Дело № 2-2563/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2013 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
с участием адвоката Чугунова А.Г., действующего по ордеру № 530 от 06.05.2013 г.,
при секретаре Дубовицкой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришаева Д.М. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-е лицо: Администрация муниципального образования «Город Энгельс» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании постановки на учёт,
установил:
Гришаев Д.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской (далее –Министерство) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании ответчика поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Доводы своих исковых требований истец обосновал тем, что он летом 2012 года обратился в Министерство с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии его на учёт в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах». Однако, 01.10.2012 г. Министерство ему отказало в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям ч. 8 ст. 1.1 Закона Саратовской области от 02.07.2009 г. № 85 ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов ВОВ 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», в связи с его обеспеченностью свыше 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Как указывает истец, он является ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в составе семьи 3 человека в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности дочери Б общей площадью 30,9 кв.м, по адресу: <адрес> При этом он лично собственником какого-либо недвижимого имущества не является, по договору социального найма ранее ему жилье не предоставлялось. Считает действия Министерства, выразившиеся в отказе постановке его на учёт незаконными, просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить его на соответствующий учёт.
В судебном заседании истец Гришаев Д.М. и его адвокат Чугунов А.Г., действующий на основании ордера, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным выше и просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Сергеев Д.А., действующий на основании доверенности, иск не признал и просил в удовлетворении требований отказать, считает, что решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий было принято правильно и на законных основаниях. В обосновании доводов своих возражений указывает, что с 2000 года и по настоящее время истец Гришаев Д.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, общей площадью 30,9 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, составом семьи три человека. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Бурим Т.Д., являющейся дочерью истца и проживающей с ним как члены одной семьи. Кроме того, Б. на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 30,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> Таким образом, в совокупности обеспеченность общей площади жилого помещения на одного члена семьи истца превышает 14 кв.м., то есть выше учетной нормы. Просил отказать в удовлетворении исковых требований Гришаеву Д.М., в том числе по мотиву пропуска им без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
3-е лицо - Администрация муниципального образования «Город Энгельс» о месте и времени рассмотрения дела было извещено своевременно и надлежащим образом. В суд представлен письменный отзыв, в котором указано о рассмотрении дела в отсутствии представителя, и о том, что Гришаев Д.М. на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования город Энгельс не состоит. (л.д.31).
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования истцом заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Истец Гришаев Д.М. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные положениями ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.18).
В соответствии с положениями ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" к числу таких мер относится и обеспечение указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета.
Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Из положений статьи 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений не противоречит Конституции Российской Федерации, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, о чем указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 года N 604-О-О.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
На основании ст.1 Закона Саратовской области № 85-ЗСО от 02 июля 2009 г. «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 гг. и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны предоставляются при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.1.1 указанного выше закона Саратовской области граждане, указанные в статье 1 вышеуказанного Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 кв.м;
проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что с 03.07.2000 г. Гришаев Д.М. зарегистрирован и проживает с составом своей семьи 3 человека – он, дочь и внук, в жилом помещении, общей площадью 30,2 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д. 11). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истца – Б., которая вселила своего отца в свою квартиру в качестве члена своей семьи.
Кроме того, Бугрим Т.Д. на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 30,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 16).
20.06.2012 г. истец Гришаев Д.М. обратился заявлением в Министерство о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
01.10.2012 г. Гришаеву Д.М. был дан ответ, которым Министерство отказало ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что обеспеченность общей площади жилого помещения на каждого члена семьи свыше 14 кв.м, то есть выше учетной нормы (л.д.12).
Как следует из объяснений истца, он был вселен и в настоящее время проживает со своей дочерью и внуком как члены одной семьи, они ведут общее хозяйство и у них один бюджет.
Исходя из указанных норм Жилищного кодекса РФ, учитывая, что истец был вселен своей дочерью в принадлежащее ей жилое помещение, в котором помимо него проживает сама дочь Бугрим Т.Д. и её сын Бугрим М.Ю., то обстоятельство, что дочери истца на праве собственности принадлежит ещё одно жилое помещение, они являются членами единой семьи, что подтверждается справкой формы № 1 ТСЖ № 8, а также пояснениями самого истца, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно определяться исходя из суммарной общей площади жилых помещений, занимаемых семьей истца, а также общей площади принадлежащих членам семьи других жилых помещений.
Учитывая, что дочери истца Б. принадлежат два жилых помещения, а именно квартира <адрес>, при этом суммарная общая площадь жилых помещений составляет 60,5 кв.м, то на каждого из членов семьи истца Гришаева Д.М. приходится по 20,1 кв.м общей площади, что превышает 14 кв.м учетной нормы.
Довод истца об отсутствии у него какого-либо жилья на праве собственности не свидетельствует о неправильности принятого решения Министерством, поскольку истец на момент обращения с заявлением являлся и является в настоящее время членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, что в силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяло отнести ее к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
К доводам адвоката истца о том, что дочь и внук не являются членами семьи истца, суд относится критически, так как они не соответствуют действительности и противоречат установленным в суде обстоятельствам.
Кроме того, суд находит обоснованным довод ответчика о пропуске истцом срока для обращения в судебные органы за защитой своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Часть 1 статьи 256 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При этом судом установлено, что о наличии оспариваемого решения истцу было достоверно известно в октябре 2012 года, в судебные органы он обратился только лишь 27 марта 2013 года, а доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих обращению с заявлением в суд в предусмотренный законом срок истцом не представлено.
Таким образом, суд, разрешая иск в пределах заявленных истцом исковых требований, приходит к выводу, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных исковых требований Гришаеву Д.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова, со дня изготовления мотивировочной части решения.
Судья подпись Торопова С.А.