Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3957/2019 ~ М-3333/2019 от 01.07.2019

Дело № 2а-3957/2019

УИД 36RS0004-01-2019-003916-91

3.024 - Гл. 22 КАС РФ

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 августа 2019 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                          Яковлева А.С.,

при секретаре                                      Русиной А.С.,

с участием представителя административного ответчика с доверенностью Юсифова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Синяткина Петра Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа (решения) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13.02.2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Синяткин П.А. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности принять на учет. Указывал на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>. Являясь сиротой, он обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД, ему, как лицу, ранее относившемуся к категории детей - сирот, лиц из числа детей-сирот и достигшему 23 летнего возраста, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области, в связи с достижением 23-летнего возраста и утратой права на обращение для постановки на такой учет. Истец полагает приказ незаконным.

Полагает, что действия Департамента социальной защиты Воронежской области являются незаконными по следующим основаниям. Считает, что отсутствие его на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований о предоставлении вне очереди жилого помещения. Более того, он обратился в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» с просьбой о постановке на жилищный учет по категории «лица из числа детей-сирот» еще до того, как ему исполнилось 23 года. Ему выдали перечень документов, которые необходимо было собрать для подтверждения своего права на постановку на жилищный учет. После подготовки всех необходимых документов в январе 2019 года у него приняли заявление о постановке на жилищный учет по категории «лица из числа детей-сирот». Истец полагает, что в данном случае было нарушено его право, и заявление о принятии его на жилищный учет должны были принять в момент его первого обращения, то есть до 23 лет. Тот факт что он обращался с просьбой о принятии на жилищный учет до 23 лет, подтверждается датами на документах, которые он предоставил вместе с заявлением. Факты обращения подтверждаются сведениями из органов опеки попечительства и КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района». О том, что он не мог подать заявление после 23 лет он не знал, поскольку юридического образования он не имеет. Все его попытки встать на учет и добиться помощи, которые он совершал до достижения 23 лет, оказались безрезультатными. В результате сложной жизненной ситуации, тяжелого финансового положения и необходимостью зарабатывать на жизнь, собирать документы, учебой, службой в армии, собрать документы оперативно не получилось, при том, что получение справок в местных органах и поездок в другой регион для получения справок отрывало от основной работы. Кроме того истец полагает, что за последние два года органы опеки и попечительства, а также работники социальной защиты неоднократно вводили его в заблуждение, указывая что для постановки на учет ему не хватает тех или иных справок.

До достижения 23 летнего возраста все принадлежащее ему на праве социального найма и ином праве жилье признано негодным или менее учетной нормы. Лишение его права на постановку на учет спустя несколько месяцев с момента исполнения 23 летнего возраста считает формализмом, некачественной оценкой всей ситуации в целом со стороны Департамента, тем более, что он имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но не был включен ни в какой список.

При таких обстоятельствах истец просил суд признать незаконным Приказ (решение) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области, возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по категории: лиц, ранее относившиеся к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигшие 23 летнего возраста, составом семьи 1 человек.

В судебное заседание административный истец не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Департамента социальной защиты Воронежской области с доверенностью Юсифов Р.Н. против удовлетворения иска возражал, ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения, пояснял по письменным возражениям.

Суд, выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, материалы учетного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По общему правилу, установленному в ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом по смыслу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

С учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Отец истца - ФИО5, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти Сер. I-ЖТ , выданным Администрацией муниципального образования                        <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ

Мать истца - ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждением Свидетельством о смерти Сер. I-ЖТ , выданным Администрацией муниципального образования <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ.

В 2011 г. истец окончил Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » <адрес>. В 2014 г. получил диплом о среднем профессиональном образовании, выданный Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования <адрес> «Острогожский аграрный техникум» <адрес>.

17 января 2019 г. Синяткин П.А. обратился к руководителю Департамента социальной защиты Воронежской области Сергеевой О.В. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, представив пакет необходимых документов для предоставления данной меры социальной поддержки, подтверждающих, в том числе, и факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Из представленного суду учётного дела усматривается, что документы имеющиеся в нём собирались в течении нескольких лет, о чём свидетельствует дата их выдачи.

    Приказом № 469/ОД от 13 февраля 2019 г. принятым Департаментом социальной защиты Воронежской области Синяткину П.А., <данные изъяты>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, ул. ФИО9, <адрес>, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вынесение приказа было мотивировано положениями Приказа департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет», Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из которых усматривается, что в соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанный закон вступил в силу с 01 января 2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г.        № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеприведенных норм действующего, и анализа, ранее применявшегося жилищного законодательства, административный ответчик пришел к выводу о том, что лица, относящиеся к данной категории граждан, имеют возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01 января 2013 г.), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С 01 января 2013 г., после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права на обеспечение жильем после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ Синяткин П.А. должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на Синяткина П.А. лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства. Между тем, доказательств того, что в возрасте до 23 лет Синяткин П.А. был лицом из числа детей-сирот и обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, Синяткиным П.А. не представлено. На момент обращения Синяткину П.А. исполнилось 23 года, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентные органы с указанным заявлением, административный ответчик при вынесении оспариваемого Приказа не усмотрел. Указав, что Синяткин П.А. имел возможность своевременно осуществлять свои права на обеспечение жильем, путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей-сирот, однако этого не сделал. По достижении возраста 23 лет право утратил.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей после 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом следует отметить, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Правовые отношения по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 г. № 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и также приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД, утвердившим Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

    Таким уполномоченным органом в Воронежской области в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 является Департамент социальной защиты Воронежской области.

В соответствии с Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 г. № 131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» принят приказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет».

Данным приказом Департамента № 1476/ОД регулируется, в том числе и принятие на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно приказу Департамент социальной защиты Воронежской области осуществляет принятие на учет, ведение учета; ежегодное формирование списка; ежеквартальное утверждение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений, внесение в него изменений и дополнений, а также подготовку аукционной документации на проведение электронных торгов по приобретению в собственность Воронежской области жилых помещений для детей-сирот, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 2.2.3 вышеуказанного Порядка Департамент социальной защиты Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещении.

В соответствии с пунктами 2.2.4, 5.2, 5.3 Порядка копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения, а затем получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец                 Синяткин П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно относится к категории лиц, ранее относившихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, поскольку его мать и отец умерли. На заявление Синяткина П.А. от 17 января 2019 г. Приказом Департамента социальной защиты от 13 февраля 2019 г. № 469/0Д, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет истцу исполнилось 23 года. Из приведенных выше норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ усматривается, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть вставшие на соответствующий учет в возрасте до 23 лет. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется именно на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего соответствующего права должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом при обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как в таком случае не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, поскольку истец обратился с заявлением о постановке на учет только в                  17 января 2019 г. после достижения возраста 23 лет, административный ответчик законно пришёл к выводу о том, что, на момент обращения заявитель утратил потенциальное право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В связи с чем, суд полагает вынесенный Департаментом социальной защиты Воронежской области приказ от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД законным и обоснованным. Копия вынесенного приказа была направлена заявителю 18 февраля 2019г., то есть своевременно.

При этом, согласно позиции, высказанной Верховным Судом РФ, отсутствие указанного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Доводы истца о наличии уважительных причин для пропуска срока, установленного действующим законодательством, уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, в качестве которых могут выступать, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке сироты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, установление обстоятельств того, что он до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, могут быть проверены судом в рамках рассмотрения гражданского дела.

С учетом положений вышеуказанного Обзора, как указано Верховным Судом РФ, причины пропуска срока обращения с заявлением могут быть исследованы судом в рамках рассмотрения гражданского дела и не выяснение данных вопросов к компетенции Департамента на момент изучения материалов учетного дела не относится.

Не подлежат проверке данные причины и в рамках настоящего процесса, поскольку данное обстоятельство не является подлежащим доказыванию в рамах дела по заявленному административному иску, поскольку судом подлежит оценке вынесенный Департаментом Приказ по материалам имеющегося у него учетного дела.

В рамках настоящего административного дела судом было установлено, что административный истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения в органы, обеспечивающие социальную поддержку данной категории граждан достиг возраста 23 лет, тогда как дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Вопрос о наличии у заявителя жилья, пригодного для проживания, находящегося в его пользовании или в собственности при вынесении оспариваемого Приказа не разрешался, но тем не менее из учётного дела Синяткина П.А., имеющегося в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района «Воронежской области усматривается, что административный истец жилья отвечающего по площади нормам, установленным действующим жилищным законодательством не имеет. О чем свидетельствуют заключения, подготовленные Руководителем Департамента образования, науки и жилищной политики Воронежской области от 29 декабря 2018г. и от 31 августа 2018 г. «Об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении» ввиду того, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данных жилых помещениях, менее учетной нормы площади жилого помещения. В личном деле истца имеются сведения о ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ул. ФИО9, <адрес> (общая площадь - 35,5 кв. м.), в отношении которого заявитель имеет право пользования, о чем свидетельствует выписка из домовой книги (поквартирной карточки) администрации ООО «МУЖЭН-3» <адрес>, находящейся в муниципальной собственности и жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с/с Верхнеплосковский, д. Верхнеплоское, <адрес>, в котором истцу принадлежит на праве общей долевой собственности 1/8 доля, о чем имеется Свидетельство о государственной регистрации права собственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . При вынесении оспариваемого приказа данным обстоятельствам Департамент оценки не давал.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о недоказанности стороной истца факта нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 4691/ОД. Тогда как на момент рассмотрения настоящего административного дела, суд полагает не утраченным право истца на обращение в суд с исковым заявлением, составленным в порядке 131,132 ГПК РФ о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности принять решение о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области, в рамках рассмотрения которого и подлежат оценке судом причины пропуска срока обращения с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В связи с этим судом не усматривается оснований, влекущих признание оспариваемого приказа незаконным, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчик действовал в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, в пределах своей компетенции и в установленные законом сроки.

Доводы, излагаемые административным истцом в ходе рассмотрения дела, исследовались судом и признаны несостоятельными, поскольку сводятся к субъективному толкованию норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд принимает во внимание, что административным истцом не приведены обоснованные доводы о нарушении его прав Приказом от 13 февраля 2018 г. № 469/ОД и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Кроме того, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обжалование приказа Департамента, поскольку как видно из материалов дела, с административным иском Синяткин П.А. обратился в суд               01.07.2019 г. в то время, как оспариваемый приказ издан 13.02.2019 г. и направлен истцу в установленный законом срок. Каких-либо доказательств, подтверждающих соблюдение сроков обращения в суд, истцовой стороной представлено не было.

Учитывая установленные обстоятельства, оснований для удовлетворения требований административного иска в рамках заявленного спора не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа (решения) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13.02.2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                       А.С. Яковлев

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2019 года

Дело № 2а-3957/2019

УИД 36RS0004-01-2019-003916-91

3.024 - Гл. 22 КАС РФ

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 августа 2019 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                          Яковлева А.С.,

при секретаре                                      Русиной А.С.,

с участием представителя административного ответчика с доверенностью Юсифова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Синяткина Петра Александровича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа (решения) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13.02.2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Синяткин П.А. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и возложении обязанности принять на учет. Указывал на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>. Являясь сиротой, он обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД, ему, как лицу, ранее относившемуся к категории детей - сирот, лиц из числа детей-сирот и достигшему 23 летнего возраста, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области, в связи с достижением 23-летнего возраста и утратой права на обращение для постановки на такой учет. Истец полагает приказ незаконным.

Полагает, что действия Департамента социальной защиты Воронежской области являются незаконными по следующим основаниям. Считает, что отсутствие его на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований о предоставлении вне очереди жилого помещения. Более того, он обратился в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района» с просьбой о постановке на жилищный учет по категории «лица из числа детей-сирот» еще до того, как ему исполнилось 23 года. Ему выдали перечень документов, которые необходимо было собрать для подтверждения своего права на постановку на жилищный учет. После подготовки всех необходимых документов в январе 2019 года у него приняли заявление о постановке на жилищный учет по категории «лица из числа детей-сирот». Истец полагает, что в данном случае было нарушено его право, и заявление о принятии его на жилищный учет должны были принять в момент его первого обращения, то есть до 23 лет. Тот факт что он обращался с просьбой о принятии на жилищный учет до 23 лет, подтверждается датами на документах, которые он предоставил вместе с заявлением. Факты обращения подтверждаются сведениями из органов опеки попечительства и КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района». О том, что он не мог подать заявление после 23 лет он не знал, поскольку юридического образования он не имеет. Все его попытки встать на учет и добиться помощи, которые он совершал до достижения 23 лет, оказались безрезультатными. В результате сложной жизненной ситуации, тяжелого финансового положения и необходимостью зарабатывать на жизнь, собирать документы, учебой, службой в армии, собрать документы оперативно не получилось, при том, что получение справок в местных органах и поездок в другой регион для получения справок отрывало от основной работы. Кроме того истец полагает, что за последние два года органы опеки и попечительства, а также работники социальной защиты неоднократно вводили его в заблуждение, указывая что для постановки на учет ему не хватает тех или иных справок.

До достижения 23 летнего возраста все принадлежащее ему на праве социального найма и ином праве жилье признано негодным или менее учетной нормы. Лишение его права на постановку на учет спустя несколько месяцев с момента исполнения 23 летнего возраста считает формализмом, некачественной оценкой всей ситуации в целом со стороны Департамента, тем более, что он имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но не был включен ни в какой список.

При таких обстоятельствах истец просил суд признать незаконным Приказ (решение) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области, возложить на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по категории: лиц, ранее относившиеся к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигшие 23 летнего возраста, составом семьи 1 человек.

В судебное заседание административный истец не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Департамента социальной защиты Воронежской области с доверенностью Юсифов Р.Н. против удовлетворения иска возражал, ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения, пояснял по письменным возражениям.

Суд, выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, материалы учетного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По общему правилу, установленному в ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом по смыслу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

С учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Отец истца - ФИО5, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти Сер. I-ЖТ , выданным Администрацией муниципального образования                        <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ

Мать истца - ФИО6, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждением Свидетельством о смерти Сер. I-ЖТ , выданным Администрацией муниципального образования <адрес> Россия ДД.ММ.ГГГГ.

В 2011 г. истец окончил Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » <адрес>. В 2014 г. получил диплом о среднем профессиональном образовании, выданный Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования <адрес> «Острогожский аграрный техникум» <адрес>.

17 января 2019 г. Синяткин П.А. обратился к руководителю Департамента социальной защиты Воронежской области Сергеевой О.В. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, представив пакет необходимых документов для предоставления данной меры социальной поддержки, подтверждающих, в том числе, и факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Из представленного суду учётного дела усматривается, что документы имеющиеся в нём собирались в течении нескольких лет, о чём свидетельствует дата их выдачи.

    Приказом № 469/ОД от 13 февраля 2019 г. принятым Департаментом социальной защиты Воронежской области Синяткину П.А., <данные изъяты>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, ул. ФИО9, <адрес>, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вынесение приказа было мотивировано положениями Приказа департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет», Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из которых усматривается, что в соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанный закон вступил в силу с 01 января 2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г.        № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеприведенных норм действующего, и анализа, ранее применявшегося жилищного законодательства, административный ответчик пришел к выводу о том, что лица, относящиеся к данной категории граждан, имеют возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01 января 2013 г.), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С 01 января 2013 г., после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права на обеспечение жильем после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ Синяткин П.А. должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на Синяткина П.А. лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства. Между тем, доказательств того, что в возрасте до 23 лет Синяткин П.А. был лицом из числа детей-сирот и обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, Синяткиным П.А. не представлено. На момент обращения Синяткину П.А. исполнилось 23 года, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентные органы с указанным заявлением, административный ответчик при вынесении оспариваемого Приказа не усмотрел. Указав, что Синяткин П.А. имел возможность своевременно осуществлять свои права на обеспечение жильем, путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей-сирот, однако этого не сделал. По достижении возраста 23 лет право утратил.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей после 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом следует отметить, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Правовые отношения по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 г. № 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и также приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД, утвердившим Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

    Таким уполномоченным органом в Воронежской области в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 является Департамент социальной защиты Воронежской области.

В соответствии с Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 г. № 131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» принят приказ Департамента социальной защиты Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет».

Данным приказом Департамента № 1476/ОД регулируется, в том числе и принятие на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно приказу Департамент социальной защиты Воронежской области осуществляет принятие на учет, ведение учета; ежегодное формирование списка; ежеквартальное утверждение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений, внесение в него изменений и дополнений, а также подготовку аукционной документации на проведение электронных торгов по приобретению в собственность Воронежской области жилых помещений для детей-сирот, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 2.2.3 вышеуказанного Порядка Департамент социальной защиты Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещении.

В соответствии с пунктами 2.2.4, 5.2, 5.3 Порядка копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения, а затем получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец                 Синяткин П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно относится к категории лиц, ранее относившихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, поскольку его мать и отец умерли. На заявление Синяткина П.А. от 17 января 2019 г. Приказом Департамента социальной защиты от 13 февраля 2019 г. № 469/0Д, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет истцу исполнилось 23 года. Из приведенных выше норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ усматривается, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть вставшие на соответствующий учет в возрасте до 23 лет. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется именно на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего соответствующего права должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом при обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как в таком случае не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, поскольку истец обратился с заявлением о постановке на учет только в                  17 января 2019 г. после достижения возраста 23 лет, административный ответчик законно пришёл к выводу о том, что, на момент обращения заявитель утратил потенциальное право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В связи с чем, суд полагает вынесенный Департаментом социальной защиты Воронежской области приказ от 13 февраля 2019 г. № 469/ОД законным и обоснованным. Копия вынесенного приказа была направлена заявителю 18 февраля 2019г., то есть своевременно.

При этом, согласно позиции, высказанной Верховным Судом РФ, отсутствие указанного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Доводы истца о наличии уважительных причин для пропуска срока, установленного действующим законодательством, уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, в качестве которых могут выступать, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке сироты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, установление обстоятельств того, что он до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, могут быть проверены судом в рамках рассмотрения гражданского дела.

С учетом положений вышеуказанного Обзора, как указано Верховным Судом РФ, причины пропуска срока обращения с заявлением могут быть исследованы судом в рамках рассмотрения гражданского дела и не выяснение данных вопросов к компетенции Департамента на момент изучения материалов учетного дела не относится.

Не подлежат проверке данные причины и в рамках настоящего процесса, поскольку данное обстоятельство не является подлежащим доказыванию в рамах дела по заявленному административному иску, поскольку судом подлежит оценке вынесенный Департаментом Приказ по материалам имеющегося у него учетного дела.

В рамках настоящего административного дела судом было установлено, что административный истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения в органы, обеспечивающие социальную поддержку данной категории граждан достиг возраста 23 лет, тогда как дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. Вопрос о наличии у заявителя жилья, пригодного для проживания, находящегося в его пользовании или в собственности при вынесении оспариваемого Приказа не разрешался, но тем не менее из учётного дела Синяткина П.А., имеющегося в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Лискинского района «Воронежской области усматривается, что административный истец жилья отвечающего по площади нормам, установленным действующим жилищным законодательством не имеет. О чем свидетельствуют заключения, подготовленные Руководителем Департамента образования, науки и жилищной политики Воронежской области от 29 декабря 2018г. и от 31 августа 2018 г. «Об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении» ввиду того, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данных жилых помещениях, менее учетной нормы площади жилого помещения. В личном деле истца имеются сведения о ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ул. ФИО9, <адрес> (общая площадь - 35,5 кв. м.), в отношении которого заявитель имеет право пользования, о чем свидетельствует выписка из домовой книги (поквартирной карточки) администрации ООО «МУЖЭН-3» <адрес>, находящейся в муниципальной собственности и жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с/с Верхнеплосковский, д. Верхнеплоское, <адрес>, в котором истцу принадлежит на праве общей долевой собственности 1/8 доля, о чем имеется Свидетельство о государственной регистрации права собственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . При вынесении оспариваемого приказа данным обстоятельствам Департамент оценки не давал.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о недоказанности стороной истца факта нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 13 февраля 2019 г. № 4691/ОД. Тогда как на момент рассмотрения настоящего административного дела, суд полагает не утраченным право истца на обращение в суд с исковым заявлением, составленным в порядке 131,132 ГПК РФ о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанности принять решение о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области, в рамках рассмотрения которого и подлежат оценке судом причины пропуска срока обращения с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В связи с этим судом не усматривается оснований, влекущих признание оспариваемого приказа незаконным, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчик действовал в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, в пределах своей компетенции и в установленные законом сроки.

Доводы, излагаемые административным истцом в ходе рассмотрения дела, исследовались судом и признаны несостоятельными, поскольку сводятся к субъективному толкованию норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд принимает во внимание, что административным истцом не приведены обоснованные доводы о нарушении его прав Приказом от 13 февраля 2018 г. № 469/ОД и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Кроме того, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обжалование приказа Департамента, поскольку как видно из материалов дела, с административным иском Синяткин П.А. обратился в суд               01.07.2019 г. в то время, как оспариваемый приказ издан 13.02.2019 г. и направлен истцу в установленный законом срок. Каких-либо доказательств, подтверждающих соблюдение сроков обращения в суд, истцовой стороной представлено не было.

Учитывая установленные обстоятельства, оснований для удовлетворения требований административного иска в рамках заявленного спора не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа (решения) Департамента социальной защиты Воронежской области от 13.02.2019 г. № 469/ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Воронежской области и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                       А.С. Яковлев

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2019 года

1версия для печати

2а-3957/2019 ~ М-3333/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Департамент соц.защиты ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация административного искового заявления
01.07.2019Передача материалов судье
04.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2019Предварительное судебное заседание
21.08.2019Предварительное судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2021Дело оформлено
09.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее