гражданского судопроизводства. На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, Министерство обороны Российской Федерации просят в удовлетворении требований, заявленных Яскель Александром Викторовичем и Яскель Ольгой Ивановной - отказать в полном объеме.
Ответчик - Федеральное Государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Заявлений ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Третье лицо - Федеральное Государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. не согласившись с исковым заявлением, в письменных возражениях на исковое заявление указали, что статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Статьей 4 Закона установлено, не подлежат приватизации жилые помещения. находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждения, в оперативное управление которых передай жилищный фонд, с согласия собственника вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящиеся в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Таким образом, служебные жилые помещения, по общему правилу приватизации не подлежат. Так из материалов дела следует, что собственником жилого помещения расположенное по адресу: <адрес> является Министерство обороны Российской Федерации (решения об исключении данного жилого помещения из специализированного фонда, органами Министерства обороны не принималось, иного истцом не представлено). По нормам действовавшего законодательства на момент предоставления истцам жилого помещений, (статьи 28-31, 33, 42, 43 Жилищного Кодекса РСФСР), основанием для предоставления гражданину жилого помещения являлось решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного фонда - решение администрации, утвержденного решением органа местного самоуправления. В силу статьи 101 Жилищного Кодекса РСФСР служебные квартиры предназначались для заселения гражданами, которые в связи с их трудовыми отношениями должны проживать по месту работы. Служебные квартиры предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления другой кооперативной или иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. Действовавшим на момент предоставления спорной квартиры Яскель А.В. приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что гражданский персонал Министерства обороны Российской Федерации обеспечивается только служебными жилыми помещениями. Во исполнение указанных нормативно-правовых актов, спорное жилое помещение было предоставлено Министерством обороны Российской Федерации ФИО3 А.В. как гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации в качестве служебного во временное пользование на период трудовых отношений, что подтверждается ордером на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. полагают что, статус и назначение спорной «служебной» квартиры в настоящем споре четко обозначен. Таким образом, у ФИО3 А.В. и ФИО3 О.И. не возникло материального права на получение постоянного жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации и ни одна норма материального права не позволяет предоставить жилое помещение ФИО3 А.В. в качестве постоянного - только служебного. Более того, как неоднократно было разъяснено Верховным Судом Российской Федерации, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора служебного жилого помещения, право пользования им на условиях социального найма, законодательство не содержит (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ 14-173, определение Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ15-27). Учитывая изложенное и исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой, жилые помещения лицам гражданского персонала Министерства обороны РФ, предоставлялись и предоставляются только в качестве служебных, просили суд в заявленных Яскель А.В. и Яскель О.И. требованиях отказать в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Романцова И.В., уведомленная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. В суд поступила телефонограмма, о рассмотрении дела без её участия, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав истицу, суд приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с приложением к распоряжению Минимущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, жилой дом по адресу: <адрес>, закреплен на праве оперативного управления за Серышевской КЭЧ Министерства Обороны Российской Федерации, в числе прочего находящегося у нее имущества.
Приказом Министра обороны РФ №1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» было принято решение с 20 декабря 2010 года о реорганизации ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений МО РФ.
В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии со ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Из вышеуказанных документов следует, что собственником жилого фонда, в том числе и квартиры, где проживают истцы, после реорганизации Серышевской КЭЧ и передаче полномочий по управлению жилищным фондом Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», как была, так и остается Российская Федерация в лице Министерства обороны.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Как следует из обстоятельств дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Серышевской КЭЧ района Министерства Обороны Яскель Виктору Ивановичу (отцу истца) в связи с прохождением военной службы была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 В.И. умер, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ОТ №, выданным отделом ЗАГС администрации <адрес>). В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают сын умершего - Яскель Александр Викторович, ДД.ММ.ГГГГ рождение и е го супруга Яскель Ольга Ивановна ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как следует из п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства дела, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебное заседание ответчиками не представлено достоверных достаточных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение имеет статус служебного.
Из ответа ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ следует, что спорное жилое помещение не включено в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд Минобороны России.
Кроме того, согласно перечня служебных жилых помещений пгт. Серышево, предоставленного Территориальным отделом № 2 Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>, статуса служебной не имеет.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>, указанная квартира изолирована, состоит из трех комнат общей площадью 56,8 кв. м, жилой площадью 38,8 кв. м, подсобной – 18 кв.м.
Согласно лицевого счета, поквартирной карточки и справки, предоставленных Обособленным подразделением ООО «ГУЖФ» в квартире расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>, зарегистрированы и проживают: наниматель – ФИО3 А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, и его супруга Яскель О.И. с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справок, предоставленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района, следует, что Яскель А.В., Яскель О.И., не использовали свое право на приватизацию жилого помещения.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 20.06.2016 года № следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не относится к жилому фонду коммерческого использования, не является служебным. Суд считает, что в данном случае истцами фактически выполняются условия социального найма жилого помещения. Уполномоченным лицом собственника фактически принималось исполнение обязательств истцами условий социального найма.
С момента вселения и по настоящее время истцы Яскель А.В. и Яскель О.И. имеют лицевой счет на квартиру, задолженность по оплате жилья отсутствует, то есть истцы исполняют свои обязанности по фактическим условиям социального найма надлежащим образом.
В ответ на заявление о передаче в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, рекомендовано истцу обратиться в суд, при этом указано, что жилое помещение не включено в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд Минобороны. Департаментом имущественных отношений МО РФ г. Москва также отказано в передаче жилья в собственность.
Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в редакции от 2 июля 2009 года) следует, что требования граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условиях, если они обратились с такими требованиями.
Из материалов дела следует, что право на приватизацию истцы ранее не использовали, указанное жилое помещение по адресу: <адрес>, не приватизировано.
В настоящее время порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации не разработан и не утвержден, что препятствует осуществлению истцом права на жилище.
Перечень жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации, определен в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из смысла Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, военный городок пгт. <адрес>, исключен из числа закрытых военных городков.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, к числу указанных в данной правовой норме, не отнесено.
Согласно ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В силу ст.245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества. Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Отделимые улучшения общего имущества, если иное не предусмотрено соглашением участников долевой собственности, поступают в собственность того из участников, который их произвел.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы были вселены в спорное жилое помещение на основании ордера, проживают в жилом помещении на законных основаниях, жилое помещение к числу не подлежащих приватизации не отнесено, своего права на приватизацию истцы не использовали, суд полагает, что требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Яскель Александра Викторовича, Яскель Ольги Ивановны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 56,8 кв. м, жилой площадью 38,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/2 доли в праве за ФИО5 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ Демяненко Н.А.