Дело № 2-2761/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Белых И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о понуждении принять меры по установлению технических средств организации дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о понуждении принять меры по установлению технических средств организации дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Канский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог на территории г. Канска. Данной проверкой был выявлен ряд нарушений закона. Орган местного самоуправления администрация г. Канска ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее федеральным законодательством обязанность по содержанию дорог в состоянии, допустимом по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. В нарушение требований действующего законодательства на ул. Николая Буды, 5 г. Канска около школы № 22 отсутствует дорожная разметка 1.14.1 ПДД РФ на пешеходном переходе, отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» - 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., отсутствует искусственная неровность. Отсутствие указанных дорожных знаков и искусственной неровности создает опасность причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества в результате дорожно-транспортных происшествий. Канский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Канска по исполнению полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа и обязать администрацию г. Канска установить дорожный знак 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1шт., обеспечить наличие дорожной разметки, предусмотренной приложением № 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства № 1090 от 23.10.1993 года п. 1.14.1 ПДД РФ, а также установить искусственные неровности на ул. Николая Буды, 5 г. Канска около школы № 22 в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Белых И.П. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Канска Козлов А.О., на основании доверенности иск не признал.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность предполагает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа.
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности устанавливаются на дорогах с асфальтобетонным и цементобетонными покрытиями. В пункте 6.2 данного ГОСТ установлено, что искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий, в том числе, от 10 до 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Согласно п. 5.4.22 ГОСТ Р52289-2004 Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
Согласно п. 5.2.35 ГОСТ-Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Согласно п. 6.2.17 ГОСТ-Р 52289-2004 разметку 1.14.1 ПДД РФ применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, Канской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Канский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог на территории г. Канска. Данной проверкой был выявлен ряд нарушений закона. В нарушение требований закона на ул. Николая Буды, 5 г. Канска около школы № 22 отсутствует дорожная разметка 1.14.1 ПДД РФ на пешеходном переходе, отсутствуют дорожные знака 1.23 «Дети» - 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., отсутствует искусственная неровность.
В силу ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10 2003 N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Из Закона однозначно следует, что обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В данном случае заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования г. Канска в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Канского межрайонного прокурора обоснованными, так как отсутствие указанных дорожных знаков создает опасность причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества в результате дорожно-транспортных происшествий.
Поскольку деятельность органа местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа обеспечивает нормальную жизнедеятельность городского населения, неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации дорожного движения влечет нарушение конституционных прав граждан и создает опасность причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества в результате дорожно-транспортных происшествий, суд полагает необходимым удовлетворить требования Канского межрайонного прокурора.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – три месяца, представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о понуждении принять меры по установлению технических средств организации дорожного движения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Канска по исполнению полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа и обязать администрацию г. Канска установить дорожный знак 1.23 «Дети» - 2шт, 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2шт., обеспечить наличие дорожной разметки, предусмотренной приложением № 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства № 1090 от 23.10.1993 года п. 1.14.1 ПДД РФ, а также установить искусственные неровности на ул. Николая Буды, 5 г. Канска около школы № 22, в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.