Дело № 2а-125/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 20 марта 2018 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием административного истца – нотариуса нотариального округа
Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. и ее представителя
Белова О.Б.,
заинтересованного лица Индюковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Т.И., указывая на свой статус нотариуса, обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в предоставлении нотариусу нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. недостоверных сведений на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Определением Калачеевского районного суда Воронежской области от 20.03.2018 г. производство по административному делу в части административных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в предоставлении нотариусу нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. недостоверных сведений на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по заявлениям заинтересованных лиц – Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ ею выданы свидетельства о праве на наследство на земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из нотариальной палаты Воронежской области она получила письмо, из которого узнала об обращении заинтересованных лиц к президенту нотариальной палаты с заявлением по вопросу оформления их наследственных прав. Индюкова А.И. и Лаптиева Т.И. в заявлении указали, что административный истец отказала им в аннулировании свидетельств о праве на наследство и не возвратила денежные средства, полученные от них при выдаче свидетельств о праве на наследство. По смыслу заявления Мельникова Т.И. предположила, что они считают ее действия, выразившиеся в отказе аннулирования свидетельств о праве на наследство и возврате денег, незаконными. Из заявления усматривается, что заинтересованным лицам Управлением Росреестра по Воронежской области было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, потому что данные объекты недвижимости были отчуждены наследодателем при жизни, а в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о прекращении его права собственности на них. Выдавая свидетельства о праве на наследство по закону на основании заявлений заинтересованных лиц, административный истец руководствовалась действующим законодательством и не допустила его нарушений.
Ссылаясь на статью 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года № 4462-1, Мельникова Т.И. указала, что нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества. В силу статьи 47.1. того же закона для совершения данного нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Заинтересованными лицами административному истцу было сообщено о том, что в состав наследственного имущества, принадлежавшего наследодателю ФИО1, входят земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>. Они предъявили правоустанавливающие документы: на земельный участок - свидетельство на право собственности на землю, выданное администрацией города Калач; на жилой дом - выписку из похозяйственной книги, выданную администрацией городского поселения город Калач.
В Управление Росреестра по Воронежской области административный истец направила запрос (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, получено административным истцом от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области. Информация, содержащаяся в уведомлении не могла быть истолкована административным истцом, иначе как отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на вышеуказанные земельный участок и жилой дом. Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность граждан осуществлять государственную регистрацию права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество, постольку в настоящее время в отношении значительного количества объектов недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. Это означает, что не имелось препятствий для выдачи свидетельств о праве на наследство. В своем заявлении в нотариальную палату Воронежской области заинтересованные лица указывают, что после получения свидетельств о праве на наследство и обращения в орган государственной регистрации им стало известно об отчуждении земельного участка и жилого дома наследодателем в ДД.ММ.ГГГГ. Но если дочери наследодателя не располагали такими сведениями, то административный истец тем более никак не могла об этом знать, потому что руководствовалась информацией, полученной от уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Согласно части 8 названной статьи формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. В соответствии с частью 14 этой же статьи нотариусу по запросу, направленному в форме документа на бумажном носителе, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в течение трех рабочих дней со дня направления такого запроса, по запросу, направленному в электронной форме в автоматизированном режиме, запрошенные сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса, в том числе: сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2015 года № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", сведения, предоставленные на основании запроса, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в ЕГРН.
Из пункта 16 того же Приказа следует, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в том числе следующим способом: формирование электронного документа, содержащего сведения ЕГРН, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав, в виде следующих выписок из ЕГРН, предоставляемых в форме электронных документов: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Административный ответчик, располагая сведениями о правах ФИО1 на имевшиеся у него в собственности земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, права на которые были прекращены в ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу об этом не сообщил. При наличии документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО1 на земельный участок и жилой дом, у административного истца не имелось оснований для отказа наследникам в выдаче свидетельств о праве на наследство на это имущество.
Аннулировать выданные свидетельства административный истец не вправе, так как это возможно лишь в случае, предусмотренном статьей 1155 ГК РФ, следовательно, отсутствуют законные основания для возврата уплаченного административному истцу заинтересованными лицами нотариального тарифа.
Административный истец Мельникова Т.И. также указала, что предоставление ей филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области недостоверной информации об имевшихся у наследодателя в собственности объектах недвижимого имущества привело к выдаче ею свидетельств о праве на наследство на земельный участок и жилой дом, не принадлежавшие наследодателю на дату открытия наследства. Данное обстоятельство нарушило ее права, потому что порочит ее в глазах наследников, заплативших ей деньги за выдачу документов, которые не подтверждают их наследственных прав.
В судебном заседании административный истец Мельникова Т.И. и ее представитель Белов О.Б. заявленные административные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просят суд заявленные административные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. На предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Халименкова К.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 1182 кв.м. (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ), категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства». На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером № (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ). В отношении субъекта - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения содержатся сведения о прекращенных правах на объекты недвижимости - здание и земельный участок, расположенные по вышеуказанному адресу. Права на вышеуказанные объекты недвижимости у субъекта прекращены на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Филиал поступил запрос с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель - нотариус нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.Н.) в виде выписки о правах отдельного лица на объекты недвижимости в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения. В связи с отсутствием в ЕГРН действующих прав в отношении указанного субъекта (ФИО1), Филиалом было подготовлено уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о прекращенных правах отображаются в выписке о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости. Форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 968». В соответствии с п. 58 Приказа № 378 реквизит «по состоянию на /в период с по "» заполняется в случае поступления в орган регистрации прав запроса о предоставлении информации о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на определенную дату или период времени. В этом случае указываются: дата, по состоянию на которую заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указана конкретная дата, по состоянию на которую запрашивается информация); даты начала и окончания периода, за который заявитель запросил информацию, или только дата начала периода, за который заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указан период времени, за который запрашивается информация, или указана только дата начала такого периода). Если в запросе указана дата, по состоянию на которую должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости соответствующего лица, начиная с момента внесения в ЕГРН самой ранней записи о регистрации права, если такой момент предшествует дате, указанной в запросе. Если в запросе указана только дата начала периода времени, за который должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, начиная с момента, указанного в запросе в качестве даты начала этого периода, и по дату, по состоянию на которую эта выписка выдается. В этом случае в данной части выписки после слова "по" указывается дата, по состоянию на которую выдаются сведения (выписка).
В запросе нотариуса Мельниковой Т.И. сведений о периоде времени за который должна быть представлена информация указано не было. Кроме этого, в административном исковом заявлении нотариус указывает, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, полученное от Филиала, не могло быть истолковано административным истцом иначе как отсутствие в государственной регистрации права собственности наследодателя на вышеуказанные земельный участок и жилой дом. Однако, в уведомлении в разделе «вид запрошенной информации» указана выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. То есть, из данного уведомления однозначно видно, что выписка подготовлена в отношении имеющихся в настоящее время у ФИО1 объектов недвижимости. Просит суд в удовлетворении заявленных административных требований отказать в полном объеме (л.д. 78-80; 115-116).
Заявленное по делу заинтересованное лицо Индюкова А.И. разрешение заявленных административных требований оставляет на усмотрение суда.
Заявленное по делу заинтересованное лицо Лаптиева Т.И. надлежащим образом извещена о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась. Просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Разрешение заявленных административных требований оставляет на усмотрение суда (л.д. 125).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года № 4462-1, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.
В силу ст. 47.1. вышеуказанных Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от обратившихся за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Для совершения данного нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч. ч. 5, 8 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу ч. 14 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" нотариусу по запросу, направленному в форме документа на бумажном носителе, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в течение трех рабочих дней со дня направления такого запроса, по запросу, направленному в электронной форме в автоматизированном режиме, запрошенные сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса, в том числе: 1) сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенные сведения о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства; 2) сведения о правах на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копии правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, в том числе сведения о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копии правоустанавливающих документов, сведения о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи.
В соответствии с частью 5 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, установлены Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, настоящий Порядок определяет: порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН); порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - запросы), состав и порядок заполнения запросов; формы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется следующими способами: 1) просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН, без формирования электронного документа, в объеме сведений, содержащихся в следующих выписках из ЕГРН: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; кадастрового плана территории; о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта; 2) формирование электронного документа, содержащего сведения ЕГРН, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав (далее - электронный документ, заверенный электронной подписью), в виде следующих выписок из ЕГРН, предоставляемых в форме электронных документов: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; кадастрового плана территории; о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта;
В соответствии с п. 30 Порядка и способа направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, состава и порядка заполнения запросов, запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (далее - представление запроса при личном обращении); в виде бумажного документа путем его отправки по почте (далее - представление запроса почтовым отправлением); в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов (далее - представление запроса с использованием веб-сервисов). Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН представляется в орган регистрации прав в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной в личном кабинете и на едином портале.
В силу п. 32 Порядка Формы запросов приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 40 Порядка, запрос нотариуса о предоставлении сведений о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенных сведений о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства, а также сведений о правах на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копий правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, в том числе сведений о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копии правоустанавливающих документов, сведений о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи, заверяется подписью нотариуса.
Приложением № 2 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлена форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, которая предусматривает предоставление сведений в виде: выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости: вид(ы) объекта(ов) <10>; на территории <11>; за период <12>.
В соответствии с ссылкой <10> правил заполнения запроса, указываются: вид и (или) назначение объекта недвижимости (объектов недвижимости), о зарегистрированных правах на который запрашиваются сведения (например, "жилые помещения" или "жилые дома, квартиры, комнаты"); в отношении земельных участков может быть указана категория земель (например, "земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения"); если необходима информация о любых объектах недвижимости, указывается слово "все".
В соответствии с ссылкой <11> правил заполнения запроса, в случае если запрашиваемая информация необходима по объектам недвижимости, расположенным на территории определенного (определенных) субъекта (субъектов) Российской Федерации, в строке "на территории" указывается наименование (наименования) субъекта (субъектов) Российской Федерации, если запрашивается информация по объектам недвижимости, расположенным на всей территории Российской Федерации, указываются слова "Российская Федерация".
В соответствии с ссылкой <12> правил заполнения запроса, при запросе сведений в виде выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости указывается: либо прошедшая на момент представления запроса дата, по состоянию на которую и истекший до нее период запрашиваются сведения (например, "на 31.12.2016"), либо конкретная дата (день), по состоянию на которую запрашиваются сведения (например, "01.01.2017"), либо даты начала и окончания периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2015 по 31.12.2016"), или только дата начала периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2016"). При запросе сведений в виде справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, указываются: либо даты начала и окончания периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2015 по 31.12.2016"), или только дата начала периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2016").
В соответствии с п. 58 Порядка заполнения отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденного Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, реквизит "по состоянию на _ /в период с _ по _" заполняется в случае поступления в орган регистрации прав запроса о предоставлении информации о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на определенную дату или период времени. В этом случае указываются: дата, по состоянию на которую заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указана конкретная дата, по состоянию на которую запрашивается информация); даты начала и окончания периода, за который заявитель запросил информацию, или только дата начала периода, за который заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указан период времени, за который запрашивается информация, или указана только дата начала такого периода).
Если в запросе указана дата, по состоянию на которую должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости соответствующего лица, начиная с момента внесения в ЕГРН самой ранней записи о регистрации права, если такой момент предшествует дате, указанной в запросе.
Если в запросе указана только дата начала периода времени, за который должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, начиная с момента, указанного в запросе в качестве даты начала этого периода, и по дату, по состоянию на которую эта выписка выдается. В этом случае в данной части выписки после слова "по" указывается дата, по состоянию на которую выдаются сведения (выписка).
Если в запросе указано на получение только актуальных на дату предоставления сведений о зарегистрированных правах, то реквизит "по состоянию на_/в период с _ по _ принадлежали (принадлежат)" в выписку не включается; вместо него в выписке указываются слова "по состоянию на дату предоставления сведений принадлежат".
Из обстоятельств дела следует и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. поступил запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запрашиваемая информация о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории регистрационного округа Управления Росреестра по Воронежской области (л.д. 6, 81).
Принимая во внимание вышеуказанную информацию, а также выписку из похозяйственной книги администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30), ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И., заявленным по настоящему делу заинтересованным лицам – Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Из представленных материалов следует, что административным истцом выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении вышеуказанного имущества, которое на день открытия наследства не принадлежало наследодателю – ФИО1, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 93-97).
Из анализа содержания запроса нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (л.д. 5), а также из представленных в материалы дела скриншотов запроса административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении выписки о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества (л.д. 82-84), следует, что при запросе сведений в виде выписки из ЕГРН о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, административным истцом в запросе не указана даты начала и окончания периода, за который запрашивались сведения, или дата начала периода, за который запрашивались сведения.
Данное обстоятельство также подтверждено показаниями свидетеля ФИО2 допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля по ходатайству стороны административного ответчика.
В связи с этим, административным ответчиком на основании вышеуказанных нормативных актов, по поступившему ДД.ММ.ГГГГ запросу, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество запрашиваемой информации о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории регистрационного округа Управления Росреестра по Воронежской области.
По ходатайству административного истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО3, которая суду показала, что она работает секретарем делопроизводителем у нотариуса Мельниковой Т.И. и занимается подготовкой запросов об имуществе с использованием специальной системы «<данные изъяты>» (Единая нотариальная система) которая установлена нотариусом в ДД.ММ.ГГГГ. и которая периодически обновляется и рекомендована нотариальной палатой к применению в работе. При формировании запроса в указанной системе не предусмотрена возможность задавать хронологический временной период запрашиваемой информации в отношении объектов недвижимости, принадлежавших гражданам.
В материалы дела представлен ответ Нотариальной палаты Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И. о неправомерных действиях административного истца, из которого следует, что последним даны разъяснения требований Основ законодательства РФ о нотариате, а также сообщено, что вопрос о правомерности совершенных нотариусом Мельниковой Т.И. нотариальных действий и их правовых последствиях будет решен в судебном порядке (к ответу приложена копия административного искового заявления, на основании которого судом возбуждено настоящее административное дело) (л.д. 107-113).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика соответствуют приведенным выше нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих то обстоятельство, что оспариваемым действием нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявленные административные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании действий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.А. Тронев
Мотивированное решение суда изготовлено 23 марта 2018 г.
Судья Р.А. Тронев
Дело № 2а-125/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 20 марта 2018 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием административного истца – нотариуса нотариального округа
Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. и ее представителя
Белова О.Б.,
заинтересованного лица Индюковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области административное дело по административному иску нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Т.И., указывая на свой статус нотариуса, обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в предоставлении нотариусу нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. недостоверных сведений на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Определением Калачеевского районного суда Воронежской области от 20.03.2018 г. производство по административному делу в части административных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в предоставлении нотариусу нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. недостоверных сведений на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости прекращено в связи с отказом административного истца от административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по заявлениям заинтересованных лиц – Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ ею выданы свидетельства о праве на наследство на земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из нотариальной палаты Воронежской области она получила письмо, из которого узнала об обращении заинтересованных лиц к президенту нотариальной палаты с заявлением по вопросу оформления их наследственных прав. Индюкова А.И. и Лаптиева Т.И. в заявлении указали, что административный истец отказала им в аннулировании свидетельств о праве на наследство и не возвратила денежные средства, полученные от них при выдаче свидетельств о праве на наследство. По смыслу заявления Мельникова Т.И. предположила, что они считают ее действия, выразившиеся в отказе аннулирования свидетельств о праве на наследство и возврате денег, незаконными. Из заявления усматривается, что заинтересованным лицам Управлением Росреестра по Воронежской области было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, потому что данные объекты недвижимости были отчуждены наследодателем при жизни, а в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о прекращении его права собственности на них. Выдавая свидетельства о праве на наследство по закону на основании заявлений заинтересованных лиц, административный истец руководствовалась действующим законодательством и не допустила его нарушений.
Ссылаясь на статью 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года № 4462-1, Мельникова Т.И. указала, что нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества. В силу статьи 47.1. того же закона для совершения данного нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Заинтересованными лицами административному истцу было сообщено о том, что в состав наследственного имущества, принадлежавшего наследодателю ФИО1, входят земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>. Они предъявили правоустанавливающие документы: на земельный участок - свидетельство на право собственности на землю, выданное администрацией города Калач; на жилой дом - выписку из похозяйственной книги, выданную администрацией городского поселения город Калач.
В Управление Росреестра по Воронежской области административный истец направила запрос (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, получено административным истцом от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области. Информация, содержащаяся в уведомлении не могла быть истолкована административным истцом, иначе как отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на вышеуказанные земельный участок и жилой дом. Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность граждан осуществлять государственную регистрацию права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество, постольку в настоящее время в отношении значительного количества объектов недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. Это означает, что не имелось препятствий для выдачи свидетельств о праве на наследство. В своем заявлении в нотариальную палату Воронежской области заинтересованные лица указывают, что после получения свидетельств о праве на наследство и обращения в орган государственной регистрации им стало известно об отчуждении земельного участка и жилого дома наследодателем в ДД.ММ.ГГГГ. Но если дочери наследодателя не располагали такими сведениями, то административный истец тем более никак не могла об этом знать, потому что руководствовалась информацией, полученной от уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Согласно части 8 названной статьи формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. В соответствии с частью 14 этой же статьи нотариусу по запросу, направленному в форме документа на бумажном носителе, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в течение трех рабочих дней со дня направления такого запроса, по запросу, направленному в электронной форме в автоматизированном режиме, запрошенные сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса, в том числе: сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества
В соответствии с пунктом 10 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2015 года № 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", сведения, предоставленные на основании запроса, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в ЕГРН.
Из пункта 16 того же Приказа следует, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в том числе следующим способом: формирование электронного документа, содержащего сведения ЕГРН, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав, в виде следующих выписок из ЕГРН, предоставляемых в форме электронных документов: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Административный ответчик, располагая сведениями о правах ФИО1 на имевшиеся у него в собственности земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, права на которые были прекращены в ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу об этом не сообщил. При наличии документов, подтверждающих право собственности наследодателя ФИО1 на земельный участок и жилой дом, у административного истца не имелось оснований для отказа наследникам в выдаче свидетельств о праве на наследство на это имущество.
Аннулировать выданные свидетельства административный истец не вправе, так как это возможно лишь в случае, предусмотренном статьей 1155 ГК РФ, следовательно, отсутствуют законные основания для возврата уплаченного административному истцу заинтересованными лицами нотариального тарифа.
Административный истец Мельникова Т.И. также указала, что предоставление ей филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области недостоверной информации об имевшихся у наследодателя в собственности объектах недвижимого имущества привело к выдаче ею свидетельств о праве на наследство на земельный участок и жилой дом, не принадлежавшие наследодателю на дату открытия наследства. Данное обстоятельство нарушило ее права, потому что порочит ее в глазах наследников, заплативших ей деньги за выдачу документов, которые не подтверждают их наследственных прав.
В судебном заседании административный истец Мельникова Т.И. и ее представитель Белов О.Б. заявленные административные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просят суд заявленные административные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. На предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Халименкова К.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 1182 кв.м. (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ), категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для ведения личного подсобного хозяйства». На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером № (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ). В отношении субъекта - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения содержатся сведения о прекращенных правах на объекты недвижимости - здание и земельный участок, расположенные по вышеуказанному адресу. Права на вышеуказанные объекты недвижимости у субъекта прекращены на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Филиал поступил запрос с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель - нотариус нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.Н.) в виде выписки о правах отдельного лица на объекты недвижимости в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения. В связи с отсутствием в ЕГРН действующих прав в отношении указанного субъекта (ФИО1), Филиалом было подготовлено уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о прекращенных правах отображаются в выписке о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости. Форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 968». В соответствии с п. 58 Приказа № 378 реквизит «по состоянию на /в период с по "» заполняется в случае поступления в орган регистрации прав запроса о предоставлении информации о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на определенную дату или период времени. В этом случае указываются: дата, по состоянию на которую заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указана конкретная дата, по состоянию на которую запрашивается информация); даты начала и окончания периода, за который заявитель запросил информацию, или только дата начала периода, за который заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указан период времени, за который запрашивается информация, или указана только дата начала такого периода). Если в запросе указана дата, по состоянию на которую должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости соответствующего лица, начиная с момента внесения в ЕГРН самой ранней записи о регистрации права, если такой момент предшествует дате, указанной в запросе. Если в запросе указана только дата начала периода времени, за который должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, начиная с момента, указанного в запросе в качестве даты начала этого периода, и по дату, по состоянию на которую эта выписка выдается. В этом случае в данной части выписки после слова "по" указывается дата, по состоянию на которую выдаются сведения (выписка).
В запросе нотариуса Мельниковой Т.И. сведений о периоде времени за который должна быть представлена информация указано не было. Кроме этого, в административном исковом заявлении нотариус указывает, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, полученное от Филиала, не могло быть истолковано административным истцом иначе как отсутствие в государственной регистрации права собственности наследодателя на вышеуказанные земельный участок и жилой дом. Однако, в уведомлении в разделе «вид запрошенной информации» указана выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. То есть, из данного уведомления однозначно видно, что выписка подготовлена в отношении имеющихся в настоящее время у ФИО1 объектов недвижимости. Просит суд в удовлетворении заявленных административных требований отказать в полном объеме (л.д. 78-80; 115-116).
Заявленное по делу заинтересованное лицо Индюкова А.И. разрешение заявленных административных требований оставляет на усмотрение суда.
Заявленное по делу заинтересованное лицо Лаптиева Т.И. надлежащим образом извещена о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась. Просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Разрешение заявленных административных требований оставляет на усмотрение суда (л.д. 125).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 года № 4462-1, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.
В силу ст. 47.1. вышеуказанных Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от обратившихся за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Для совершения данного нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч. ч. 5, 8 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу ч. 14 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" нотариусу по запросу, направленному в форме документа на бумажном носителе, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в течение трех рабочих дней со дня направления такого запроса, по запросу, направленному в электронной форме в автоматизированном режиме, запрошенные сведения предоставляются в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса, в том числе: 1) сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенные сведения о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства; 2) сведения о правах на объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копии правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, в том числе сведения о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копии правоустанавливающих документов, сведения о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи.
В соответствии с частью 5 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, установлены Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, настоящий Порядок определяет: порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН); порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - запросы), состав и порядок заполнения запросов; формы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется следующими способами: 1) просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН, без формирования электронного документа, в объеме сведений, содержащихся в следующих выписках из ЕГРН: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; кадастрового плана территории; о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта; 2) формирование электронного документа, содержащего сведения ЕГРН, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав (далее - электронный документ, заверенный электронной подписью), в виде следующих выписок из ЕГРН, предоставляемых в форме электронных документов: об объекте недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; кадастрового плана территории; о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта;
В соответствии с п. 30 Порядка и способа направления запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, состава и порядка заполнения запросов, запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (далее - представление запроса при личном обращении); в виде бумажного документа путем его отправки по почте (далее - представление запроса почтовым отправлением); в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов (далее - представление запроса с использованием веб-сервисов). Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН представляется в орган регистрации прав в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной в личном кабинете и на едином портале.
В силу п. 32 Порядка Формы запросов приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 40 Порядка, запрос нотариуса о предоставлении сведений о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, обобщенных сведений о правах наследодателя на имеющиеся у него объекты недвижимости в связи с открытием наследства, а также сведений о правах на объекты недвижимого имущества, сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и (или) копий правоустанавливающих документов в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия, в том числе сведений о правах залогодержателя на предмет ипотеки и (или) копии правоустанавливающих документов, сведений о содержании правоустанавливающих документов в связи с проверкой нотариусом условий совершения исполнительной надписи, заверяется подписью нотариуса.
Приложением № 2 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлена форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, которая предусматривает предоставление сведений в виде: выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости: вид(ы) объекта(ов) <10>; на территории <11>; за период <12>.
В соответствии с ссылкой <10> правил заполнения запроса, указываются: вид и (или) назначение объекта недвижимости (объектов недвижимости), о зарегистрированных правах на который запрашиваются сведения (например, "жилые помещения" или "жилые дома, квартиры, комнаты"); в отношении земельных участков может быть указана категория земель (например, "земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения"); если необходима информация о любых объектах недвижимости, указывается слово "все".
В соответствии с ссылкой <11> правил заполнения запроса, в случае если запрашиваемая информация необходима по объектам недвижимости, расположенным на территории определенного (определенных) субъекта (субъектов) Российской Федерации, в строке "на территории" указывается наименование (наименования) субъекта (субъектов) Российской Федерации, если запрашивается информация по объектам недвижимости, расположенным на всей территории Российской Федерации, указываются слова "Российская Федерация".
В соответствии с ссылкой <12> правил заполнения запроса, при запросе сведений в виде выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости указывается: либо прошедшая на момент представления запроса дата, по состоянию на которую и истекший до нее период запрашиваются сведения (например, "на 31.12.2016"), либо конкретная дата (день), по состоянию на которую запрашиваются сведения (например, "01.01.2017"), либо даты начала и окончания периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2015 по 31.12.2016"), или только дата начала периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2016"). При запросе сведений в виде справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, указываются: либо даты начала и окончания периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2015 по 31.12.2016"), или только дата начала периода, за который запрашиваются сведения (например, "с 01.01.2016").
В соответствии с п. 58 Порядка заполнения отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденного Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, реквизит "по состоянию на _ /в период с _ по _" заполняется в случае поступления в орган регистрации прав запроса о предоставлении информации о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на определенную дату или период времени. В этом случае указываются: дата, по состоянию на которую заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указана конкретная дата, по состоянию на которую запрашивается информация); даты начала и окончания периода, за который заявитель запросил информацию, или только дата начала периода, за который заявитель запросил информацию (в случае, если в запросе указан период времени, за который запрашивается информация, или указана только дата начала такого периода).
Если в запросе указана дата, по состоянию на которую должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости соответствующего лица, начиная с момента внесения в ЕГРН самой ранней записи о регистрации права, если такой момент предшествует дате, указанной в запросе.
Если в запросе указана только дата начала периода времени, за который должна быть представлена информация, то в выписку включаются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, начиная с момента, указанного в запросе в качестве даты начала этого периода, и по дату, по состоянию на которую эта выписка выдается. В этом случае в данной части выписки после слова "по" указывается дата, по состоянию на которую выдаются сведения (выписка).
Если в запросе указано на получение только актуальных на дату предоставления сведений о зарегистрированных правах, то реквизит "по состоянию на_/в период с _ по _ принадлежали (принадлежат)" в выписку не включается; вместо него в выписке указываются слова "по состоянию на дату предоставления сведений принадлежат".
Из обстоятельств дела следует и сторонами не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. поступил запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запрашиваемая информация о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории регистрационного округа Управления Росреестра по Воронежской области (л.д. 6, 81).
Принимая во внимание вышеуказанную информацию, а также выписку из похозяйственной книги администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30), ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И., заявленным по настоящему делу заинтересованным лицам – Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Из представленных материалов следует, что административным истцом выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении вышеуказанного имущества, которое на день открытия наследства не принадлежало наследодателю – ФИО1, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 93-97).
Из анализа содержания запроса нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Т.И. о предоставлении выписки из ЕГРН о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (л.д. 5), а также из представленных в материалы дела скриншотов запроса административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении выписки о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества (л.д. 82-84), следует, что при запросе сведений в виде выписки из ЕГРН о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, административным истцом в запросе не указана даты начала и окончания периода, за который запрашивались сведения, или дата начала периода, за который запрашивались сведения.
Данное обстоятельство также подтверждено показаниями свидетеля ФИО2 допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля по ходатайству стороны административного ответчика.
В связи с этим, административным ответчиком на основании вышеуказанных нормативных актов, по поступившему ДД.ММ.ГГГГ запросу, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество запрашиваемой информации о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории регистрационного округа Управления Росреестра по Воронежской области.
По ходатайству административного истца в судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО3, которая суду показала, что она работает секретарем делопроизводителем у нотариуса Мельниковой Т.И. и занимается подготовкой запросов об имуществе с использованием специальной системы «<данные изъяты>» (Единая нотариальная система) которая установлена нотариусом в ДД.ММ.ГГГГ. и которая периодически обновляется и рекомендована нотариальной палатой к применению в работе. При формировании запроса в указанной системе не предусмотрена возможность задавать хронологический временной период запрашиваемой информации в отношении объектов недвижимости, принадлежавших гражданам.
В материалы дела представлен ответ Нотариальной палаты Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Индюковой А.И. и Лаптиевой Т.И. о неправомерных действиях административного истца, из которого следует, что последним даны разъяснения требований Основ законодательства РФ о нотариате, а также сообщено, что вопрос о правомерности совершенных нотариусом Мельниковой Т.И. нотариальных действий и их правовых последствиях будет решен в судебном порядке (к ответу приложена копия административного искового заявления, на основании которого судом возбуждено настоящее административное дело) (л.д. 107-113).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика соответствуют приведенным выше нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих то обстоятельство, что оспариваемым действием нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявленные административные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска нотариуса нотариального округа Калачеевского района Воронежской области Мельниковой Татьяны Ивановны к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о признании действий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.А. Тронев
Мотивированное решение суда изготовлено 23 марта 2018 г.
Судья Р.А. Тронев