Дело № 2-610/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2014 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначевой Т.В.,
при секретаре Каракиян О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе представителя ОАО «Спасскцемент» по доверенности Прибытько И.А. о признании незаконным предписания государственной инспекции труда в Приморском крае,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ОАО «Спасскцемент» по доверенности Прибытько И.А. обратился в суд с указанной жалобой, в которой указал, что в период с 19.03.2014г. по 10.04.2014 г. инспекцией труда в Приморском крае была проведена внеплановая документарная проверка ОАО «Спасскцемент», в ходе которой было выявлено нарушение обязательных требований, а именно в нарушение ФЗ от 21.11.2011г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (п. 10 ст. 2), ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», (п. 46 ч. 1 ст. 12), Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности.. .)» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291, ОАО «Спасскцемент» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности для проведения медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
По результатам проведенной проверки инспекцией было выписано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ., которым ОАО «Спасскцемент» обязали устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
- Обеспечить проведение медицинских осмотров у работников АТХ и ж/д цеха (предрейсовых, послерейсовых), медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с требованиями ФЗ от 21.11.2011г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (п. 10 ст. 2), ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», (п. 46 ч. 1 ст. 12), Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности.. .)» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291. Срок выполнения требования ДД.ММ.ГГГГ
ОАО «Спасскцемент» не согласно с указанным заключением государственного инспектора и предписанием, и считает их противоречащими действующему законодательству по следующим основаниям:
1. Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению в том числе относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Из вышеуказанного следует, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.
Основными видами деятельности предприятия, направленными на получение прибыли, являются деятельность по добыче полезных ископаемых, производство цемента, деятельность по осуществлению перевозок груза и пр. Осуществление предприятием предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников предприятия является обязательной составной частью основной деятельности предприятия, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности предприятия. Извлечение прибыли за счет медицинских осмотров не является целью предприятия.
Полагает, что ОАО «Спасскцемент» не требуется иметь лицензию на занятие медицинской деятельностью, т.к. оно не является учреждением здравоохранения, а проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей Общества осуществляют медицинские работники, прошедшие подготовку по программе проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств и имеющие соответствующие сертификаты.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В ходе проверки Общества факт оказания услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам не был установлен, доказательства получения прибыли Обществом при оказании медицинских услуг отсутствуют.
2. До вступления в силу ФЗ от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в установленном порядке согласно Приказу Минздравсоцразвития № 342н от 26.04.2011, а так же Приказа от 12 декабря 2012 г. N 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Согласно Приказа № 590 н от 12.12.2012 г. пункта 8:
- Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:
б) на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии пунктами 47-51 Порядка.
Согласно оценке условий труда по карте аттестации № 24/100.001 от 2008 года, рабочее место фельдшера, имеет класс 2 по степени вредности и опасности и класс 1 по степени травмобезопасности, что соответствует допустимым и оптимальным условиям труда. В связи с этим повторная аттестация данного рабочего места не проводилась.
В связи с введением специальной оценки условий труда, Министерство труда и социальной защиты населения дало свои разъяснения:
1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N ЗЗн "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", который был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года (регистрационный N 31689).
В этой связи требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны.
При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения условий труда.
Считают, что нарушений законодательства в данном случае нет.
По изложенному, просит предписание государственного инспектора Государственной инспекции труда в Приморском крае В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ., а также акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить.
В судебном заседании представитель ОАО «Спасскцемент» Прибытько И.А. требования, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Приморском крае В.А. с жалобой не согласилась и суду пояснила, что требования, указанные в Предписании, основаны на законе и являются обоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что жалоба необоснованна и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Методическими рекомендациями "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29 января 2002 года, установлено, что в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, включена медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденных Постановлениеи Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково»), входят работы по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
В соответствии с п. 1.2. Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Пунктом 1.4. Типового положения установлено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.
Как установлено в судебном заседании, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств ОАО «Спасскцемент» осуществляет фельдшер Е.С., которая была принята на работу в Здравпункт ОАО «Спасскцемент» фельдшером на основании приказа, и с нею оформлен трудовой договор.
Е.С. имеет сертификат по специальности лечебное дело и прошла обучение по программе «Подготовка медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителем транспортных средств, о чем имеется заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, несмотря на то, что Е.С. имеет право на проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров, она принята на должность фельдшера в штат ОАО «Спасскцемент» как медицинский работник, и не является медицинским работником учреждения здравоохранения на основании заключенного договора между Обществом и учреждением здравоохранения, следовательно, наличие лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности, является обязательным.
В соответствии с положениями ст. 209 Трудового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ в редакции от 30 июня 2006 года, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.
Ранее действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н. предусматривал, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Она является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Проведение аттестации рабочих мест (специальная оценка условий труда) по условиям труда обязан обеспечить работодатель (часть 2 статьи 212 Трудового кодекса, пункт 1 часть 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ).
Поскольку специальная оценка условий труда рабочих мест Здравпункта ОАО «Спасскцемент» в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ОАО «Спасскцемент» проведена не была, требование государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае, обеспечить организацию проведения специальной оценки условия труда рабочих мест Здравпункта ОАО «Спасскцемент» обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы ОАО «Спасскцемент» о признании незаконными предписания государственного инспектора Государственной инспекции труда в Приморском крае В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ., акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Судья Миначева Т.В.