Дело № 2-8860\2012
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2012 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Большаковой О.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Бурдина И.А., к администрации г.Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонду жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма и заключении договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Первоначально Большакова О.А., на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 01 апреля 2008 года выступая в интересах несовершеннолетнего Бурдина И.А., <дата> рождения, обратилась в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию г.Екатеринбурга, ЕМУП «Городской комитет по приватизации, продаже, обмену жилья и высвобождению земельных участков под застройку», администрацию Октябрьского района г.Екатеринбурга обязанности по оформлению и передаче Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области необходимых и достаточных документов для приобретения последним в 2012 году за счет средств субъекта Свердловской области жилого помещения и предоставления его на условиях социального найма в виде однокомнатной квартиры.
В обоснование заявленного иска Большакова О.А. указала, что на основании заключенного с Управлением СЗН Октябрьского района г.Екатеринбурга договора № от <дата> она является приемной матерью несовершеннолетнего Бурдина И.А., <дата> года рождения. В порядке наследования в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Бурдина И.А. являлся собственником № доли в праве общей долевой собственности в отношении комнаты в <адрес>, в котором по состоянию на <дата> значится зарегистрированным только Бурдин И.А. Большакова О.А. выехала по указанному адресу и обнаружила там вновь выстроенное многоэтажное здание, в связи с чем она обратилась в ЕМУП «БТИ», которым был оставлен акт обследования о сносе дома по ветхости, в связи с чем указанный дом снят с технического учета. Кроме этого, Постановлением Главы Екатеринбурга от <дата> № «О внесении изменений в Постановление Главы Екатеринбурга от <дата> № «О предоставлении ООО «Уралтрансгаз» земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по улицам Литовской-Бессарабской-Латвийской» на ЕМУП «Городской комитет по приватизации, продаже, обмену жилья и высвобождению земельных участков под застройку» возложена обязанность осуществить отселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилых домах в порядке, предусмотренном законодательством. На основании заочного решения Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от <дата> администрация Октябрьского района г.Екатеринбурга должна была поставить несовершеннолетнего Бурдина И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях социального найма, однако до настоящего времени решение суда не исполнено, Бурдину И.А. как ребенку-сироте жилое помещение не предоставлено. <дата> Большакова О.А. обратилась в администрацию Октябрьского района г.Екатеринбурга с просьбой известить ее о действиях, направленных на обеспечение несовершеннолетнего Бурдина И.А. жилым помещением в связи со сносом дома. Администрация г.Екатеринбурга и администрация Октябрьского района г.Екатеринбурга, зная о том, что Бурдин И.А. являлся собственником доли жилого помещения, находящегося в снесенном доме и о вынесенном в его пользу заочном решении от <дата>, жилое помещение несовершеннолетнему не предоставили, о принятых мерах его законного представителя не известили, что в соответствии со ст. 8 и 12 ГК РФ и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Определениями суда по основаниям ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчиков ЕМУП «Городской комитет по приватизации, продаже, обмену жилья и высвобождению земельных участков под застройку» на МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а ООО «Уралтрансгаз» на ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург».
В ходе производства по настоящему гражданскому делу Большакова О.А. уточнила исковые требования, в обоснование которых дополнительно указала, что в связи со сносом жилого <адрес> Бурдин И.А. лишен конституционного права на жилище без предоставления ему взамен снесенного жилого помещения. Ответчиком МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» до настоящего времени не исполнено постановление от <дата> № Главы Екатеринбурга «О внесении изменений в Постановление Главы Екатеринбурга от <дата> № «О предоставлении ООО «Уралтрансгаз» земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по улицам <адрес>», так как п.6 Постановления на указанного ответчика возложена обязанность осуществить отселение граждан, проживающих ранее в сносимых жилых домах. По указанным основаниям истец просила обязать ООО «Уралтрансгаз» и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области солидарно приобрести для Бурдина И.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, жилой площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте города Екатеринбурга, с последующей передачей этого жилого помещения в муниципальную собственность г.Екатеринбурга через МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку»; обязать администрацию г.Екатерин6урга предоставить во внеочередном порядке в <дата> Бурдину И.А. отдельное жилое помещение в г.Екатеринбурге по норме предоставления в виде однокомнатной квартиры на условиях социального найма, с заключением договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
Впоследствии Большакова О.А. окончательно уточнив заявленный иск, предъявила требования к администрации г.Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонду жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» о понуждении МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» и Фонда жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» исполнить Постановление от <дата> № «О внесении изменений в Постановление Главы Екатеринбурга от <дата> № «О предоставлении ООО «Уралтрансгаз» земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по улицам Литовской-Бессарабской-Латвийской» в виде расселения Бардина И.А. по договору социального найма и понуждении администрации г.Екатеринбурга заключить с Бурдиным И.А. договор социального найма на приобретенное ответчиками данное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры жилой площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте г.Екатеринбурга через Большакову О.А.
Истец отказалась от требований к администрации г.Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга об оформлении документов для приобретения и предоставления Бурдину И.А. жилого помещения, солидарном приобретении ответчиками ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» и Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения и передаче его в муниципальную собственность. После разъяснения истцу последствий, предусмотренных ст. 221 ГПК РФ, производство по делу в части указанных требований прекращено.
В судебном заседании истец на доводах уточненного искового заявления настаивала, указав, что основанием для внеочередного предоставления Бурдину И.А. жилого помещения является снос <адрес>, в котором находилась <адрес>, доля в праве собственности на которую принадлежала несовершеннолетнему. Предоставление жилого помещения должно быть осуществлено на условиях социального найма не менее нормы предоставления, поскольку Бурдин И.А. отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Истец окончательно указала, что ответчики МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» должны предоставить истцу жилое помещение на условиях социального найма, а администрация г.Екатеринбурга заключить на данное жилое помещение договор социального найма. Указанное жилое помещение площадью не ниже нормы предоставления должно быть предоставлено Бурдину И.А., так как земельный участок был изъят для муниципальных нужд, а поскольку несовершеннолетний имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу определенного социального статуса (ребенок, оставшийся без попечения родителей), требования должны быть удовлетворены именно в заявленном объеме. Однако какие именно юридически значимые действия должен совершить каждый из ответчиков, истец пояснить не смогла, отказавшись от уточнения заявленного иска и получения юридической помощи представителем. Истец также отказалась от предложения ответчиков Фонда жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» и ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» заключить мировое соглашение.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» возражала против удовлетворения иска, поскольку Постановлением Главы Екатеринбурга от <дата> на ответчика возложена обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма только тем гражданам, которые занимали жилые помещения в <адрес> только на данном праве (по договорам социального найма). Обязанность же по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, а также иных лиц, имеющих жилые помещения в данном доме на праве собственности ни законом ни указанным Постановлением Главы Екатеринбурга не возлагалась. Основания и порядок отселения граждан, которым принадлежат жилые помещения в доме, подлежащим сносу, регламентированы ст. 32 ЖК РФ. Основания для внеочередного предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо регламентированы ст. 57 ЖК РФ. Таким образом, предоставление жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и указанной категории лиц, во-первых, регулируется разными правовыми нормами, а во-вторых, имеют различные основания, порядок и источники финансирования. Кроме этого, жилищным законодательством на юридическое лицо не возлагается обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями ни на праве собственности, ни на условиях социального найма. Ответчик же является коммерческой организацией, не является распорядителем муниципального жилищного фонда и не имеет возможности предоставлять гражданам жилье на условиях социального найма. В связи с этим, представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга возражала против удовлетворения иска в том объеме, который заявлен истцом, поскольку Постановлением Главы Екатеринбурга от <дата> № земельный участок, на котором находился <адрес> был предоставлен ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», на которое была возложена обязанность по расселению граждан, имеющих жилые помещения в доме на праве собственности. Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», действующий на основании договора субаренды неоднократно предлагал варианты предоставления несовершеннолетнему жилого помещения, по характеристикам, отвечающим требованиям закона, однако истец необоснованно ссылается на обязанность данных лиц по обеспечению ребенка жилым помещением по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит. Представитель подтвердила, что жилой <адрес> был снесен в связи с изъятием земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика Фонда жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» возражала против удовлетворения иска, пояснив, что на основании Постановления Главы Екатеринбурга № от <дата> «О предоставлении ООО «Уралтрансгаз» земельного участка для строительства многосекционного дома по улицам <адрес> и Постановления Главы Екатеринбурга № от <дата> «О внесении изменений в Постановление Главы Екатеринбурга от <дата> №» отселение граждан, занимающих жилые помещения на праве собственности в жилых домах по адресам <адрес> осуществляет застройщик Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» на основании договора субаренды земельного участка от <дата> о передаче ответчику прав на землю, а также прав и обязанностей застройщика, заключенного с согласия администрации г.Екатеринбурга. Разрешение на строительство № от <дата> выдано на имя Фонда, который фактически и юридически является застройщиком дома по <адрес>. Взамен 1\25 доли в праве общей долевой собственности на комнату площадью № в трехкомнатной <адрес> <дата> Большаковой О.А. было предложено предоставить Бурдину И.А. № доли в праве собственности на комнату площадью 11,5 кв.м. в <адрес>, что значительно больше по площади ранее занимаемого им жилого помещения. Истец неоднократно отказывалась от предложенных ответчиком вариантов, претендуя на отдельное жилое помещение не менее нормы предоставления. Представитель ответчика обратила внимание на то, что иные собственники долей в праве собственности на жилое помещение, принадлежащее также и Бурдину И.А., уже жилыми помещениями обеспечены. Таким образом, поскольку Бурдину И.А. должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому, соответственно оснований для предоставления жилого помещения по норме предоставления не имеется. Кроме этого, представитель ответчика указала на злоупотребление истцом своего права и нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего вследствие отказа Большаковой О.А. от предложенного ответчиком варианта обеспечения ребенка жилым помещением, которое по площади значительно больше ранее занимаемого.
В судебном заседании представители ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» (до переименования ООО «Уралтрансгаз») также исковые требования не признал, пояснив, что фактически строительство многоквартирного жилого дома осуществлял Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», который неоднократно предпринимал попытки по предоставлению несовершеннолетнему Бурдину И.А. того жилого помещения, которое отвечает требованиям жилищного законодательства, то есть равнозначное ранее занимаемому, однако истец ошибочно полагает, что несовершеннолетнему должно быть представлено жилое помещение на условиях социального найма площадью не менее нормы предоставления. Кроме этого, представитель ответчика обратил внимание на то, что МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» не наделены законом полномочиями на предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального найма.
В судебное заседание не явились представители администрации Октябрьского района г.Екатеринбурга, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, УСЗН по Ленинскому району г.Екатеринбурга, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Свердловской области, Правительства Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», о рассмотрении дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, об отложении слушания дела по уважительным причинам не заявляли.
От УСЗН по Ленинскому району г.Екатеринбурга поступила телефонограмма о проведении слушания дела в отсутствие их представителя, оставляя разрешение иска на усмотрение суда.
От Министерства финансов РФ поступил отзыв, в котором третье лицо указало, что данный орган государственной власти не является надлежащим участником процесса, поскольку несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий, которые перечислены в Постановлении от <дата> № «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». Ни функциями ни полномочиями Министерства финансов РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в связи с чем к участию в деле должен быть привлечен данный орган исполнительной власти. Кроме этого, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели для обеспечения жильем детей-сирот, а получателем данных средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направило в суд отзыв, в котором указало, что Бурдин И.А. находится на воспитании в приемной семье, соответственно отсутствует основание, с которым закон связывает возникновение права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке – окончание пребывания в приемной семье. В настоящее время право Бурдина И.А. на внеочередное обеспечение жилым помещением еще не возникло и не может быть нарушено. В связи с этим ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя и в удовлетворении заявленного иска отказать.
С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца Большаковой О.А., представителей администрации г.Екатеринбурга, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонда жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
В силу общих принципов гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет основания и предмет предъявляемого иска.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу судом неоднократно предлагалось истцу уточнить заявленный иск, определив фактические обстоятельства, на основании которых ею заявляются требования к каждому из ответчиков, однако в ходе рассмотрения дела по существу истец настаивала на требованиях, изложенных в уточненном исковом заявлении. В судебном заседании <дата> истец посчитала достаточным объем заявленных ею требований, которые она сформулировала следующим образом – ответчики МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» должны расселить, то есть предоставить Бурдину И.А. жилое помещение на условиях социального найма, а администрация г.Екатеринбурга должна заключить договор социального найма на данное жилое помещение в связи с изъятием земельного участка как с лицом, отнесенным к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Бурдин И.А. родился <дата>.
Приказом ТОИОГВ СО УСЗН Октябрьского района г.Екатеринбурга от <дата> №-О образована приемная семья с определением приемным родителем Бурдина И.А. Большакову О.А. и заключением соответствующего договора. За Бурдиным И.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес>
В соответствии с договором №-О от <дата>, заключенным между Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управлением социальной защиты населения Октябрьского района г.Екатеринбурга и Большаковой О.А., истец приняла на воспитание в приемную семью Бурдина И.А. Срок действия договора был определен сторонами, начиная с <дата> и до совершеннолетия ребенка. По условиям указанного договора Большакова О.А. взяла на себя обязательство, в том числе осуществлять защиту прав и интересов ребенка, организовать ему общий быт и предоставлять надлежащие жилищно-бытовые условия.
Как пояснила в судебном заседании истец, она и несовершеннолетний Бурдин И.А. проживают по месту жительства Большаковой О.А. в <адрес>, которая принадлежит на праве собственности истцу. В указанной квартире зарегистрированными значатся Большакова О.А. и Большаков В.А.
Несовершеннолетний Бурдин И.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону и в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права являлся собственником № доли в праве общей долевой собственности на комнату общей площадью 11,2 кв.м. в <адрес>. Аналогичные сведения представлены на основании судебного запроса из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
По состоянию на <дата> Бурдин И.А. значился зарегистрированным в данном жилом помещении.
Заочным решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> на администрацию Октябрьского района г.Екатеринбурга возложена обязанность поставить Бурдина И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ребенка-сироты.
Во исполнение данного судебного акта распоряжением Главы Октябрьского района г.Екатеринбурга от <дата> №-р Бурдин И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ребенок-сирота.
Таким образом, суд критически относится к доводам истца о том, что заочное решение от <дата> на момент обращения в суд с иском не исполнено, поскольку из представленных суду и изложенных выше доказательств, в том числе представленных Большаковой О.А., следует, что данное судебное постановление исполнено в объеме установленных судом правоотношений и изложенных в решении выводов. Требования же о предоставлении несовершеннолетнему жилого помещения судом не рассматривались, по существу не разрешались и не удовлетворялись.
В качестве основания для предъявления настоящего иска Большакова О.А. с учетом уточнения ссылается на снос жилого <адрес> и наличие права Бурдина И.А. на предоставление жилого помещения площадью не менее нормы предоставления на условиях социального найма в связи с отнесением к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.ст. 49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 2 названной статьи жилые помещения на условиях социального найма предоставляются определенным законом категориям лиц при соблюдении требований, установленных нормами Жилищного кодекса РФ и нормами иных нормативно-правовых актов на основании договоров, заключаемых собственником жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующего от его имени уполномоченного государственного органа или уполномоченного органа местного самоуправления) либо управомоченным им лицом (наймодателем).
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен бытьуведомленв письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии счастью 3настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным вчасти 6настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Постановлением Главы Екатеринбурга от <дата> № земельные участки и находящиеся на них жилые дома по адресам: <адрес>, изъяты, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с Генеральным планом развития городского округа МО «город Екатеринбург», с предоставлением ООО «Уралтрансгаз» земельного участка из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> расположенного <адрес>, в аренду на 3 года для строительства многосекционного жилого дома. Подпунктом 4 пункта 5 Постановления установлена обязанность МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» осуществить за счет средств ООО «Уралтрансгаз» выкуп жилых помещений, расположенных в жилых домах по адресам: <адрес>, принадлежащих гражданам на праве собственности, занимаемых по договору социального найма, и отселение граждан в порядке, предусмотренном законодательством.
Постановлением Главы Екатеринбурга от <дата> № в Постановление от <дата> № внесены изменения, которым п. 3 изложен в новой редакции в виде предоставления ООО «Уралтрансгаз» земельного участка из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, в аренду на три года для строительства 10-этажного жилого дома. Пункт 4 дополнен подпунктом 6 в виде возложения на ООО «Уралтрансгаз» обязанности осуществить выкуп жилых помещений, расположенных в жилых домах по адресам: <адрес>, принадлежащих гражданам на праве собственности и отселить граждан в порядке, предусмотренном законом. Пункт 5 изложен в новой редакции в виде возложения на МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» обязанности осуществить отселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма в жилых домах по адресам: <адрес>, в порядке, предусмотренном законодательством.
Суду представлен договор субаренды земельного участка от <дата>, заключенный между ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (арендатор) и Фондом жилищного развития «Уралтрансгаз» (субарендатор), по условиям которого последний принял в аренду земельный участок площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес>, с целевым использованием под строительство жилого дома.
<дата> администрацией г.Екатеринбурга Фонду жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» выдано разрешение на строительство 10-тиэтажного жилого дома по <адрес> № RU 66302000-345\08.
Как следует из акта обследования от <дата> ЕМУП «БТИ» жилой <адрес>А по <адрес> снесен по ветхости полностью 100 %. Также в соответствии со справкой ЕМУ «БТИ» данный жилой дом снесен и снят с технического учета.
В судебном заседании истец пояснила, что ранее Фондом жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» на основании вышеуказанного Постановления Главы Екатеринбурга предлагался вариант по обеспечению Бурдина И.А. жилым помещением площадью соразмерно принадлежащей ему доли, в виде № доли в праве собственности на комнату площадью № в трехкомнатной <адрес>. Данная комната также была занята родственницей Бурдина И.А. Однако от такого предложения истица отказалась, поскольку, во-первых, в комнате не могут проживать разнополые лица, а во-вторых, площадь данного жилого помещения незначительна, что не позволить обеспечить ребенку комфортные условия для проживания.
Фонд жилищного развития «Уралстрансгаз-Жилстрой» подтвердил данные обстоятельства, указав, что с истцом шли переговоры по вопросу наделения Бурдина И.А. жилым помещением, однако Большакова О.А. отказывалась, мотивируя наличием у несовершеннолетнего права на жилое помещение, большей площадью.
При указанных обстоятельствах и исходя из того, что земельный участок, на котором был расположен жилой <адрес> изымался для муниципальных нужд, отселение Бурдина И.А. и прекращение его права собственности на долю в <адрес> указанного дома, могло быть осуществлено только с согласия собственника или его законного представителя путем заключения договора, что не противоречит положениям ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.
Таким образом, поскольку именно МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» должно было осуществить отселение только граждан, занимающих жилые помещения на условиях социального найма, а Бурдин И.А. являлся собственником доли в праве собственности на <адрес>, соответственно какие-либо обязательства данного учреждения перед собственниками жилых помещений указанного дома на основании Постановлений Главы Екатеринбурга от <дата> и <дата> не возникли, поэтому требования Большаковой О.А. к данному ответчику необоснованны и неправомерны.
Кроме этого, МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» и Фонд жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» также ни действующим жилищным законодательством, ни вышеуказанными Постановлениями Главы Екатеринбурга от <дата> и <дата> не были обязаны осуществить отселение, то есть предоставление иного жилья, гражданам, имеющим право собственности в отношении жилых помещений сносимого дома на условиях социального найма.
Также, отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходит из положений ч.1 ст.239 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст.ст. 279-282, 284-286 ГК РФ.
Заявленное истцом требование о предоставлении несовершеннолетнему Бурдину И.А. взамен утраченного дома именно другого жилого помещения, а не иной компенсации, противоречит положениям ст.239 ГК РФ, а также п.7 ст.32 ЖК РФ, предусматривающей возможность предоставления собственнику сносимого жилья, только по совместному соглашению сторон, другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Более того, в соответствии с действующим жилищным законодательством (ст.86 ЖК РФ) предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в связи со сносом жилого дома производится только гражданам, которые в сносимом доме занимали жилое помещение по договору социального найма, а как установлено судом, Бурдин И.А. владел долей в жилом помещении на праве собственности, учитывая, что его право на внеочередное предоставление жилого помещения может быть реализовано при наступлении условий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что спорный дом уже фактически снесен и в настоящее время совместная договоренность между обязанным лицом и законным представителем отсутствует, а как указала Большакова И.А. не согласна с предложенными Фондом жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой» вариантами, а также то, что собственнику не была выплачена иная компенсация стоимости ее доли в праве собственности на спорный дом, истец вправе в настоящее время требовать возмещения причиненных убытков, поскольку при любых обстоятельствах возмещение в связи со сносом жилого дома и прекращением в связи с этим права собственности должно быть произведено.
В качестве фактического основания заявляемых требований истец указала в качестве одного такого основания – изъятие земельного участка и наличие у Бурдина И.А. статуса, предполагающего право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В судебном заседании истец Большакова О.А. на неоднократные предложения ответчиков заключить мировое соглашение и согласиться на предоставление несовершеннолетнему жилого помещения, площадью большей, чем Бурдин И.А. ранее занимал, категорически отказывалась, указывая на необходимость предоставления ребенку жилого помещения на условиях социального найма площадью не менее нормы предоставления, так как он по основаниям ст. 57 ЖК РФ имеет право на данное жилое помещение.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата> №-О-О указал, что исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН <дата>) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно п. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, приведенные положения ЖК РФ и Закона N 159-ФЗ, в их совокупности, гарантируют право граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма, при условии отсутствия у них закрепленного жилья.
В силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства).
Согласно ч. 2 и 3 ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство на несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Реализация права лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения по изложенным нормам закона возможна только после достижения лицом совершеннолетия, поскольку для реализации права на внеочередное жилое помещение, помимо иных условий, необходимо, в том числе прекращение опеки (попечительства).
В данном же случае Бурдину И.А. одиннадцать лет, поэтому оснований для предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке по основаниям, указанным истцом, не имеется.
Процедура обеспечения жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотрена Порядком обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП, в соответствии с которым обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка).
Таким образом, на ответчиков МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Фонду жилищного развития «Уралтрансгаз-Жилстрой», ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Бурдину И.А. по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как в силу закона данные субъекты обязанными лицами по данным правоотношениям не названы, и кроме этого, право на внеочередное предоставление Бурдину И.А. жилого помещения по указанным правовым основаниям может быть реализовано только при наступлении вышеизложенных условий.
Суд соглашается с возражением ответчиков о том, что основания для предоставления Бурдину И.А. жилого помещения в связи со сносом и как ребенку, оставшемуся без попечения родителей по своему субъектному составу, в том числе обязанным лицам, характеру и правовому регулированию являются различными и соответственно на лицо, которое обязано реализовать право гражданина на жилое помещение по одному основанию не может быть возложена обязанность, которая законом возлагается на другое лицо.
При этом, данным решением суда не оспаривается право Бурдина И.А. на предоставление жилого помещения в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако при соблюдении условий, предусмотренных данной правовой нормой, а также на возмещение убытков в связи с изъятием земельного участка, однако данный способ судебной защиты должен соответствовать фактическим обстоятельствам и требованиям закона, регулирующего заявленные правоотношения. Требования же истца в указанном ею объеме удовлетворены быть не могут.
Кроме этого, поскольку истцом заявлены требования к администрации г.Екатеринбурга о заключении договора социального найма только в отношении жилого помещения, которое должно быть приобретено вышеуказанными ответчиками, в удовлетворении требований к которым судом отказано, соответственно оснований для удовлетворения требований к администрации г.Екатеринбурга не имеется. Иных требований к администрации г.Екатеринбурга, в том числе по другим основаниям, учитывая неоднократное уточнение иска и окончательное изложение требований к данному ответчику только в соответствии с уточнением от <дата>, истцом заявлено не было.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: