Дело № 2-1175/2012 3 мая 2012 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Ромашовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Чубарь Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости,
установил:
Чубарь Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что является пенсионером по старости с <Дата>. Ее общий трудовой стаж составляет <***>, из которых <***> стаж работы в районе Крайнего Севера, .... В <Дата> она выехала в ... на постоянное место жительства и являлась получателем пенсии в указанной республике. По возвращению из ... в <Дата> ей была назначена пенсия, как она полагает, в минимальном размере и без учета заработанного ею стажа в районе Крайнего Севера. Считает, что ее пенсия должна быть проиндексирована, применен районный коэффициент в размере 1,5. Просит пересчитать пенсию, применить коэффициент Крайнего Севера 1,5, взять расчетный период с <Дата> <Дата>
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени его рассмотрения извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без ее участия (л.д. 45, 46).
В судебном заседании представитель истца Шияненко Т.К., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила: просит обязать ответчика произвести перерасчет размера трудовой пенсии истца по старости с момента подачи искового заявления в суд с учетом заработка за период работы с <Дата> по <Дата>, а также применить соотношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4. Суду пояснила, что с заявлением о перерасчете пенсии истец к ответчику не обращалась, справки о заработной плате за период с <Дата> по <Дата> истец не представляла. Полагает, поскольку истец работала в районе Крайнего Севера, то она имеет право на перерасчет пенсии исходя из отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
Представитель ответчика Коваленко И.А. по доверенности с иском не согласилась, указав, что пенсия истцу после возвращения из ... была назначена в соответствии с действующим на тот момент пенсионным законодательством. Перерасчет пенсии истца с учетом заработка за период с <Дата> по <Дата> и исходя из отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 не может быть произведен, поскольку справки о заработной плате за этот период истцом не представлено. Сведений о заработке истца за указанный период в материалах пенсионного дела не имеется, в связи с чем, размер пенсии истца с учетом положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от <Дата> исчислен из среднемесячного заработка в Российской Федерации.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела и материалов пенсионного дела истца следует, что истцу с <Дата> назначена пенсия по возрасту за работу на Крайнем Севера в соответствии с нормами Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». При этом заработная плата истца учтена за период ее работы с <Дата> по <Дата> (за последние 12 месяцев работы перед обращением за назначением пенсии).
С <Дата> истец в связи с переездом в ... являлась получателем пенсии по старости в указанной республике. Выплата пенсии в Российской Федерации с <Дата> истцу была прекращена.
С <Дата> после возращения истца из ... ей Ломоносовским отделом социальной защиты населения была назначена пенсия по старости за работу в районе Крайнего Севера в соответствии с действующим в то время Законом <№> «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом учтена заработная плата за период ее работы с <Дата> по <Дата>, т.е. за последние 12 месяцев работы перед обращением за назначением пенсии, в то время как, статья 102 Закона <№> «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала определение среднемесячного заработка при назначении пенсии за любые 24 последних месяца работы перед обращением за назначением пенсии либо за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности.
Впоследствии в связи с переездом на другое место жительства пенсия истцу была назначена ответчиком с <Дата>, размер пенсии которым на момент ее назначения не пересматривался.
С <Дата> размер пенсии истца ответчиком был пересмотрен ввиду обнаружения ошибки в выборе периода при назначении пенсии, допущенной Ломоносовским отделом социальной защиты населения. Размер пенсии исчислен из заработной платы истца за период с <Дата> по <Дата> с учетом единственно имеющейся в материалах пенсионного дела справки от <Дата> <№>, выданной войсковой частью <№>, за <№> работы с <Дата> по <Дата>, т.е. приведен в соответствие с действовавшим на <Дата> пенсионным законодательством. При этом согласно заявлению истца от <Дата>, имеющемуся в материалах пенсионного дела, она была согласна на исчисление пенсии с учетом заработка, указанного в справке войсковой части <№>, просила учесть именно его, поскольку других справок о заработке она представить не имела возможности.
Отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате до <Дата> составляло 1, 296, после выявления ошибки -0,865.
С <Дата> ответчиком была произведена конвертация пенсионных прав истца в расчетный пенсионный капитал. Размер пенсии истца исчислялся из среднемесячного заработка в Российской Федерации, который на <Дата> составлял <***>. В этом случае отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране составило 1,0.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ.
Положения ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Как следует из материалов дела, истец в период с <Дата> по <Дата> работала в войсковой части <№> в должности инспектора <***>, в период с <Дата> по <Дата> - в <***>
Указанные периоды работы включены в страховой стаж истца.
Согласно п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ №16, Пенсионного фонда РФ №19па от 27.02.2002 среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Истцом согласно материалам дела представлена только одна справка о заработке в войсковой части <№> за период с <Дата> по <Дата>. Справок о заработной плате за период с <Дата> по <Дата> истцом не представлено.
Таким образом, оснований для перерасчета пенсии истца с учетом заработка за период с <Дата> по <Дата> не имеется. Размер заработной платы, указанный в справке войсковой части <№>, не может быть принят для определения величины расчетного пенсионного капитала истца, поскольку заявленный период составляет менее 60 месяцев работы, с учетом которых может быть произведен перерасчет пенсии. Иных справок о заработке за 60 месяцев подряд истцом в материалы дела и материалы пенсионного дела не представлено.
Не имеется также оснований для перерасчета пенсии истца исходя из отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 с учетом размера пенсии истца с <Дата> по <Дата> в силу следующего.
Как указывалось выше, порядок исчисления и перерасчета пенсии производится в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 2 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
К числу международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от <Дата>, которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Молдова.
Из материалов дела, пояснений представителя истца и представителя ответчика следует, что истец переехала на постоянное проживание из ... на территорию Российской Федерации.
В <Дата> после выявления ошибки размер пенсии истца в соответствии с Законом РФ <№> «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исчислен из заработной платы за период с <Дата> по <Дата>, т.е. приведен в соответствие с действовавшим на момент переселения пенсионным законодательством.
С <Дата> произведена оценка пенсионных прав истца путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, которая осуществляется по определенной формуле и в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
Таким образом, после введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" районный коэффициент также участвует в формировании размера трудовой пенсии по старости путем применения при расчетах соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. При этом учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Вместе с тем, как указывалось выше, для граждан, переселившихся на территорию Российской Федерации, в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 предусмотрен особый порядок исчисления заработной платы при назначении пенсии. Так, в соответствии с п.3 ст. 6 названного Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определении среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Таким образом, при исчислении пенсии граждан, переселившихся из Республики Молдова, не работавших после переселения или не имеющих минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации. И только в случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке, размер пенсии исчисляется из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что после переселения из Республики Молдова ко времени назначения пенсии истец не работала. Между тем, минимально требуемый период работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии у истца на момент переселения и назначения ей пенсии имелся и составлял более 5 лет. Однако справки о заработной плате за 60 месяцев подряд истцом не представлено. Справка о размере заработной платы за период с <Дата> по <Дата>, который по мнению стороны истца должен быть учтен при соотношении среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, а также сведения о среднемесячном заработке работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации, истцом не представлены. При указанных обстоятельствах, размер пенсии истца был исчислен из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1 <***>, в связи с чем, и соотношение заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране составило 1, 00.
Таким образом, оснований для перерасчета пенсии истца, исходя из применения отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране в размере 1,4, в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Ссылка истца на нарушение ее пенсионных прав при выборе периода работы при назначении пенсии ответчиком в <Дата> противоречит имеющемуся в материалах пенсионного дела заявлению от <Дата>, согласно которому истец выразила согласие на исчислении пенсии с учетом заработка, указанного в справке войсковой части <№>, просила учесть именно его, поскольку других справок о заработке она представить не имела возможности.
Доводы истца о том, что положения вышеуказанного Соглашения к ней неприменимы, являются необоснованными, поскольку истец на <Дата>, являлась гражданином, переселившемся из ... на территорию Российской Федерации, до переселения постоянно проживающим на территории ..., на которого распространялось законодательство в области пенсионного обеспечения этого государства.
Несостоятельной является и ссылка истца на положения ст. 112 Закона РФ от <Дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в силу которой, гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого при выезде указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определяется максимальный размер указанной пенсии, составляет 1,5.
С <Дата> вступил в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", которым, в частности статьей 30, в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <Дата> (т.е. на день вступления в силу Закона) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, т.е. прав, которые граждане приобрели с учетом их стажа и заработка по состоянию на <Дата>. Данная конвертация и была произведена ответчиком. При этом учтены положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от <Дата>.
Увеличение пенсии, начисленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на районный коэффициент, действующее законодательство не предусматривает.
Принимая во внимание, что первоначально размер пенсии истца был исчислен с нарушением требований пенсионного законодательства, размер пенсии истца был пересмотрен, произведена конвертация пенсионных прав истца и размер пенсии истца приведен в соответствие с требованиями ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Чубарь Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области о перерасчете размера трудовой пенсии по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова